Экспериментальный правовой режим по легализации майнинга планируется запустить с 1 сентября этого года. Татарстан – первый кандидат для реализации «узаконенного беззакония» на своей территории.
Татарстан активно работает над развитием криптоиндустрии в регионе. 8 августа Президент России Владимир Путин подписал новый закон о майнинге, который начнет действовать с 1 сентября в России. Поправки к нему готовили депутаты во главе с председателем комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолием Аксаковым и зампредом комитета по информационной политике, информтехнологиям и связи Антоном Горелкиным. Депутаты и другие представители руководства республики принимали в этом процессе активное участие.
– Поправки, которые мы направили после первого чтения, частично учли. Мы готовимся к экспериментально-правовому режиму для того, чтобы на территории Татарстана стал возможен официальный обмен [крипты] через обменники. Мы предлагаем создать биржу на территории республики и майнингового оператора, который официально будет приобретать криптовалюту за рубли у майнеров, – сообщил KazanFirst идеолог и основатель казанского криптополигона Яков Тенилин.
По его словам, закон формирует примерно ту структуру рынка криптовалюты, которую и предлагала республика. Пока норма определена общими положениями и в ней нет конкретики. Так, закон легализует добычу криптовалют в России, вводит в правовой оборот понятия «майнинг», «майнинг-пул» и «оператор майнинговой инфраструктуры», а также определяет порядок и условия ведения такой деятельности. Кроме того, вводится понятие реестра лиц, осуществляющих майнинг, на необходимости которого настаивали в республике. Но еще не понятно, каким требованиям будет удовлетворять этот реестр и какие параметры учитывать. Властям только предстоит установить требования к компаниям и физлицам, занимающимся добычей криптовалюты.
Татарстан готов к торговле криптой
У Татарстана лучшие позиции для создания криптобиржи и доработки экспериментального правового режима, считает депутат Госдумы от республики, член парламентского комитета по бюджету и налогам Айрат Фаррахов.
– Суть экспериментального правового режима – «узаконенное беззаконие». Он покажет, как это должно работать, и поможет принять необходимые правовые акты, позволит доработать закон, а затем распространить его действие на всю страну. Экспериментальный правовой режим там, где он будет установлен, предоставит большие возможности для развития и криптоиндустрии, и ее цифровой составляющей. Татарстан – один из самых подготовленных регионов для того, чтобы начать эту работу, – сказал KazanFirst Фаррахов. – Считается, что ежегодные доходы, налоговые доходы (сегодня налогами эта деятельность не облагается) только в первый год составят порядка 50 млрд рублей от всего, что связано с криптоиндустрией. Это первое. Второе – это целое новое направление в экономике, целое новое направление деятельности. Кроме того, безусловно, тактически на ближайшее время это возможность взаиморасчетов с зарубежными коллегами.
По его словам, закон о легализации майнинга, о регулировании этой сферы лежал в Госдуме полтора года. Майнинг в целом не был запрещен. Более того, криптовалюту можно было продавать. Однако ее нельзя было использовать как средство платежа и совершать с ее помощью покупки. По всей видимости, в этом отношении пока ничего не изменится. Банк России не допустит хождения на территории страны какой-то иной валюты, кроме той, на эмиссию которой у него есть исключительные права.
Главная цель законодательной инициативы – дать экономике страны инструмент для трансграничных платежей в условиях санкций, считает аналитик ФГ «Финам» Никита Степанов.
– Предполагается, что использование криптовалют максимально упростит международные расчеты и может даже вернуть всё так, как было до февраля 2022 года. Не будет никакой зависимости от Swift и других международных платежных систем, ведь криптовалюты могут обращаться где угодно, они гораздо дешевле и эффективнее, – утверждает эксперт. – Закон, на мой взгляд, явно нацелен на устранение дефицита бюджета, так как майнинг в России недорогой (из-за цен на электроэнергию), в сравнении с другими странами, поэтому много майнеров находятся здесь. Это непаханое поле, которое может помочь с доходной частью бюджета.
Криптовалюту нельзя рекламировать
К слову, однозначного мирового опыта в правовом регулировании рынка криптовалют, на который могла бы ориентироваться Россия, пока не существует. То есть невозможно взять устоявшуюся где-то систему и привести ее в соответствие с местными реалиями. Создавать правила игры в новом направлении деятельности придется методом проб и ошибок. По этой причине вводимый правовой режим будет носить сугубо экспериментальный характер. Первые замечания стали возникать сразу же после первого чтения.
– Мы предлагали исключить из нового закона запрет на использование российской информационной инфраструктуры. Там был такой пункт: майнерам и владельцам криптовалюты запрещалось использовать для обращения криптовалюты российскую информационную инфраструктуру. Под это определение, на наш взгляд, можно было подвести все что угодно – и банковскую инфраструктуру, и интернет, и т.д. Мы предложили это убрать. По факту закон разрешает оборот криптовалюты, но отделяет от нее всю российскую инфраструктуру. Нам это показалось странным, и наше замечание было учтено, – объясняет Тенилин.
Определенный скепсис вызывает и запрет на рекламу криптовалюты. Отменить это ограничение предлагало правительство РФ, но в итоге такое решение так и не было принято.
– Это накладывает определенные ограничения на получение информации гражданами. Они будут пользоваться непроверенными источниками и столкнутся с мошенническими схемами, – утверждает специалист. – Получается, что запрет распространяется только на легальные СМИ. Нелегальные будут сообщать то, что посчитают нужным.
– Если мы вводим криптовалюты в правовое поле как другие финансовые инструменты, то почему другие инструменты рекламировать можно, а криптовалюты нельзя? – удивляется Степанов.
Мировая практика
Мировая практика по регулированию криптовалюты неоднозначна. Так, Китай когда-то был меккой майнинга, но потом пришел к ужесточению правил для криптобизнеса. Под запрет попало ICO (Initial coin offering – первичное предложение монет), начали штрафовать криптобиржи за зарубежную регистрацию. В 2021 году все это направление деятельности и вовсе оказалось под запретом.
В США все немного сложнее. Здесь к криптовалюте относятся как к финансовому активу, в который фиатные деньги сначала вкладываются, а затем извлекаются с определенной прибылью. Поэтому его обращение находится в юрисдикции системы защиты инвесторов. Другой разговор, что система различает два типа инвесторов. Одни приобретают доли в предприятиях, а другие – товары. В США интересы каждого типа представляет своя комиссия, соответственно, их две: SEC – Комиссия по ценным бумагам и биржам, CFTC – Комиссия по торговле товарными фьючерсами. Каждая считает себя в своем праве, когда дело касается криптовалюты, и каждая по-своему тиранит криптобиржи. Одним словом, общих правил нет.
Европейский союз активно приветствует блокчейн-инновации. Несколько стран – членов ЕС, среди которых Германия, Словения, Эстония, конкурируют за привлечение инвесторов в эту сферу, создают благоприятную нормативную среду и всячески поддерживают местных разработчиков. В мае прошлого года здесь были приняты правила регулирования цифровых активов Markets in Crypto-Assets (MiCA). Документ вводит институциональное регулирование выпуска криптовалют и устанавливает на территории Евросоюза единообразный правовой режим для криптокомпаний. MiCA вводит понятные критерии для работы с разными типами цифровых активов, причем более рисковые подвергнутся более комплексному регулированию. Раскрытие данных о клиентах, доходах и бизнесе позволяет сделать криптооборот прозрачным и защищенным от теневых операций.
Сегодня крипта не запрещена, но и не разрешена
Обобщая международный опыт, можно выделить два основных вопроса к криптовалюте, на которые предстоит найти ответ российским законодателям. Первый: оборот крипты – это всегда теневой рынок товаров. Транзакции производятся с анонимных кошельков. Если участники сделки не захотят, то в нынешних условиях невозможно установить, кто покупатель, что он покупает и с какой целью. Соответственно, цели у них могут быть сугубо криминальные – как уход от налогов, так и финансирование терроризма. То, что сделки будут проводиться за пределами России, во многом только усугубит ситуацию. По словам опрошенных экспертов, российские органы власти сегодня не всегда могут правильно оценить доходы предпринимателя от майнинга, потому что нет четких инструкций и нет отлаженных механизмов контроля. Даже если он добросовестно отчитается о своей выручке, к нему всегда останутся какие-то вопросы. Отсюда следует второй вопрос. Чтобы привлечь сюда законопослушных инвесторов, нужны механизмы, которые позволили бы им защищать свои интересы законными методами. В принципе организовать такие механизмы реально, считает идеолог татарстанского криптополигона.
– На наш взгляд, мы это раньше предлагали, в России вход и выход в криптовалюту должен быть через какую-то единую, какую-то акцептованную точку. Вы зашли и приобрели криптовалюту в России. Так как она не является здесь средством платежа, вы с ней делаете все что хотите. Это невозможно проконтролировать. Когда вы захотите выйти из криптовалюты в фиатные деньги, в рубли, на которые можно что-то купить, вы должны будете сделать это через такую же единую акцептованную российскую точку и задекларировать доход, если вы вдруг его получили, – объясняет Тенилин.
– На мой взгляд, организация официальных биржевых торгов может повлиять на портфели инвесторов, но я не ожидаю, что много людей переключится на биткоин или другие монеты, так как инструмент не так понятен общественности. Если в массовом сознании людей будет укрепляться мысль, что криптовалюта – это такой же товар, как и золото, то это создаст большую очередь из инвесторов за криптовалютой, но до этого еще далеко не только нам, но и всему миру, – добавляет Николай Степанов.
Закон принят. Теперь облик будущей системы будет определяться решениями Банка России.
Если в криптовалюте хорошо разбираться, можно очень хорошие деньги получать, у меня друг только на крипте и живёт
Если «узаконят беззаконние», то казну государства хорошо можно пополнить за счёт налогов. Там столько не учтённых денег крутится