«Шамаили - это подарок со смыслом»

Каллиграф из Татарстана Гульназ Исмагилова о древнейшем исламском искусстве.

Вы когда-нибудь замечали в татарских домах своеобразные картины с арабской вязью? Эти настенные панно в мусульманской культуре называют шамаилями. В древности их могли писать лишь мудрецы, чтобы распространять отрывки из священного Корана. Сегодня шамаили выполняют немного другие задачи. Это привычный элемент декора в доме, мечети и отличное напоминание человеку о своих корнях.

Журналист KazanFirst встретилась с одним из известных в Татарстане каллиграфов Гульназ Исмагиловой. Она прославилась на весь мир тем, что талантливо пишет шамаили. Мы попросили Гульназ рассказать об этом виде искусства подробнее.

- На одном из мастер-классов вы сказали, чтобы овладеть хотя бы одним почерком арабской каллиграфии, требуется немало лет. А как давно вы занимаетесь этим искусством?

- Действительно, это искусство требует немало усилий. Занимаюсь каллиграфией седьмой год.

- С чего начался ваш интерес к арабской графике?

- Я вообще не думала, что начну заниматься этим всерьез. Я ведь и в художку не ходила. Училась в музыкальной школе, играла на фортепиано, гитаре, пела в вокальном ансамбле «Бәхет». С 6-го класса начала учиться в татарско-турецком лицее в Казани. Как-то искусствовед Рауза Султанова организовала во Вселенском храме мастер-классы челнинских художников Мадияра Хазиева и Хамзы Шарипова. Тогда я училась в 10-м классе. Они показывали живопись в технике татарского шамаиля. Это было очень интересно и увлекательно!

- После мастер-класса вы сразу взялись за это дело?

- Нет. Но я стала более внимательной к искусству каллиграфии, к шамаилям.

- Помните тот момент, когда ваши работы стали замечать?

- Окончив лицей, я поступила в университет в Турцию. После первого курса обучения приехала в Казань на каникулы. Как с корабля на бал: сразу после аэропорта, оставив дома чемоданы, поехала на выставку народного художника Владимира Александровича Попова. Я поработала с ним 1,5 месяца, мои первые 10 работ пошли на международную выставку. С тех пор все и началось. Также параллельно брала уроки по каллиграфии и искусству тезхиб (искусство золочения Корана. - Ред.) в Турции.

- Сколько выставок на вашем счету сейчас?

- Выставок более 50, в том числе персональные и групповые. Большинство из них были в российских городах: Казани, Москве, Петербурге, Уфе и других. Были и за рубежом - в Турции, Алжире, США, Индии.

- Гульназ, в народе принято считать, что рисунки в исламе запрещены, в частности изображения людей и животных…

- Да, эта тема всегда вызывает интерес. Люди ссылаются в этом вопросе на хадисы. Вместе с этим каллиграфия обрела новую жизнь. Мастера поняли, что её возможности безграничны, сравнивали её с царицей наук - математикой. И даже Пабло Пикассо в свое время сказал: «Если бы я знал, что существует такая вещь, как исламская каллиграфия, я бы никогда не стал рисовать». Шамаили придают дому особое тепло, напоминающее нам о наших традициях. Из года в год священные писания передавались из поколения в поколение как семейная реликвия. Старинные шамаили можно увидеть и в музеях.

- Признаться честно, меня немного смущает то, насколько сегодня легкодоступны шамаили. Они продаются чуть ли не в сувенирных лавках. Человек покупает его и несет в подарок другим, совершенно не понимая, что на нем написано. Вдруг там вообще рецепт блинов арабской вязью.

- Я бы так не сказала. Шамаили - это подарок со смыслом. Это красиво и эстетично. Это отличное напоминание о своих корнях. Да, на рынках встречается много пластиковых, гобиленовых шамаилей. И это радует. А в ручной работе ко всему прибавляется ещё и энергетика художника. Ведь он пропустил её через себя, продумал каждую деталь.

- Расписанные вручную шамаили - это дорого?

- Это не дешево. Коко Шанель не даром говорила: вещи ручной работы - роскошь, иметь их каждому необязательно. Тот, кто хочет их получить, либо платит мастеру за труд, либо делает это сам.

- Вы также работаете в технике тезхиб, расскажите о ней. 

- Техника тезхиб - отдельный вид искусства. Это очень изящная, тонкая ювелирная работа. Тезхиб и каллиграфия дополняют друг друга. Слово тезхиб происходит от арабского слова «зехеб» - золото. Это своеобразное украшение книг и каллиграфических работ золотом.

- Наверняка вам уже есть с чем сравнить. Где и как развито обучение каллиграфическому искусству?

- Центрами обучения каллиграфии являются Турция, Иран, Афганистан и Саудовская Аравия. У нас в Казани тоже имеются подобные школы.

- А у вас в планах есть открытие своей школы?

- Мне бы очень хотелось. Меня частенько приглашают на мастер-классы. Людям это интересно. Я охотно делюсь своими знаниями.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite