Рустам Минниханов: Никто не хочет заниматься подготовкой сотрудников

Президент Татарстана обсудил проблемы бизнесменов и деловой климат республики.
Президент Татарстана обсудил проблемы бизнесменов и деловой климат республики.

Решить проблему бизнесмена — это всегда вопрос непростой, который требует комплексного подхода. «Здесь и сейчас» работает не всегда. Об этом президент Татарстана Рустам Минниханов в очередной раз напомнил на заседании Совета по предпринимательству.

У микропредприятий высокий потенциал

Встреча началась с обсуждения делового климата. Венера Камалова, и.о. бизнес-омбудсмена в Татарстане, озвучила экономические показатели. На данный момент в малом и среднем бизнесе (МСБ) республики — порядка 163 тысяч субъектов, из которых 85 тысяч — индивидуальные предприниматели и 77 тысяч — юридические лица. 80% предпринимателей — это микро-, малый и средний бизнес, что на 8% больше, чем в среднем по России. Это в принципе говорит о том, что сфера бизнеса в республике активна.

Рустам Минниханов: Никто не хочет заниматься подготовкой сотрудников

В Татарстане больше 60 тысяч бизнесменов имеют предприятия разных организационно-правовых форм. Они создали более 1 млн рабочих мест, а это треть от всего взрослого населения республики.

— 78% предприятий сконцентрированы в шести крупнейших городах, поэтому они наиболее подвержены любым изменениям в деловом климате и быстрее всех реагируют на макроэкономические факторы. Почти половина предприятий сконцентрированы в Казани, 16% — в Набережных Челнах. 96% — это микропредприятия с оборотом не более 60 млн рублей в год. Это говорит о высоком потенциале бизнеса, ведь многие из них могут стать в ближайшее время малым и далее средним бизнесом, — говорит Камалова.

Если пройтись по сферам этих микропредприятий, то 10,9% — это производство, 35% — торговля и 53,7% — услуги, причем последняя развивается динамичнее остальных.

Рустам Минниханов: Никто не хочет заниматься подготовкой сотрудников

В целом количество бизнесменов после кризиса в 2014 году растет. База предпринимателей за год в среднем обновляется на 20%, с учетом открытия и закрытия бизнеса. В близких районах от Казани — Пестречинском, Верхнеуслонском и Высокогорском — база обновилась больше всего с положительной точки зрения.

Камалова не назвала конкретных цифр, но отметила, что, по словам самих предпринимателей, средняя выручка и прибыль уменьшается, что, скорее всего, стало следствием изменения налоговой ставки.

Общий индекс активности бизнеса упал

Теперь перейдем непосредственно к рейтингу деловой активности. Исследование проводилось третий год. В этом году оно прошло с июня по сентябрь с помощью телефонного опроса и онлайн-анкетирования бизнесменов на площадке мобильного приложения «Услуги РТ». В опросе приняли участие 16 тысяч человек. Для анализа из них было отобрано 4 800: по 100 предпринимателей в каждом районе и по 250 — в Казани и Набережных Челнах. В основу методики легло Всероссийское исследование бизнес-настроений МСБ — RSBI.

Общий индекс активности бизнеса по Татарстану по сравнению с 2018 годом упал на 0,2 пункта и составил 43,1. При этом по шкале RSBI показатель ниже 45 пунктов означает падение активности и негативные тенденции с точки зрения развития предпринимательства. 

Рустам Минниханов: Никто не хочет заниматься подготовкой сотрудников

Журналисту KazanFirst и.о. бизнес-омбудсмена прокомментировала эти результаты.

— Это незначительное падение. Это зона, близкая к положительной тенденции. Мы считаем, что при системном взаимодействии с бизнесом сможем поднять активность и повысить до положительных настроений, — уверена Камалова.

При этом отметим, что хорошее самочувствие предпринимателей оценивается в более 50 пунктов по шкале RSBI, но этого порога пока достигли единицы.

Среди районов по динамике индекса деловой активности и по абсолютному значению первое место занимает Сармановский район — 52,8, который за год набрал 15,2 пункта. Далее идут Балтасинский район — 52 и Бавлинский — 47,4. Среди крупных городов в лидерах Зеленодольский район — 41,2. Затем идут Альметьевский район — 40,4 и Елабужский — 40,3.

По районам самый низкий показатель у Атнинского. Причем скачок произошел достаточно резкий: индекс упал с 51,9 до 35,5 пункта. А среди городов последней в списке стоит Казань. За год она потеряла 8,9 пункта, и теперь показатель составляет 33,3.

Рустам Минниханов: Никто не хочет заниматься подготовкой сотрудников

— По основному набору проблем количество жалоб предпринимателей по сравнению с 2017 годом снизилось, кроме одного. Бизнесмены стали чаще жаловаться на административные барьеры. Рост — 2%. Это может быть следствием стремительных нововведений. Предприниматели относят к административным барьерам любые непрогнозируемые изменения правила игры, — говорит и.о. бизнес-омбудсмена.

Камалова считает, что изменения, например, в налогах бизнесмены воспринимают негативно, поскольку не всегда понимают их целесообразность и значимость, а иногда и вовсе им их не транслируют. Таким образом, они не ощущают заинтересованности в их деятельности со стороны власти. А среди главных проблем деловой инфраструктуры предприниматели выделили высокую стоимость аренды – 93%, тарифы на коммунальные услуги — 67% и сложности в получении финансовой поддержки — 64%.

Президент Татарстана Рустам Минниханов отметил, что рейтинг деловой активности важен, но нужно изучать всю картину.

— Чем больше мы будем контактировать с предпринимателями, тем больше будут ожидания у них. Это нормально. Но нам важно знать, где и как изменилось количество рабочих мест… Надо делать более глубокий анализ и сопоставлять. Сегодня, конечно, анализ был более расширенный, и это важно, но надо показывать историю в целом: какая ситуация и как она менялась. Вы сказали, что предприятия открылись и закрылись, а что они из себя представляли? Это интересно знать, — говорит Минниханов. — А на результаты опросов я бы попросил глав администраций обратить внимание.

Сезонный пуск газа как сезонная проблема

На повестке Совета было три темы. Первая проблема — это сезонный пуск газа. Процедура сложная, порой состоит из 25 этапов, нет перечня необходимых документов и нельзя подать заявку в электронном виде. Предпринимателям приходится ходить по кабинетам, стоять в очереди, слушать порой не самые лестные слова и при этом останавливать свою деятельность.

Рустам Минниханов: Никто не хочет заниматься подготовкой сотрудников

Ильдар Гильманов, генеральный директор фирмы «Народная аптека», отмечает, что для пуска газа ему пришлось пройти пять профильных организаций и получить ряд документов.

— Сейчас у нас стоят современные котлы. Ими можно управлять со смартфонов. Техника надежная, много ступеней защиты. А мы в то же время получаем акт о состоянии дымоходов: делаем заявку, на следующий день ждем человека из техслужбы. Специалист приходит, просто прикладывает бумажку к дымоходу и говорит: «Да, тяга есть. Сейчас я поеду в офис и напишу заключение. Так как сезонное подключение и много народу, приходите в такой-то день». Порядка двух-трех дней мы ждем. В итоге предприниматель тратит от 12 до 15 тысяч рублей, но важнее наше время. На эту процедуру уходит семь дней. Получается, неделю мы не выполняем своих обязанностей, а это более серьезные убытки, — рассказывает Гильманов.

Бизнесмен предлагает сократить перечень документов, ввести электронный документооборот и упростить требования к небольшим коммерческим помещениям.  

Рустем Усманов, генеральный директор «Газпром трансгаз Казань», как обслуживающая организация сообщил, что сталкивался с такими вопросами.

Рустам Минниханов: Никто не хочет заниматься подготовкой сотрудников

— В ходе встреч с предпринимателями мы услышали их вопросы и справедливые нарекания в наш адрес, особенно в части больших временных затрат, все эти бюрократические этапы, путешествия по кабинетам и так далее. Мы проанализировали данный процесс. Ни в коей мере не снижая требований безопасности, поскольку газ — это серьезная и опасная вещь, нам удалось сократить время подачи всех документов. Я считаю, сегодня процедура может занимать не более 20 минут, — говорит директор.

Предприятие разместило на официальном сайте ссылку под названием «Сезонный пуск газа». Переходя по ней, предприниматель может ознакомиться с минимальным перечнем документов, который ему необходим, формами всех заявлений и списком всех эксплуатационных управлений с указанием телефонов и адресов, куда можно отправить свое заявление и документы электронно. После получения заявки специалисты в течение пяти дней сообщают дату своего прибытия. Если с документами нет никаких проблем, то газ могут пустить сразу в день приезда специалиста. Такую практику «Газпром трансгаз Казань» протестировал в Зеленодольске и хочет внедрить ее в других районах. При этом предприятие открыто для любых предложений.

— Мне кажется, такая форма понятна и конкретна. Но есть две вещи, которые надо синхронизировать, — вступил Минниханов. — Есть система контроля дымохода — это важный вопрос, тем более предприниматель принимает посетителей. Может, надо синхронизировать в электронном виде, чтобы заявки были электронные, чтобы вы в намеченное время приходили и делали свою работу. Итоговый документ в пакете уже отправляется вам. Не снижая вопросы безопасности, это упростит жизнь предпринимателей.

Рустам Минниханов: Никто не хочет заниматься подготовкой сотрудников

Президент поручил правительству более детально рассмотреть данный вопрос.

Фермеры попадают в замкнутый круг

Вторую проблему, с которой периодически сталкиваются предприниматели, озвучил директор сельхозпредприятия «Агросоюз» Сергей Полянских.

— Как и многие фермеры, я столкнулся с невозможностью оформить право собственности на имущество, которым пользуюсь и которое фактически принадлежит мне. Многие строения и фермы достались по наследству от предыдущих колхозов, на территории которых работает сельхозпредприятие. Я приобрел это строение по договору купли-продажи. Когда купил соседнее хозяйство банкрота, строения стояли на учете как бесхозные. В планах было восстановить и получить право собственности, — рассказывает он.

Рустам Минниханов: Никто не хочет заниматься подготовкой сотрудников

Полянских отметил, что вложил большие средства и сделал современную ферму. Затем хотел перейти к строительным работам на втором объекте купленного хозяйства, но для этого нужно иметь право собственности на строения. Ситуация такова, что он не может взять не только кредит под залог этого строения, но и получить кредит на покупку скота, поскольку нет документов, подтверждающих право собственности, где он мог бы его содержать.

Глава Алексеевского района Сергей Демидов поддержал бизнесмена, что проблема действительно есть.

— Из раза в раз поднимается этот вопрос. Чтобы понять масштабность проблемы, мы провели инвентаризацию. Было проверено около 20 тысяч земельных участков и более 12 тысяч объектов капитального строительства. Выяснилось, что треть из них не оформлены надлежащим образом, — говорит Демидов. — Что касается объектов вне населенного пункта, которые заняты сельхозпроизводством, у нас в районе их порядка 300. Много пользователей попали в законодательную ловушку. Они не могут оформить право на землю, так как законодательством не предусмотрено оформление земли с объектом, не оформленным на этом участке. А они в свою очередь не могут оформить объект, так как нет земли.

Сегодня, по словам главы района, есть два пути решения. Первый — признать право собственности через суды, но это дорого и сложно. Тем более нет судебной практики, поэтому положительный исход в данном случае под большим вопросом. Второй путь — признать сам объект бесхозным через суд, но это тоже не устраивает бизнесменов, потому что в итоге объект уходит в муниципальную собственность.

Рустам Минниханов: Никто не хочет заниматься подготовкой сотрудников

— После него реализация возможна только на торгах. А мы имеем опыт, что заявляются и выигрывают зачастую не совсем те люди, которые занимаются сельхозпроизводством. В итоге складывается ситуация, что фермеры, вкладывая деньги, рискуют, — описал ситуацию он.

Демидов предложил ряд решений, в числе которых принятие программы по аналогии с дачной амнистией.

— За основу предлагаем утвердить какой-то документ, прослеживающий судьбу здания, которое должно дойти до Иванова или Петрова, и этот же документ стал для дачной амнистии и для Арбитражного суда, — предлагает он.

— Может, в целом по республике оприходовать их в лизинг-компанию, — рассуждает президент. — Юридически объект бесхозный. Мы его оприходуем в лизинг-компанию. Мы можем найти документы банкротства. Нет такого хозяйства, которое не имело долгов или не имело отношения с лизинг-компанией Минсельхоза. Вот на основании этих документов.

— Это можно оформить в лизинговой компании, если это имущество оказалось в балансе новых покупателей. Если ничейное, то через суд, — вступил Марат Ахметов, зампредседателя Госсовета и экс-министр сельского хозяйства и продовольствия.

Рустам Минниханов: Никто не хочет заниматься подготовкой сотрудников

— Все эти старые хозяйства — бесхозные, разрушенные, с крысами. Если есть люди, которые готовы взять, значит, надо найти законный путь, как это сделать государственным, и отдать. Мы не ставим задачу заработать деньги, а ставим задачу их узаконить и отдать этим людям. Надо каким-то документом все оприходовать. Государство приведет в порядок и потом передаст предпринимателям, которые хотят что-то делать, — считает Минниханов.

Илдус Нафиков, прокурор Татарстана, предложил идти двумя путями. Первый — предложения президента. Второй — выйти с инициативой для формирования специального федерального закона.

Рустам Минниханов: Никто не хочет заниматься подготовкой сотрудников

— Давайте посмотрим, какой путь наиболее эффективен. Но проблему надо решить на уровне республики в целом. Нельзя по каждому объекту ходить, — говорит лидер республики.

— Нас обкатаем и будем транслировать, — говорит Демидов.

— На тебе обкатаем, да, — улыбнулся президент.

«Люди — это главный ресурс для нас»

Последняя проблема — это дефицит кадров. Ульяна Мухамадиева, директор альметьевского развлекательного центра «Тандем», отметила, что основная проблема — это именно поиск сотрудников, а они нужны здесь и сейчас. Она считает, что всегда легче привезти сотрудника из крупного города, например, Казани.

 — Нужно создать площадку, где мы можем быстро найти сотрудника. Для нас это создаст условия для более эффективной работы. Люди — это главный ресурс для нас, — говорит Мухамадиева.

Рустам Минниханов: Никто не хочет заниматься подготовкой сотрудников

Минниханов на это ответил частой фразой, что предприниматели хотят решить проблемы просто и быстро и все приходит к переманиванию людей.

— Никто не хочет заниматься подготовкой сотрудников, но обученный человек всегда востребован, — говорит он. — Давайте посмотрим, какие кадры нужны. У нас 36 ресурсных центров. Если будет база данных, где и как, и в процессе подготовки кадров мы могли бы подключиться к этой теме, законтрактовать его, чтоб практику проходил, то путь будет более эффективным. Давайте сделаем электронную базу, куда могут обратиться все желающие. Но в сфере обслуживания идет переманивание друг у друга. Увидели: «А мы больше дадим». Второе — люди научились что-то делать, например, маникюр, бросают вас и зарабатывают сами, становятся самозанятыми. Эту проблему можем решить только системой подготовки кадров.

Рафис Бурганов, министр образования, поддерживая инициативу президента, отметил, что существует 900 краткосрочных программ подготовки кадров, которые позволяют получить специальность за два-четыре месяца.

Другой предприниматель Равиль Сабиров, руководитель сети общепита «Домашняя столовая», предлагает создать рабочую группу из предпринимателей при взаимодействии с Центром занятости населения, потому что сейчас в него обращаются люди, которые не замотивированы получить трудоустройство. Они хотят услышать «нет», чтобы дальше получать пособия по безработице.

Рустам Минниханов: Никто не хочет заниматься подготовкой сотрудников

— Мы готовы. Один путь — Центр занятости, второй путь — подготовка специалистов. В любом случае будет так, как я сказал, к сожалению. Друг у друга людей перетаскивать — это не очень красиво. Когда у нас будет достаточное количество специалистов, этого безобразия будет поменьше. То, что вы говорите, должно быть в любом случае. Через Центр занятости мы эту систему поставим, — говорит Минниханов.

Лидер республики в заключение предложил взаимодействовать МСБ со студентами, как это делают крупные предприятия. Бизнес таким образом может вовлечь больше молодежи и, например, предпенсионеров, переподготовкой которых занимается Минтруда. Люди всегда важны.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: