«Нужно повышать не стоимость проезда, а дотацию». Исповедь казанского перевозчика

Владелец двух маршрутов доступно рассказал о проблемах транспортников.
Владелец двух маршрутов доступно рассказал о проблемах транспортников.

Казанские перевозчики не могут свести концы с концами. Они берут кредиты, чтобы платить зарплату водителям и кондукторам. При этом пассажиры жалуются на хамство в салоне и безрассудную езду, а слухи о повышении стоимости проезда воспринимают в штыки.

Как это часто бывает, в этой истории тоже две стороны. Частный перевозчик Алик Умаров, ответственный за маршруты №70 и 71, которые ходят до ЖК «Весна» и в поселок Константиновка, подробно рассказал, в чем дело.

Весь в долгах, квартира заложена

На маршрутах Умарова работают 14 автобусов, 9 из которых он взял в лизинг. Предприниматель сделал это из-за требований города по обновлению 50% автобусного парка. Сегодня ситуация аховая. Просрочка по кредиту составляет два месяца, все идет к тому, что лизинговая компания изымет у него автобусы.

«Нужно повышать не стоимость проезда, а дотацию». Исповедь казанского перевозчика

— Просто не хватает денег, — говорит перевозчик. — Если в начале года у меня было 25-30% льготников, то сейчас на маршруте их 50%. За каждого из которых нам платят всего по 18 рублей.

В этом и есть вся проблема, о которой говорят абсолютно все транспортники. Дело в том, что в Казани в полной мере не работает Федеральный закон №220. По нему устанавливаются регулируемые и нерегулируемые перевозки. В нерегулируемой схеме перевозчик сам устанавливает цену за проезд. В регулируемой системе это делает государство. В Казани принят второй вариант. Там же сказано, что выпадающие доходы должны компенсироваться дотацией. То есть за каждого провезенного пассажира перевозчик должен получить не 18 рублей, а 27. Но в Казани по каким-то причинам это не работает.

Именно отсюда и поползли эти слухи о возможном новом повышении стоимости проезда. Перевозчики пять раз попросили донести до казанцев, которые ездят на красных автобусах, основную мысль.

— Пассажиры нас неправильно понимают. Мы не просим поднять проезд. Мы просим поднять ту самую дотацию от государства. Как в той же Самаре — проезд 28 рублей и дотация 28, а у нас только 18. Если бы государство платило нам эту разницу в сто процентов, то мы могли бы выползти из ямы, — утверждает собеседник.

«Нужно повышать не стоимость проезда, а дотацию». Исповедь казанского перевозчика

Сейчас же в похожей ситуации практически все частные перевозчики. У муниципалов дела тоже не лучше.

— Не открою секрет, если скажу, что большинство берут кредиты, чтобы заплатить зарплаты водителям и кондукторам. Меня здесь держат только долги. Я уже перезаложил квартиру, — говорит Алик. — У нас много и красиво говорят о поддержке малого и среднего бизнеса. Но я за последние 15 лет сталкивался только с требованиями.

Льготники

Ещё одной головной болью перевозчиков становятся льготники. Если раньше к этой категории относились 5-10% пассажиров, то сегодня цифра доходит за 50. К ним же можно причислить и владельцев транспортных карт.

— Важный момент заключается в том, что льготников становится больше с каждым днем, — говорит Алик.

Возвращаясь к насущным проблемам, Умаров отмечает, что на его автобусах работают исключительно жители Казани — никаких иностранцев. — Если ситуация не изменится, то 32 человека в один миг окажутся на улице. У всех семьи. Я честно плачу налоги. Отдаю 43,8%, работаю в белую, — объясняет перевозчик. — Свои обязательства перед городом выполнил, но, с другой стороны, отдачи нет. Естественно, в масштабах Казани снятие с маршрута девяти автобусов не станет фатальным ударом. В Константиновку временно перенаправят транспорт с других маршрутов, пока снова не проведут тендер, конкурс и прочие процедуры. Но судьбы людей за этим поломаны.  

«Нужно повышать не стоимость проезда, а дотацию». Исповедь казанского перевозчика

Напряжение в транспортной сфере чувствуется во всем. Даже по реакции кондукторов, когда они видят пассажира с наличкой или с картой, можно оценить масштаб проблемы. В соцсетях полно жалоб на то, что кондукторы дают поддельные билеты, а живые деньги кладут в свой карман. Перевозчики, конечно, в курсе.

— Если бы больше платили дотацию, то не было проблем ни с кондукторами, ни с водителями, — уверен Умаров. — После введения кассовой техники у нас уже не кондукторы, а контролеры-кассиры. Им подняли зарплату до 25 тысяч, водитель зарабатывает 40. Если пассажиры уверены, что кондукторы воруют, то я могу сказать, что они воруют не у пассажиров, а у нас!

Что дальше? 

Перевозчики пишут письма во все инстанции. Главные адресаты — городской Комитет по транспорту и Госкомитет РТ по тарифам.

— Сейчас мы снова будем доказывать комитету, что у нас убытки, — говорит Умаров. — Очень надеемся на дотации и субсидии. Верим, что ее могут поднять с 1 января. Я понимаю, что людям тяжело во всех сферах и у каждого свои проблемы. Просто обидно, что людям морочат голову, говоря, что мы хотим поднять стоимость проезда. Государство все понимает, но выставляет нас в таком свете.

«Нужно повышать не стоимость проезда, а дотацию». Исповедь казанского перевозчика

В октябре 2019-го будет сформирован бюджет республики на 2020 год, перевозчики верят, что пункт о дотациях в нем наконец-то появится. В противном случае хамство кондукторов и лихачество водителей никуда не денутся, а слухи постоянно будут раздувать тему, что проезд в красных автобусах вот-вот повысят до 40 рублей.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *