«Наступает эра матриархата, и это печально»

Семейный психолог негодует: мужчины теряют свою роль.

Семейный психолог Фанис Набиуллин приводит маленький, но красноречивый пример. У одного из фермеров есть хозяйство, где много лошадей. Для городских детей лошади - экзотика. Поэтому к фермеру в хозяйство нередко возят на экскурсию школьников. Дети приезжают классами на автобусах. И всегда сопровождающие педагоги и работники хозяйства вместе с его хозяином наблюдают одну и ту же картину. Когда школьникам предлагают покататься на лошадях, то среди девочек класса всегда находятся несколько человек, которые охотно садятся в седло и катаются. Мальчики в это время «сидят» в мобильниках. Все до одного. Экскурсий было уже много. И ни разу не было случая, чтобы кто-то из пацанов убрал мобильник и оседлал лошадь. Это показательно. 

Веками, даже тысячелетиями всадниками были мужчины. Женщины тоже были и всадниками, и воинами, но это было скорее исключение из правила.

- Я знаю, что в Казахстане для школьников организованы школы выживания. Детей учат выживать в экстремальных ситуациях. Наши дети в этом смысле ничем от казахстанских не отличаются. Недавно на всю страну прогремели случаи, когда сотни сотрудников МЧС и волонтеров несколько суток искали в лесу сначала трехлетнего Диму, потом пятилетнюю Зарину. Обоих нашли живыми. Но это великое счастье, это счастливый случай. Это случай с детьми, которых в силу возраста пощадила сама природа. А отправьте кого-нибудь из старшеклассников в лес с задачей прожить там несколько дней, так они с этой задачей не справятся, - говорит Набиуллин.

Семья оторвалась от патриархальных основ

Причина в том, что жизнь общества и семей в этом обществе изменилась радикально за какие-то пятьдесят лет. Столетиями наши семьи были в основном деревенскими. Мужчины от зари до зари работали в поле, зарабатывали на хлеб насущный, женщины следили за домом, хозяйством и детьми. Мужчина в силу своей роли был главой семьи. Сейчас семья в городе оторвана от патриархальных основ. Мужчины не работают в поле, женщины не сидят дома. Женщины на равных работают там же, где и мужчины.

- Но дома после работы женщины (в силу сложившихся веками стереотипов поведения) занимаются детьми и домашним хозяйством, а мужчины по большому счету ничего не делают, - обращает внимание психолог. 

Поэтому получается так, что вся инициатива в домашних делах переходит к женщинам. Мужчина (в силу сложившихся веками стереотипов) продолжает считать себя главой семейства.

- У мужчины нет сейчас своего хозяйства. А нет функций - нет действий. Появилась мужская эмоциональная пассивность. Сыновья наблюдают за отцами и перенимают пассивную модель поведения. Ведь «если отец такой, то и я, наверное, должен быть таким!», - акцентирует внимание психолог. 

Это ненормально. Не потому, что многие мужчины перестают быть главами своих семей, не в этом суть. Они теряют свою роль, свои функции в семьях, в воспитании детей, начинают терять свою роль в обществе. А мы просто не имеем права все перекладывать на женщин. Такое противоестественно. Перед государством, перед политиками, педагогами, специалистами встала задача осознать, определить, в чем состоит роль мужчины в семье и в современном обществе. То, что эта задача возникла, многие осознают. Но решения у этой задачи пока нет.

Будущее мужчин во мраке

- Вот создали «Союзы отцов». Они действуют во многих городах. Но вся их деятельность пока сводится к «парадам отцов» и к соревнованиям. Иногда принимаются какие-то семейные программы, на них выделяются какие-то бюджетные деньги. Потом проводятся какие-то мероприятия, чтобы показать, что бюджетные деньги осваиваются. Но при этом все прекрасно понимают, что все эти мероприятия - формальность. Ничьи души такой подход не затронет, - говорит Набиуллин и продолжает, - никакие «Зарницы» (детская военная игра советских времен. - Ред.), никакая ставка на военный патриотизм делу не помогут!

А что поможет? Семейный психолог считает, что специалистам нужно активно идти в школы к детям. Искать там лидеров, с их помощью организовывать детей вокруг хороших и полезных дел, которые по-настоящему интересны им, а не чиновникам «для галочки».

- Нужно разрабатывать определенные программы. С инициативными людьми о роли мужчин нужно проводить определенные форумы, конференции. Этому должна быть придана очень большая огласка, нужно вовлекать СМИ в эту работу, - настаивает психолог.

Но пока вся такая работа сводится к курьезам.

- Не буду называть город, где в Управлении образования, вроде, откликнулись на мою идею. Я хотел провести круглый стол с директорами школ о роли мужчин, о поиске лидеров среди школьников. Меня пригласили на встречу в одно из образовательных учреждений, я пришел. Мне дали микрофон и сказали, что у меня три минуты на выступление. Потом сообщили, что здесь идёт аппаратное совещание и дальше без меня будут обсуждаться другие рабочие вопросы, - рассказал Набиуллин. 

Вот так нынешние чиновники показали своё отношение к жизненно важной для всех нас проблеме.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
6 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Руслан
Автор интересный материал прям в точку некоторым. Сложилось ситуация не хочу вот весь ответ.
1
0
Ответить

Михаил
Во первых,женщина никогда раньше не сидела просто так дома.Помогала мужчинам и в поле,и в строительстве и во всём.И дети трудились сызмальства.Это была мини артель всегда! Во вторых,у нас на пенсию женщины выходят на пять лет раньше,это компенсация от государства за домашний труд! В третьих,семья в старом,патриархальном виде больше не нужна,в ней нет необходимости,каждый может прожить отдельно и не умрёт.Мы идём к какому то новому виду семьи,это нормально,это эволюция!
4
0
Ответить

Никита
@Михаил А теперь, Михаил, попробуйте предположить или предсказать в ме роль мужчины в той новой семье, о которой вы говорите.
1
0
Ответить

Никита
@Михаил И еще, Михаил. Детей вы тоже супругам воспитывать, живя по-отдельности? Или вы имеете в виду, что семью вообще не надо создавать? Сбежались, ребенка заделали и разбежались. А ребенок пусть как бурьян растет и святым духом питается!
1
0
Ответить

Никите
Роль - биологический отец. Оплодотворил и умер.
1
0
Ответить

Рита
Мой бывший муж все что смог это сделать ребёнка и свалить к любовнице. Сейчас живёт за её счёт. Когда жили вместе даже смеситель не мог поменять. Я зарабатываю больше чем он. А когда я поймала его переписку с любовницей он бил в грудь и кричал что он мужик и ему можно))))
2
0
Ответить

«Шамаили - это подарок со смыслом»

Каллиграф из Татарстана Гульназ Исмагилова о древнейшем исламском искусстве.

Вы когда-нибудь замечали в татарских домах своеобразные картины с арабской вязью? Эти настенные панно в мусульманской культуре называют шамаилями. В древности их могли писать лишь мудрецы, чтобы распространять отрывки из священного Корана. Сегодня шамаили выполняют немного другие задачи. Это привычный элемент декора в доме, мечети и отличное напоминание человеку о своих корнях.

Журналист KazanFirst встретилась с одним из известных в Татарстане каллиграфов Гульназ Исмагиловой. Она прославилась на весь мир тем, что талантливо пишет шамаили. Мы попросили Гульназ рассказать об этом виде искусства подробнее.

- На одном из мастер-классов вы сказали, чтобы овладеть хотя бы одним почерком арабской каллиграфии, требуется немало лет. А как давно вы занимаетесь этим искусством?

- Действительно, это искусство требует немало усилий. Занимаюсь каллиграфией седьмой год.

- С чего начался ваш интерес к арабской графике?

- Я вообще не думала, что начну заниматься этим всерьез. Я ведь и в художку не ходила. Училась в музыкальной школе, играла на фортепиано, гитаре, пела в вокальном ансамбле «Бәхет». С 6-го класса начала учиться в татарско-турецком лицее в Казани. Как-то искусствовед Рауза Султанова организовала во Вселенском храме мастер-классы челнинских художников Мадияра Хазиева и Хамзы Шарипова. Тогда я училась в 10-м классе. Они показывали живопись в технике татарского шамаиля. Это было очень интересно и увлекательно!

- После мастер-класса вы сразу взялись за это дело?

- Нет. Но я стала более внимательной к искусству каллиграфии, к шамаилям.

- Помните тот момент, когда ваши работы стали замечать?

- Окончив лицей, я поступила в университет в Турцию. После первого курса обучения приехала в Казань на каникулы. Как с корабля на бал: сразу после аэропорта, оставив дома чемоданы, поехала на выставку народного художника Владимира Александровича Попова. Я поработала с ним 1,5 месяца, мои первые 10 работ пошли на международную выставку. С тех пор все и началось. Также параллельно брала уроки по каллиграфии и искусству тезхиб (искусство золочения Корана. - Ред.) в Турции.

- Сколько выставок на вашем счету сейчас?

- Выставок более 50, в том числе персональные и групповые. Большинство из них были в российских городах: Казани, Москве, Петербурге, Уфе и других. Были и за рубежом - в Турции, Алжире, США, Индии.

- Гульназ, в народе принято считать, что рисунки в исламе запрещены, в частности изображения людей и животных…

- Да, эта тема всегда вызывает интерес. Люди ссылаются в этом вопросе на хадисы. Вместе с этим каллиграфия обрела новую жизнь. Мастера поняли, что её возможности безграничны, сравнивали её с царицей наук - математикой. И даже Пабло Пикассо в свое время сказал: «Если бы я знал, что существует такая вещь, как исламская каллиграфия, я бы никогда не стал рисовать». Шамаили придают дому особое тепло, напоминающее нам о наших традициях. Из года в год священные писания передавались из поколения в поколение как семейная реликвия. Старинные шамаили можно увидеть и в музеях.

- Признаться честно, меня немного смущает то, насколько сегодня легкодоступны шамаили. Они продаются чуть ли не в сувенирных лавках. Человек покупает его и несет в подарок другим, совершенно не понимая, что на нем написано. Вдруг там вообще рецепт блинов арабской вязью.

- Я бы так не сказала. Шамаили - это подарок со смыслом. Это красиво и эстетично. Это отличное напоминание о своих корнях. Да, на рынках встречается много пластиковых, гобиленовых шамаилей. И это радует. А в ручной работе ко всему прибавляется ещё и энергетика художника. Ведь он пропустил её через себя, продумал каждую деталь.

- Расписанные вручную шамаили - это дорого?

- Это не дешево. Коко Шанель не даром говорила: вещи ручной работы - роскошь, иметь их каждому необязательно. Тот, кто хочет их получить, либо платит мастеру за труд, либо делает это сам.

- Вы также работаете в технике тезхиб, расскажите о ней. 

- Техника тезхиб - отдельный вид искусства. Это очень изящная, тонкая ювелирная работа. Тезхиб и каллиграфия дополняют друг друга. Слово тезхиб происходит от арабского слова «зехеб» - золото. Это своеобразное украшение книг и каллиграфических работ золотом.

- Наверняка вам уже есть с чем сравнить. Где и как развито обучение каллиграфическому искусству?

- Центрами обучения каллиграфии являются Турция, Иран, Афганистан и Саудовская Аравия. У нас в Казани тоже имеются подобные школы.

- А у вас в планах есть открытие своей школы?

- Мне бы очень хотелось. Меня частенько приглашают на мастер-классы. Людям это интересно. Я охотно делюсь своими знаниями.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite