«Возможно, к 2050 году люди откажутся от машин и будут летать»

Генплан Казани предусматривает масштабные преобразования транспортной системы города.

Каждый третий житель Казани считается активным автомобилистом. Исходя из этого, по данным статистики, на тысячу горожан приходится 340 машин. Это много. Сегодняшние реалии не рассчитаны на такое количество транспортных средств. Максимум, что столица Татарстана в состоянии себе позволить при существующей инфраструктуре, - 250 авто на тысячу жителей. 

Чтобы решить проблему, принимают новый генплан Казани. Основная задача его транспортной части - решить проблему с перегрузками.

- По сравнению с 2005 годом уровень автомобилизации вырос в 2,3 раза. По прогнозам пятилетнего периода, вскоре он перевалит за 350 единиц на тысячу жителей, что, по оценке специалистов, приведет к 8-9-балльным пробкам, а 400 машин на тысячу жителей - это вообще транспортный коллапс для существующей дорожной сети, - дает неутешительный прогноз председатель Комитета по транспорту Айдар Абдулхаков.

Как утверждает заместитель главного архитектора города Тимур Кадыров, в новом документе прослеживается преемственность основных транспортных решений из действующего генплана, однако многие решения скорректированы, в частности, касательно тех дорог, которые проходят через жилые массивы и магистральные улицы.

Скоростные трамваи

На период первой очереди реализации документа запланировано строительство двух линий движения скоростных трамваев: во-первых, закольцуется существующий маршрут №5 (ж/д вокзал - жилой массив "Солнечный город" по большому Казанскому кольцу), во-вторых, появится линия скоростного трамвая к жилому комплексу "Салават Купере" и в экорайон. Новая линия будет пролегать от существующей по улице Большая Крыловка в направлении Горьковского шоссе (по улицам Болотникова - Фрунзе), далее по улице Васильченко, вдоль территории предприятия ПАО "Казаньоргсинтез" и через "Салават Купере".

- В процессе разработки поступали предложения о связи жилого массива электричкой, но после проработки и изучения этого вопроса с проектировщиками нам удалось увидеть, что в электричке много минусов, которые не позволят полноценно осуществлять транспортную связь. Это и изъятие земель, и снос зеленых насаждений, и ограничение по поводу того, что электричка не может заходить в жилой район, шумовые и вибрационные эффекты, ну и, конечно, ограничения пешеходной доступности - разрезая дорогу рельсами, мы ограничиваем передвижение машин и людей. Трамвай же позволяет избежать таких ограничений, - объясняет задумку Кадыров. 

Запланировано также строительство линии от Мамадышского тракта около ЖК весна через Акчарлак в центр, с пересечением с действующей линией, выходом на станцию Вахитова и закольцеванием через ж/д вокзал "Казань-1".

Кольцевая городская электричка

Другой важный проект - кольцевое железнодорожное пассажирское движение. Основная его идея заключается в том, чтобы использовать существующую инфраструктуру по железнодорожному кольцу, начиная от Аракчино, затрагивая Адмиралтейскую слободу, идя к станции "Казань-1" через станцию Вахитово, Новаторов с закольцеванием на станции "Казань-2". Это позволит располагать станции на существующих отходах железной дороги и использовать инфраструктуру, которая уже есть.

Маршрут: "Казань-1" - Новое Аракчино - Восстание (которая будет соединена со станцией "Северный вокзал" переходом) - Компрессорный - Ометьево - (будет соединена со станцией метро «Аметьево») - Вахитово - "Казань-1". Возле станций городской электрички создадут транспортно-пересадочные узлы (всего их будет 17).

- По оценке, данной специалистами Научно-исследовательского института автомобильного транспорта Москвы, существующая в Казани маршрутная сеть является социально ориентированной и одной из самых эффективных в России. Однако в ней отсутствует скоростной транспорт. Ввод в эксплуатацию новых линий скоростного транспорта приведет к снижению загрязнения атмосферы за счет уменьшения пробега автобуса и легковых автомобилей в зоне действия метрополитена и к снижению уровня транспортного шума, - говорит председатель Комитета по транспорту.

Метробусы

Появится в Казани и новый вид транспорта - метробусы. Они будут двигаться по специально выделенной изолированной полосе. Для посадки и высадки пассажиров установят специальные терминалы, которые будут оборудованы турникетами. Предполагается, что один такой агрегат вместит около 300 пассажиров и в сумме метробусы будут провозить более 8 000 пассажиров в час.

Пока рассматриваются три варианта маршрутов метробусов: М1 (ж.м. Дербышки - ж/д вокзал "Казань-1"), М2 (ж/д вокзал "Казань-1" - ул. Гаврилова), М3 (ж/д вокзал "Казань-1" - "Лесной городок").

- Финансово все эти планы абсолютно выполнимы, они уже имеют место в нашей жизни. По проекту метробусов мы планируем объявить конкурс по разработке уже на следующей неделе - на это выделено 15 млн рублей. Говорить о конкретных суммах реализации всего проекта пока очень сложно, но ориентировочно это 7 млрд рублей. Плюс 8 млрд на строительство трамвайных путей до "Салават Купере". Здесь возможно привлечение федерального бюджета, - поясняет заместитель руководителя, курирующий земельные, имущественные и финансовые вопросы, Радик Шафигуллин.

Вторая ветка метро

Уже зарезервированы коридоры для 26 новых станций метро, в том числе у ТЦ "ХL", на пересечении улицы Маршала Чуйкова и проспекта Амирхана, на разъезде Восстания, а также возле ж/д станции "Казань-1". 

Пересадочные узлы запланированы в районе Советской площади, ул. Ершова, ипподрома, в районе проспекта А. Камалеева и на Мамадышском тракте (пос. Константиновка). Уже ведется проектирование первого участка второй ветки метрополитена из четырех станций: "Фучика", "100-летия ТАССР", "10-й микрорайон" и "Сахарова".

- В условиях загруженности наземных магистралей и низкой пропускной способности дорог центральной исторической части города только подземным транспортом возможно осуществить необходимый объем пассажирских перевозок в кратчайшие сроки и с должным комфортом, - считает Абдулхаков.

Длина второй ветки - 29 км. В данный момент проводится процедура по закупке ещё одного состава метрополитена.

Дороги и проезды

К 2040 году протяженность улично-дорожной сети вырастет на 20% - до 2203 км. Из них 38,3 км будут составлять трамвайные пути.

Предусмотрено продление трамвайного маршрута №4 (ул. Халитова - 9-й микрорайон) по улице Комиссара Габишева до ул. Академика Завойского с реконструкцией существующего трамвайного полотна и со строительством нового участка трамвайной линии протяженностью чуть более 1 км.

В транспортный каркас Казани войдут такие крупные магистрали, как Вознесенский тракт, Большое казанское кольцо, дорога-дублер Горьковского шоссе и дорога вдоль железнодорожного хода от станции "Вахитово" до трассы М-7 в районе Дербышек.

Общая длина Вознесенского тракта, таким образом, составит порядка 10 км: от Аметьевской магистрали через ул. Бухарскую и далее между ул. Минской и ул. Закиева выйдет на дорогу М-7.

Проектируемый проезд №21 разгрузит Горьковское шоссе. Он будет представлять собой улицу непрерывного движения длиной около 14 км и свяжет М-7 в районе Займища с БКК в районе ул. Несмелова.

Еще один проектируемый проезд - №15. Эта дорога пройдет от станции "Вахитово" через новый автомобильный мост в районе нового зоопарка "река Замбези" и далее вдоль хода железной дороги так же выйдет на М7. Она позволит снять транзитный трафик со многих городских улиц и решить проблемы заторов на улицах Технической, Ершова и на улице Мира.

Развязки и мосты

В первую очередь построят связку ул. Патриса Лумумбы с развязкой на проспекте Победы в районе ул. Аграрной для снижения транспортной нагрузки у Акчарлака. Среди первостепенных также развязка на пересечении ул. Губкина и проспекта Победы, на Мамадышском тракте в районе ул. Рахлина, по улице Залесной (продолжение Горьковского шоссе) при пересечении ул. Осиновской. В дальнейшем развязки появятся на пересечении ул. Родины и Зорге, Копылова и Тэцевской, Вахитова и  Большой Крыловки.

Запланировано строительство трех мостов через Казанку. А новый мост через озеро Средний Кабан свяжет Техническую и Даурскую улицы. Два моста протянутся через Волгу от ул. Тихорецкой к Студенцам и от Аракчино в район Печищ.

Сейчас в Казани действуют четыре вида транспорта: 58 автобусных маршрутов, 11 троллейбусных, шесть трамвайных, и одна линия метро. Средний возраст транспорта в Казани составляет четыре года. По расчетам специалистов, средняя скорость передвижения горожан вырастет с 22 до 27 км/ч, а соотношение километров улиц и дорог к общей площади города увеличится до 3 км на один квадратный километр. 

- Возможно, к 2050 году люди откажутся от легковых машин (если будет удобная система метробусов, метрополитена, скоростных трамваев) и такой тенденции автомобилизации не будет. А может, все будут летать на индивидуальных летательных аппаратах, - заключил Шафигуллин.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
4 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Я
А как же челны, нижнееамск, альметьевск и др. Хоть по одному мосту, развязке
0
0
Ответить

Финансист
интересно, откуда на это все деньги возьмутся
0
0
Ответить

Подземка
Поскорее бы метро построили
1
0
Ответить

Видно же
Похоже, что от пригородов Казани скоро ничего не останется. Все будет в транспортных развязках
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite