«Важный вопрос - это развитие газозаправочных комплексов на трассах»

Татарстан намерен увеличить потребление голубого топлива до 50 кубов, а также построить первое судно на газу.  

«Газпром» - один из главных стратегических партнеров Татарстана в области промышленности, а республика в свою очередь - один из главных потребителей. За последние пять лет товарооборот достиг 104,5 млрд рублей. 

«Следующий серьезный шаг - это сжиженный газ»

В сентябре прошлого года Татарстан, «Газпром», Минпромторг России подписали дорожную карту на 2018-2023 годы. Она подразумевает расширение промышленного кластера республики и развитие отечественной продукции за счет сотрудничества с компанией. А накануне президент Татарстана Рустам Минниханов и заместитель председателя правления «Газпрома» Виталий Маркелов наметили дальнейшие перспективы сотрудничества.

Минниханов начал с того, что компания является одним из главных партнеров республики, а «Газпром трансгаз Казань» - одним из крупных налогоплательщиков. 

- Газовики не только формируют систему высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест, но и являются крупным потребителем нашей продукции. С каждым годом товарооборот с «Газпромом» растет. За последние пять лет он вырос с 73 млрд до 104,5 млрд рублей. Стабильные поставки газа являются залогом устойчивой работы промышленных предприятий, успешной реализации перспективных инвестиционных проектов. В первую очередь проекты Камского кластера - это группа компаний «Татнефть», ТАИФ, резиденты «Алабуги», Иннополиса, - говорит лидер республики. 

Татарстан активно работает над развитием рынка газомоторного топлива. Сегодня 6 309 единиц техники работают на сжатом природном газе. И это не предел. 

- Мы ставим более амбициозные задачи - реализацию газомоторного топлива (ГМТ) до 50 млн кубометров, - заявил президент. - В начале этого года было 36 млн. В рамках реализации задач по газомоторному топливу огромную долю и вклад вносит компания «КАМАЗ». С 2010-го Сергей Анатольевич (директор ПАО «КАМАЗ». - Ред.) продвигает эту идею. Наши белорусские коллеги на базе Минского тракторного завода её поддерживают. Следующий серьезный шаг, кроме сжатого газа, - это сжиженный газ, речное и агропромышленное направления. Мы готовы принять соответствующие программы. Это экологические вопросы. Не секрет, что ГМТ - это другие выбросы. В любом городе 70% нагрузки на экологию - это транспорт, а не заводы.

Маркелов в свою очередь отметил, что Татарстан для «Газпрома» - особый партнер, в том числе он оценил и возможности Иннополиса.

- За последние годы значительно выросло потребление газа. По этому показателю Татарстан стал третьим субъектом после Москвы и Московской области. Результатом слаженной работы стала практически стопроцентная газификация республики, - говорит зампредседателя. 

Университет Иннополис также заинтересован в сотрудничестве в части образовательных и исследовательских программ. Перед началом совещания он предложил ряд проектов, в том числе облачную 4D-геоинформационную платформу Татарстана, Центр компетенций и прототип программного обеспечения по геомеханическому моделированию. Последняя система позволяет отказаться от иностранного программного обеспечения, исключает утечки данных о российских месторождениях и снижает затраты на закупку лицензий. 

Роман Шайхутдинов, вице-премьер Татарстана и куратор проекта Иннополис, попросил Маркелова поддержать сотрудничество по двум направлениям, которые можно внедрить в промышленность, - это виртуальная дополненная реальность и большие данные (Big Data). 

Не каждый регион позволит себе прирост объема КПГ в 30%

Татарстан сейчас активно внедряет отечественные материалы для газовой промышленности. Рустем Усманов, генеральный директор компании «Газпром трансгаз Казань», считает, что отправной точкой роста в этом процессе стало подписание в августе 2015 года дорожной карты между «Газпромом» и правительством республики. 

- Документ позволил раскрыть потенциал региональных предприятий по созданию технологий, отвечающих национальному стандарту качества, нормативам «Газпрома», и создать эффективную среду для поддержки производителей. За время реализации дорожной карты 92 наименования продукции уже допущены к применению на объектах «Газпрома». Шесть наименований продукции сертифицированы в системе «Интергазсерт», три предприятия сертифицированы в системе менеджмента качества, - рассказывает Усманов.

С 2016 по 2018 год «Газпром» закупил у республики продукцию и услуги на 25 млрд рублей. В этом году в планах покупка на сумму более 17 млрд рублей. В основном компания приобретает газоперекачивающее компрессорное оборудование, электрические системы и контрольно-измерительные приборы. 

Позиции Татарстана по использованию природного газа в качестве моторного топлива - одно из значимых направлений сотрудничества с компанией, считает глава компании «Газпром трансгаз Казань».

- Предприятия республики могут предложить рынку всю линейку тяжелой газомоторной техники. Татарстан является пилотным регионом по переводу автотранспорта на ГМТ и имеет развитую сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Сегодня это тот регион, который имеет серьезный потенциал для ежегодного прироста объема реализации компримированного, или сжатого природного газа (КПГ). В сравнении с 2018 годом по итогам 2019 года мы прогнозируем цифры - до 30% прироста объема реализации КПГ. Не каждый регион может похвастаться такими темпами, - подчеркнул Усманов.

Из ближайших перспектив совместного сотрудничества «Газпрома» и республики - проект по строительству Арбузовского подземного хранилища газа. Его реализация позволит Татарстану внести более весомый вклад в промышленный комплекс.

В Казани построят три новые заправочные станции

Поскольку количество техники, которая работает на КПГ, растет, появляется потребность в создании и обновлении газозаправочных станций. На данный момент в республике 18 АГНКС, которые принадлежат компании «Газпром газомоторное топливо». 

Олег Мелехин, генеральный директор предприятия, отметил, что за девять месяцев реализовано 35 млн кубических метров природного газа. Загрузка станций составила 32%. 

- Всего за 2019 год планируем реализовать в республике почти 47 млн кубов. При этом загрузка станций превысит 32%, - говорит Мелехин. - Инвестиционные программы компании на 2019 год предусматривают инвестиции в размере 112 млн рублей на строительство объектов в Заинске, Альметьевске и Нурлате. Ввод в эксплуатацию АГНКС в Альметьевске запланирован в четвертом квартале текущего года. В Заинске и Нурлате будут построены в 2020 году. До завершения 2019 года также запланировано проведение ряда работ по техническому перевооружению АГНКС: две в Набережных Челнах и одна в Мамадыше. 

Три новые заправки построят также в Казани. Гендиректор уже обсудил их возможное строительство на улицах Васильченко, Адоратского и на Сибирском тракте с мэром города. Также на данный момент рассматривается возможность строительства АГНКС на автозаправочных станциях компании «Ирбис» на трассе М-7.

Сергей Когогин, генеральный директор ПАО «КАМАЗ», попросил обратить внимание на ряд вещей.

- Для нас важный вопрос - это развитие заправочных комплексов на магистралях. Перевод магистральных тягачей на газ даст максимальный объем потребления газа. Также важно при проектировании учесть, что наши потребители стали переходить на новый тип полуприцепов, - говорит Когогин. - Надо в Набережных Челнах на М-7 ещё один заправочный комплекс построить.

Свои предложения для сотрудничества также озвучили «НПП Компрессор», КФУ, «Казанькомпрессормаш», КМПО, «Тасма» и казанский завод «Электроприбор». Минниханов попросил записать их в протокол и рассмотреть.

Зеленодольский завод Горького запустит «Чайку-СПГ»

Одним из ключевых событий совещания стало подписание плана мероприятий по реализации пилотного проекта по выпуску речных судов на СПГ для туристических маршрутов Татарстана. «Газпром» смотрит в сторону использования СПГ для любого вида транспорта, но пока нет ни одного судна на таком газу. За этот проект взялся Зеленодольский завод имени Горького. 

На данный момент завод проектирует разные прогулочные пассажирские суда типа «Чайка» - 03620, которые работают на дизельном топливе. Процент готовности первого судна на 250 пассажиров составляет порядка 70%. Однако для выполнения указа президента России в части строительства судов на СПГ нужна новая разработка. Ею стала «Чайка-СПГ». 

Прогулочно-экскурсионное судно будет предназначено для местных линий. Оно готово преодолевать расстояние от 250 км. Длина составит 52 метра, а пассажировместимость - от 150 человек. «Чайка-СПГ» будет оборудована системой аудиогида на пяти языках, кондиционерами и отоплением. 

Необходимость такой разработки можно объяснить, например, с точки зрения экономии. Сегодня цены на СПГ ниже, чем на жидкое моторное топливо. Удельная стоимость перевозки одного пассажира на 1 км на дизеле - 0,62 рубля, а на сжиженном газе - 0,28 рубля. При этом есть тенденция к увеличению ценового разрыва. Поэтому в принципе суда на СПГ экономически привлекательны. 

Маркелов оценил проект завода, потому что «Газпром» нуждается в первом именно отечественном судне.

- Но я прошу поторопиться, потому что мы подписали такое же соглашение на экономическом форуме с другим партнером, - улыбнулся зампредседателя.

Как отметил технический директор Зеленодольского завода имени Горького Вячеслав Подоксик, выпуск первой «Чайки-СПГ» планируется в 2020 году. 

Завершая совещание, Маркелов вновь подчеркнул важность отечественных разработок, которые могут конкурировать с зарубежными аналогами, и напомнил, к чему стремится сотрудничество «Газпрома» и республики.

- Цель - это вывод нашей промышленности на новый уровень в нефтегазовой отрасли, - заключил зампредседателя.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
7 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
К.
По цене газ скоро догонит бензин
0
0
Ответить

Hot
@К. Чо??? Кто кого догонит непонтяно
0
0
Ответить

нияз
"Удельная стоимость перевозки одного пассажира на 1 км на дизеле - 0,62 рубля" С чего тогда 800 рэ дерут за прогулку по Волге))
0
0
Ответить

Михаил Анатольевич
Я уверен, что давно наши ученые изобрели альтернативный источник энергии, который в разы, в сотник раз дешевле углеводородов и работает который не на сжигании. Но из-за мировой нефтяной иглы эти разработки засекретили
0
0
Ответить

Прокопенко Игнорь
@Михаил Анатольевич А у нас в эфире очередная серия "Секретных материалов"))
1
0
Ответить

Вахтер
Не сможет нормальный тягач работать на газу. Законы физики никто не отменял. Не даст газ столько тяги. Иначе немцы бы давно перевели Мерсы и Маны на газ. Но они на соляре по прежнему
0
1
Ответить

Не таксиси
Вот когда газ был по 4 рубля, тогда была лафа. А теперь выбирать между дорогим бензином и дорогим газом? Смысл? Если только таксистам.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite