Талия Минуллина: Мы часто делаем ошибки, у нас есть провальные проекты

Глава АИР Татарстана рассказала
Глава АИР Татарстана рассказала, как отсутствие страха перед неудачами позволяет
развиваться.

Цифровизация производства без сокращения рабочих мест — тема, которую эксперты и специалисты обсуждали на машиностроительном форуме в Иннополисе. Как проходит диджитализация в Татарстане и почему будущее не за роботами, а умением правильно их эксплуатировать. 

Инструмент сокращения издержек и возможность сэкономить 

Диджитализация, роботизация и автоматизация — переход к индустрии 4.0 — задача, входящая в так называемые «Национальные проекты». Руководитель Агентства инвестиционного развития Татарстана Талия Минуллина уверена, что республике как региону, у которого 40% ВРП формирует промышленность, особенно важно иметь развитые производства. В том числе за счет использования промпарков, ТОСЭР и ОЭЗ. 

— Цифровизацию необходимо воспринимать как инструмент сокращения издержек на производстве и понимания, на каком этапе работы производитель может сэкономить. Заниматься цифровизацией ради того, чтобы было, не стоит, — говорит Минуллина и предлагает сэкономленные в рамках цифровизации средства направлять на реализацию новых инвестиционных проектов. 

Талия Минуллина: Мы часто делаем ошибки, у нас есть провальные проекты

Одним из плюсов перехода на новые технологии спикер называет прозрачность процессов. Этому сопротивляется «среднее звено» предприятий и чиновники из-за боязни потерять рычаги влияния.

Как положительный пример глава АИР приводит Татарстан, который через Минцифру РТ «отодвинул» госслужащих, ответственных за взаимодействие с бизнесом, тем самым исключив человеческий фактор. 

Цифровизация доступна не только крупным производителям

Генеральный директор KUKA Россия Дмитрий Капишников  отмечает, что в Татарстане уже есть успешный опыт автоматизации производства — «КАМАЗ». Но роботизация — это не привилегия только крупного производства. 

— Идея индустрии 4.0 — это решения для компаний и предприятий, у которых единичная номенклатура производства, — заявляет спикер. 

Он уверен, если на предприятии заменить на роботов троих рабочих, то позднее они вернутся, но будут заниматься не выпиливанием деталей, а контролировать робота, который их делает. При этом завод не только автоматизирует процесс, сохраняя сотрудников, но и показывает рост. 

— Роботы не предполагают, что человека не будет совсем. Их нужно кому-то программировать, ремонтировать, обслуживать, — сказал замгендиректора по управлению персоналом и оргразвитию «КАМАЗа» Александр Ушенин. Главные плюсы автоматизации, по его мнению, в уменьшении человеческого фактора. 

Талия Минуллина: Мы часто делаем ошибки, у нас есть провальные проекты

Компания ABAGY в лице директора Антонины Бондаревой замечает, что в сегодняшних реалиях программирование стало значительно доступнее, в том числе для предприятий с небольшими объемами производства.

— Любое предприятие, работу на котором выполняют три человека, может задумываться о роботизации, — считает она. 

Минуллина уверена, что в вопросе цифровизации значительно легче крупным компаниям, которые могут «поиграть бюджетом» и запустить пилотный проект. Малый бизнес такого способа лишен, хотя и готов больше к автоматизации, чем крупные игроки. 

Капишников добавляет, что российская проблема перехода на «цифру» кроется в недостаточной информированности предпринимателей в регионах, за исключением Татарстана, где, по его мнению, руководство республики делает много для развития технологических процессов. 

— Секрет Татарстана прост. Мы постоянно чему-то учимся и не боимся экспериментировать. Мы часто делаем ошибки, у нас есть провальные проекты. Татарстану позволяет развиваться отсутствие страха перед ошибками, а другие регионы очень осторожничают. Сам президент Татарстана Рустам Минниханов и команда, которую он сформировал, нацелены на инициативу, — сказала Минуллина. 

Много продавцов и мало покупателей 

Директор ВР-Мастер Булат Шамсутдинов считает, что существуют две проблемы при автоматизации производства, на которые все жалуются, — нехватка денег и кадров, но обе они решаемы через меры поддержки предпринимателей. В качестве одного из вариантов решения эксперт предложил создать на базе машиностроительного кластера комитет по содействию автоматизации промышленных производств республики. Задачи этого органа сначала будут просветительскими, считает он, но позднее станут мощнее. 

Талия Минуллина: Мы часто делаем ошибки, у нас есть провальные проекты

В разговоре с журналистом KazanFirst Талия Минуллина отметила, что до конца года вопрос создания комитета вынесут на суд членов кластера, после чего необходимо будет принять коллегиальное решение, в том числе по персонам, которые войдут в него. Она считает, что если человек выходит с инициативой, он должен быть готов реализовать ее до конца. 

— Я вижу это как перечень решений цифровизации, которые уже внедрены, хотя бы эту информацию первично собрать. Потом уже масштабировать, поделиться с другими предприятиями. Те решения, которые внедрены на одном предприятии, потенциально могут быть у их коллег и партнеров, просто пока не все готовы делиться этой информацией, — уверена Минуллина.

За основу она предлагает взять немецко-сингапурскую практику создания единой методики оценки с четко прописанными критериями «это предприятие 4.0 или нет». Так появится понимание уровня цифровизации республиканских производств и возможность использования этих процессов на других предприятиях. 

Если ничего не делать, то ничего и не получится 

Вопросу образования, несмотря на то, что на форуме была приготовлена отдельная секция, посвященная этой теме, уделялось большое внимание. Так, спикеры сошлись во мнении, что сегодня вузы готовят тех, кто может создать робота, вместо того, чтобы обучать их эксплуатации. «Затыки», как их назвали спикеры, заключаются в устаревших стандартах образования, поменять которые быстро невозможно. Решением проблемы Ушенин называет прямое сотрудничество с вузами и добавление специфических курсов, нужных предприятию.

— Конкретной профессии обучать сложно. Вузы должны настраиваться на то, чтобы готовить студентов, способных быстро изменять и докручивать свои навыки, — уверен он.

— WorldSkills дал невероятный толчок появлению множества профессиональных кадров. Недостаточно быть робототехником, чтобы разбираться в роботах. Нужно быть технологом. То есть человек сначала должен быть профессионалом в сварке, только после этого изучить робота, применить робототехнику и свои идеальные знания о сварке, — считает Шамсутдинов.

Бондарева отмечает, что помимо квалифицированных сотрудников, работающих руками, соответствующее образование должно быть и у управленцев. 

Талия Минуллина: Мы часто делаем ошибки, у нас есть провальные проекты

Резюмируя, эксперты отметили, что совершить качественный скачок в цифровизации в ближайшие пять лет не получится, но попытаться этого достигнуть можно с помощью нацпроектов. 

— Все равно, как мы это назовем, — нацпроекты или нет. Это просто упаковка стратегических целей и задач. Ведь что такое нацпроекты? То, как каждый россиян способен работать для своего благосостояния и своей семьи. Нацпроекты — это не вещи и буклеты, программы, а мы с вами. И каждый может сделать так, чтобы нацпроекты заработали и получились. Это мы с вами несем ответственность за то, в какой стране мы живем. Всегда надо начинать с себя и смотреть, что я могу сделать, чтобы страна, в которой я живу, совершила рывок. Можно сколько угодно говорить, что это не получится, то не получится, но если ничего не делать, то ничего и не получится, — подытожила дискуссию Талия Минуллина. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *