«У российского человека неприятие неудачника в крови»

В Татарстане уверены: бизнесу нужно давать право на ошибку. Но недорогую.

Совет по предпринимательству при президенте РТ завершил цикл стратегических сессий с местными бизнесменами и главами администраций. Ранее мы писали, как выглядела работа на этих сессиях - вместе с активистами мы побывали в Альметьевске, Набережных Челнах и Алексеевском районе. А вот команда Совета за эти полгода посетила 15 муниципальных районов, в каждом из которых на встрече присутствовало около 50 предпринимателей. Цель проекта - глубинное социологическое исследование в сфере малого и среднего бизнеса.

За время реализации было проведено более 20 тренингов с контрольно-надзорными органами и бизнесменами. В результате было выявлено четыре основных проблемы, которые повторялись из района в район:

Господдержка 

Взаимодействие органов и бизнеса в части получения господдержки для многих предпринимателей неэффективно. Во-первых, не до всех она доходит. Во-вторых, даже если и доходит, то с ней очень тяжело работать из-за сложностей в документообороте.

Предполагаемое решение: организация различных форм (возможно, приложений) связи для обращений, сокращение административных барьеров.

Отсутствие идентификации территорий 

Некоторые (будем честны - многие) не могут отличить Буинск от Мензелинска. Что греха таить, Татарстан в России вообще ассоциируют с Казанью - многие и не знают о существовании других районов. Да, Казань - это некий бренд, по крайней мере, он узнаваем.

Предполагаемое решение: развитие туризма.

Компетенции предпринимателей

- В Казани бизнес-акселератор (социальный институт поддержки стартапов) работает, здесь достаточно хорошая среда для развития, хорошая рыночная среда. В районах такой среды сейчас нет, нам нужно её создавать и запускать процесс, который повлияет на предпринимательскую активность. То есть нам нужны не какие-то фрагментарные образовательные курсы - нам нужно предпринимать комплексные меры по запуску деловой активности в районах, - считает и.о. Уполномоченного при президенте РТ по защите прав предпринимателей Венера Камалова

Предполагаемое решение: создание единого портала для предпринимателей, найм ведущих бизнес-спикеров государством.

Проблема с кадрами

Бесспорно, самым больным вопросом для республиканских предпринимателей является проблема с кадрами: сотрудники неэффективны, не мотивированы, не квалифицированы, а если квалифицированы, то стремятся уехать.

Предполагаемое решение: детская биржа труда, обучение руководителей функциям HR.

- Более 50% банкротств случаются вследствие кадровых ошибок. Более 85% проблем руководителя связаны с неисполнением его поручений. У нас есть люди, которые перегружены, - они начинают работать в 6 утра и заканчивают в 11 вечера, и это говорит о кадровых ошибках, а так быть не должно, - говорит эксперт по построению найма и стажировки Алексей Фатеев

Бизнесмен Шамиль Саттаров - один из экспертов, привлеченных командой Совета по предпринимательству. У Шамиля с супругой семейный бизнес - они владеют швейным производством и двумя магазинами одежды Party21. Предприниматель признается, что действительно, даже базируясь в Казани, основной в своей деятельности считает кадровую проблему.

- Мы тратим время на «запуск» (обучение. - Ред.) сотрудников, которые потом уходят. У нас уже выстроилась своя система по обучению, но зачастую люди просто не запускаются: в нашем случае, если говорить про швей, они либо не выходят на нужную скорость шитья, либо делают брак. Обязательно нужны образовательные центры, мы даже на базе своего предприятия хотим такой создать. Чтобы, например, любая женщина, которая всю жизнь проработала бухгалтером, а теперь хочет прийти в Fashion, могла бы переквалифицироваться. Нам нужно примерно месяц/полтора, чтобы обучить сотрудника под себя. Для меня эта тема очень важна, у нас три HR (специализированный сотрудник по найму. - Ред.) занимаются подбором кадров. В итоге из шести продавцов, которые должны прийти на собеседование, к нам, руководителям, доходит только один. И то этот один, скорее всего, проработает небольшое количество времени и убежит. Мы со своей стороны делаем все возможное внутри структуры, чтобы в дальнейшем сотрудник был заинтересован остаться у нас на предприятии, - рассказывает собеседник.

Директор информбюро «20.35» Ирина Гордина-Невмержицкая условно выделила ещё одну важную проблему - боязнь ошибиться в бизнесе. 

Многие предприниматели опасаются выходить из зоны комфорта, в результате чего прогорают. Что уж говорить о тех, кто вообще не решается заняться бизнесом из страха перед ошибками.

- Мы должны гарантировать себе право на ошибку: если стартап провалился, это не значит, что мы ничего не умеем. Все истории успеха - это о том, как постоянно ничего не получалось, а потом получилось. У российского человека неприятие неудачника в крови. И мы должны как-то из себя это вытащить, позволить себе ошибаться. Но при этом ошибаться нужно дешево, - считает Ирина. - Главное, к чему мы должны прийти, - это совместная работа. Когда я была заместителем федерального директора ВДНХ, у меня было два личных помощника и два сменных водителя. Потом я пришла на работу в правительство Москвы, где у меня остался один помощник и один водитель. Когда я перешла в Агентство стратегических инициатив, у меня остался только один помощник. Сейчас, когда мы организовали платформу БТИ, у меня не осталось и помощника, потому что одной из стратегических задач было сократить должности, которые не связанны с продуктивной деятельностью. У нас ни у кого нет личных помощников и даже личного бренда, потому что мы должны работать как экосистема. И знаете, нормально живем. Но мне нужен суперпрофи в качестве сотрудника, который будет подхватывать мои задачи, а со своими личными счетами на оплату я и сама могу справиться через мобильное приложение. Мне комфортно без личного помощника? Нет. Но нужно привыкать, что отказ от всего ненужного - это нормальная практика, которая будет прослеживаться в скором времени везде.

Надо сказать, на итоговой форсайт-сессии с участием команды Совета решения проблем не были четко сформулированы. Участники больше ударялись в теорию, не предлагая никаких конкретных схем действий. 

Это отметил и глава Альметьевского района Тимур Нагуманов, который на протяжении всего обсуждения не особо поддерживал предлагаемые решения.

- Да, я настроен скептически. К формату сессии претензий нет - он работает на протяжении всего года. А вот к содержанию, к сожалению, есть. По-прежнему не удается перейти от теории к конструктиву. Запрос идет на какие-то прорывные, новые решения, все топчутся на одних и тех же вопросах и вновь обмениваются одними и теми же проблемами. Как следствие, с одной стороны, не до конца раскрывается проблематика, а с другой - те решения, которые предлагаются, являются банальными и утопическими. Конечно, мы здесь и не ждали до конца сформированных идей. Сейчас у Совета как раз есть время - почти две недели на то, чтобы перед самим заседанием в формате проектных групп доработать те вещи, которые здесь были озвучены. Самое главное, что сформировалась небольшая аудитория, которая, по крайней мере, говорит на одном языке. За это время они вместе почувствовали проблему, а то, что не нашли пока эффективного решения, - это не страшно. Решение надо искать в других форматах работы, так что все нормально, - сделал вывод чиновник.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
17 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Грейфус
У нас вообще культура так устроенна, что людям не дается право на ошибку. Если ты в тюрьму сел по глупости, потом вышел, все - ты для общества потерян
0
0
Ответить

Точно
@Грейфус Это так. Сами люди так устроены, что однажды оступившемуся они уже больше не доверяют. Вот только мошенникам доверяют
1
0
Ответить

Фатима
Какой нормальный чеовек ведет бизнес в России
1
0
Ответить

Сандра
@Фатима Путинская система заточена под развитие крупных компаний, компаний с зарубежным участием, и,в ней места нет для мелких и средних независимых российских предпринимателей. Ключевое слово здесь независимых от властьимущих. За годы его правления обанкротились сотни российских банков, и сотни российских страховых компаний. Но, ни помню ни одной потерявшей лицензии иностранной страховой компании или банка. И даже наоборот,некоторые из добывающих сырье в России иностранных компаний совсем освобождены от уплаты некоторых налогов. Причина происходящего на мой взгляд очевидна, и она не одна. И вторая из причин по-моему, что власть боится потерять власть, боится не нужных ей людей с деньгами. Бедные и больные её совсем не пугают.
0
0
Ответить

Андрей
Хостелы в домах так и не отстояли хотя столько бились
1
0
Ответить

Жилец
@Андрей а и не надо, чтобы их отстояли. вы видимо живете не в доме, где есть хостел, потому так и говорите
0
0
Ответить

Манчини
Нагуманов до сих пор из амплуа омбудсмена не вышел пусть проблемы Альмета решает! В больницы зайдет и посмотрит че там творится
1
0
Ответить

Может
@Манчини Ну так может быть он как раз и хочет создать в Альмете хорошую бизнес-основу, то есть налогоплательщиков, за счет которых обычно и решаются городские проблемы
0
0
Ответить

Житель РТ
для того, чтобы в районах была бизнес-активность, нужны люди. а люди в основном пытаются уехать в большие города. вот и вся бизнес-проблема
0
0
Ответить

Зритель
А квалифицированные почему стремятся уехать? Правильно - потому что где-то им готовы предложить большую зарплату, а вы нет. Так что не надо учить кого-то каким-то навыкам HR, у человека один мотив развивать свои профессиональные качества и оставаться в населенном пункте без переездов
0
0
Ответить

Работник
Начинают в 6 утра и заканчивают в 11 вечера. Откуда вы меня знаете?
0
0
Ответить

Кантарович
Снижайте налоги, давайте дешевые кредиты и субсидий можно, но не обязательно и все! Будет вам рост предпринимателей мелких и средних. Все это давно уже придумано и опробовано во многх странах
0
0
Ответить

Видно же
А конструктива и не будет. Очевидно же, что собрали спикеров, которые любят поболтать только, а практика опровергает их утверждения
0
0
Ответить

Злой
Просто ошибки в бизнесе слишком дорого обходятся в нашей стране. для вложений нужны деньги, а их не особо есть
0
0
Ответить

Финансист
@Злой это смотря какой бизнес
0
0
Ответить

Бред
Вообще конечно в большинстве стран малый бизнес основа экономики. у нас походу к этому будут идти еще как минимум лет 30-40
0
0
Ответить

Евгений
Ошибся и стал бомжом
0
0
Ответить

Налетай, пока не подорожало: цены на автомобили вырастут ради экологии

Выясняем, стоит ли спешить с покупкой новой машины.

За последние пять лет автомобили в России подорожали более чем в 1,5 раза, однако оказалось, что это еще не предел. Уже через несколько месяцев на авторынке ожидается очередной скачок цен.

Утилизационный грабеж

Несмотря на продолжающееся падение спроса на новые машины в России, автопроизводители грозят очередным повышением цен. Поводом стала грядущая с января 2020 года индексация утилизационного сбора. По официальной версии, она обусловлена уровнем промышленной инфляции и курсовыми изменениями рубля. Однако на самом деле призвана компенсировать недавнее снижение импортных пошлин на иномарки в рамках обязательств России перед Всемирной торговой организацией.

Собственно, именно с этой целью утильсбор в свое время и вводился, причем после каждой корректировки таможенных ставок он практически пропорционально увеличивался. Так, в 2016 году данный налог был проиндексирован на 65%, в 2018-м году - в среднем на 15%, однако для легковых машин с двигателем объемом 1-2 л, которые являются наиболее востребованными у российских покупателей, рост достиг 90%. Размер очередной индексации утилизационного сбора правительством еще не утвержден. Как заявили в Минпромторге, предлагаемое увеличение ставок в некоторых случаях превысит 120%, однако в стоимости автомобилей его доля останется в пределах 1,5-2%.

Как отмечает автомобильный консультант-аналитик Иван Кондратенко, ставки утильсбора зависят от различных показателей, как, например, объем двигателя, поэтому в зависимости от модели и модификации влияние индексации на стоимость автомобилей будет разное. В среднем цены могут вырасти вплоть до 5% прежде всего в сегменте высокообъемных иномарок. Впрочем, по мнению эксперта, резкого повышения цен не произойдет, поскольку это нанесет очередной удар по и без того падающему рынку. 

Скорее всего автопроизводители будут повышать цены постепенно, стараясь также привлечь покупателей различными скидочными программами.

Подарок к Новому году 

- До конца года ожидать повышения цен не стоит, за исключением выхода на рынок новых или обновленных моделей, которые, как правило, дороже своих предшественников. Поэтому желающим приобрести новый автомобиль стоит сделать это до Нового года, особенно если принять во внимание всевозможные праздничные скидки и грядущее увеличение цен после 1 января 2020 года. В результате итоговая разница в цене может оказаться существенной для покупателя, - советует ведущий специалист по продажам отдела администрирования продаж ГК «Бизнес Кар» Андрей Творогов.

Напомним, утилизационный сбор, введенный с сентября 2012 года, изначально распространялся только на импортные иномарки, в то время как автопроизводители, работающие в России, освобождались от уплаты данного налога взамен гарантий о самостоятельной утилизации выпущенных ими машин. Однако такой подход вызвал критику со стороны Евросоюза, посчитавшего это нарушением принципов ВТО. 

В результате с января 2014-го Россия была вынуждена сделать утильсбор обязательным для всех участников авторынка. Правда, тогда же правительство начало выплачивать местным производителям промышленные субсидии, которые, по сути, стали внегласной компенсацией данного налога. Поэтому очередное повышение «платы за утилизацию» автомобили местного производства практически не затронет. А вот на ценах импортных иномарок может сказаться весьма серьезно, учитывая, что они и без того стоят значительно дороже локальных моделей.

Некоторые равнее 

- Несмотря на то, что для автомобилей, произведенных локально, существуют субсидии, полностью они не нивелируют повышение ставок утильсбора. Поэтому цены на отечественные машины тоже вырастут, но, конечно, не так значительно, как на импортные иномарки, - говорит Иван Кондратенко.

По оценкам Андрея Творогова, подорожание импортных автомобилей можно ожидать в размере примерно 7-10%, в то время как машины локальной сборки могут подорожать примерно на 3-5%.

Таким образом, импортные иномарки окажутся еще менее конкурентоспобными, несмотря на недавнее снижение таможенных пошлин. Сегодня их доля на российском рынке уже сократилась до рекордно низкой отметки в 15%, а модельные ряды продолжают сокращаться. Только за последние пять лет число моделей, представленных в нашей стране, уменьшилось почти на треть - до всего 275 наименований. В связи с этим не стоит ждать появления новинок на российском авторынке - в основном будет происходить лишь замена старых моделей на новые. 

- Объем локализации модельного ряда обосновывается внутренней стратегией каждого производителя. Если рассматривать массовые бренды, то наиболее популярные у нас на рынке модели уже локализованы. Под импорт попадают, как правило, те автомобили, которые пользуются меньшим спросом у клиентов в силу своего ценообразования, набора опций и практичности для эксплуатации в российском климате. В то же время производители нишевых сегментов, не имеющих локального производства, такие как Smart, уходят с российского рынка, поскольку спрос много меньше предложения из-за низкой актуальности, практичности или ценовой характеристики моделей. Поэтому можно ожидать, что автомобили массового сегмента локальной сборки упрочат свои позиции на рынке в сравнении с ввезенными машинами из-за границы, - резюмирует Андрей Творогов.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite