«Кто не верит — пусть проверит». Как прошли слушания по химзаводу в Альметьевске

Резонансное общественное обсуждение по экологическому воздействию установки малеинового ангидрида ее противники провалили. Жители приняли доводы «Татнефти».
Резонансное общественное обсуждение по экологическому воздействию установки
малеинового ангидрида ее противники провалили. Жители приняли доводы «Татнефти».

В Альметьевске последние несколько месяцев можно наблюдать некоторые возмущения местной общественности. На change.org создаются петиции, в соцсетях – группы недовольных активистов, они же организуют митинги на улицах. Причина всего этого в том, что в 2023 году «Татнефть» планирует запустить рядом с городом, на Миннибаевском газоперерабатывающем заводе, первую в России установку по производству малеинового ангидрида мощностью 50 тыс. тонн в год. Инвестиции в завод составят немалые 6,6 млрд рублей. Мы уже писали об этом, но теперь проект фактически вышел на путь реализации. Общественные слушания по нему стали абсолютно показательными для всего Татарстана.

«Кто не верит - пусть проверит». Как прошли слушания по химзаводу в Альметьевске

Для начала давайте разберёмся, что такое малеиновый ангидрид (сокращенно МАН) и почему некоторые жители Альметьевска выступают против его производства. Изготавливают продукт из н-бутана, который извлекается из попутных нефтяных газов. МАН является сырьем для получения различных смол, топливных присадок, масел, пленок, синтетических волокон, подсластителей, моющих средств, фармацевтических препаратов, лаков для волос, стройматериалов и т.п.

Пока весь малеиновый ангидрид в Россию завозят из Китая, Японии и Кореи. Планы по его выпуску есть не только у «Татнефти» в Альметьевске, но и у «СИБУРа» в Тобольске. МАН нужен им не только для внутреннего рынка, но и для поставок в другие страны. Причем обе компании лицензиаром технологий выбрали итальянскую Conser S.p.A. Ее представитель Антонио Иоско, кстати, также выступил на слушаниях в Альметьевске.

Противники строительства установки указывают на вред, который малеиновый ангидрид может нанести живущим рядом людям: по их мнению, при выбросе в атмосферу он разъедает слизистые оболочки и кожу, а вдыхание паров ангидрида может привести к аллергическим реакциям. Токсичным он становится только при нагреве до 202 градусов по Цельсию.

«Кто не верит - пусть проверит». Как прошли слушания по химзаводу в Альметьевске

Сами слушания прошли в альметьевском ДК «Иске Элмет». Несмотря на то, что на дворе ноябрь и никого уже не беспокоят дачные дела и даже несмотря на удобное время – пятница, 6 вечера, людей в зале собралось относительно немного – около 200 человек. Да, практически все места оказались заняты, но стоящих в проходах и в дверях не было. Альметьевцы, до того весьма активные в соцсетях, вживую поддержать борьбу против завода не явились.

«Кто не верит - пусть проверит». Как прошли слушания по химзаводу в Альметьевске

На слушания пришло около десятка наиболее ярых активистов, которые после регистрации демонстративно миновали поставленные «Татнефтью» столы с пирожками и чаем, и компактно расположились в зале. Остальные пришедшие были, в целом, пассивными зрителями или журналистами.

Первыми слово взяли представители «Татнефти». В их голосе была слышна определенная усталость от повторения одних и тех же аргументов – до слушаний уже были и встречи с инициативной группой, и выступления в СМИ и соцсетях. И если начальник управления «Татнефтегазпереработка» Ильшат Шарипов ограничился формальным обозначением снижения выбросов на Миннибаевском газоперерабатывающем заводе, то директор проектного офиса нефтегазохимического комплекса «Татнефти» Сирень Сахапов сделал упор на эмоциональное воздействие на аудиторию. Для доказательства безвредности вещества он высыпал себе на ладонь гранулы ангидрида и напомнил, что МАН позволит эффективно и безопасно использовать попутный газ, который раньше попросту сжигали на месте при добыче нефти. 

— Я уроженец Альметьевского района. Родился и вырос в селе Надырово, всего в 10 километрах от Миннибаевского ГПЗ. До сих пор в этом селе живут мои родные. Я хорошо помню, как по всему Юго-Востоку Татарстана днем и ночью горели факела, на которых жгли попутный нефтяной газ. Сейчас его уровень переработки в компании достигает 97 процентов. Наши внуки уже не знают, что такое горящие круглые сутки факела… Пришло время сделать следующий шаг, — сказал Сахапов.

«Кто не верит - пусть проверит». Как прошли слушания по химзаводу в Альметьевске

Именно на Миннибаевском заводе установка заработает, добавляет руководитель, потому что здесь уже есть налаженная инфраструктура, обученный персонал и сырье.

Примеры безопасной работы подобных производств в Европе привел выступивший с переводчиком вышеупомянутый представитель Conser Антонио Иоско. Он выразил недоумение сомнением жителей в безопасности установки и показал, что такие же работают в Будапеште и недалеко от центра Ровены и Бергамо.

Впрочем, остались вопросы к подаче информации иностранным гостем. Вся презентация оказалась на английском языке, с большим объемом технического текста и минимумом изображений – она стала отличной возможностью знатокам английского поупражняться в своих умениях. Специально готовить презентацию для жителей Альметьевска, в итальянской компании, видимо, посчитали лишним.

«Кто не верит - пусть проверит». Как прошли слушания по химзаводу в Альметьевске

Полностью вопросам экологии было посвящено выступление главного инженера проекта ООО «Оргнефтехим» Ольги Гудковой – она давала оценку воздействия производства малеинового ангидрида на окружающую среду (ОВОС). Особое внимание специалист уделила санитарной зоне вокруг предприятия. 

— Проектируемая установка относится к современным прогрессивным объектам. У таких объектов санитарно-защитная зона составляет 1000 метров. Здесь же минимальное расстояние от нее до ближайшей жилой зоны составляет 1200 метров. Кроме того, у самого Миннибаевского ГПЗ уже есть своя защитная зона в 1000 метров, — сообщила собравшимися Гудкова. 

«Кто не верит - пусть проверит». Как прошли слушания по химзаводу в Альметьевске

После этого наступил черед активистов из Альметьевска. Первой за трибуну встала Венера Камалова. Все ее выступление свелось к зачитыванию вопросов по установке, которые сформулировал для нее эколог из Казани Сергей Мухачев. Его самого на слушаниях не было и это существенно сказалось на подаче материала. 

Вопросы, которые озвучила Камалова носили технический характер, с обилием терминов и специальных подробностей. Из не понимала ни сама активистка, ни большинство присутствующих в зале. 

«Кто не верит - пусть проверит». Как прошли слушания по химзаводу в Альметьевске

Согласно кивала, записывая за выступающей для последующих ответов, только Ольга Гудкова. Камаловой дали зачитать все полтора десятка вопросов и попросили оставить папку с ними для дальнейшего письменного ответа. Зачем нужно было озвучивать их сейчас так и осталось непонятным никому.

Гораздо более эмоциональным и доступным оказалось выступление, пожалуй, самого известного местного экоактивиста Ильгиза Гильфанова. Именно он стоял с плакатами несколько дней в одиночном пикете у московского офиса «Татнефти». Примечательно, что мужчина является бывшим работником компании. В своем довольно бессвязном выступлении Гильфанов, к примеру, выразил обеспокоенность тем, что в случае аварийного выброса малеинового ангидрида его нельзя почувствовать носом и отравление может наступить незаметно для работников завода или жителей домов рядом с ним. Также у активиста возникли вопросы к выкачиванию воды из реки Степной Зай для строительства и дальнейших нужд установки. 

«Кто не верит - пусть проверит». Как прошли слушания по химзаводу в Альметьевске

— Чтобы вести работы на строительстве аналогичной установки в Тобольске отводят воду из многоводного Иртыша – с рекой Зай не сравнишь, а если запустится здесь стройка, реки Степной Зай уже не будет – все уйдет на бетонные работы, — заявил экоактивист.

Закончить свое выступление Гильфанову не дали – он существенно вышел за пределы регламента.

Последней из представителей общественности слово взяла учительница химии и биологии из Альметьевска Альфия Тимерханова. Тон ее выступления заметно отличался от предыдущих. Педагог говорила уже в поддержку нового завода. Она вспомнила историю человечества и роль технического прогресса в нем. 

— Сначала я была скептиком, когда впервые услышала о строительстве нового завода. Потом дети, выпускники стали спрашивать у меня как химика, что это за вещество. Однако мне не понятен был весь технологический цикл. И вот две недели назад мне предложили вместе с делегацией нашего города, учителями, СМИ поехать в Венгрию на аналогичный завод… Я как химик крутилась возле представителя завода и поняла одно: цикл замкнутый и максимальных выбросов там не будет. Конечно, будут определенные риски, но вся наша жизнь – это риск, даже пользование бытовыми приборами несет риск. Но прогресс требует осваивания новых технологий. И если это вещество требуется, его надо производить, — полагает Тимерханова. 

«Кто не верит - пусть проверит». Как прошли слушания по химзаводу в Альметьевске

За свой оптимизм она получила отповедь от коллеги – к микрофону вышла Ирина Иванова, также учитель с большим опытом. 

— Я услышала высказывание педагога и была удивлена им. Не знаю, как она будет смотреть в глаза своим ученикам. У меня сердце колотится, когда говорят все новое строить… У меня пожелание – подумайте о своих детях… В районе много больных детей, — сказала Иванова. 

Были и другие вопросы из зала, во многом дублировавшие и сказанное уже выступившими, и заданное на предыдущих встречах.

Несколько реплик касалось того, что «Татнефть», по мнению выступавших, недостаточно вкладывается в развитие Нижней Мактамы с учетом важности ее как производственного центра. На это директор благотворительного фонда «Татнефти» Ренат Мамин пообещал, что компания будет оперативно реагировать на пожелания жителей в вопросах, которые они не могут решить на уровне местных властей. Это подтвердил в своем заключительном слове главный инженер «Татнефти» Наиль Ибрагимов – он напомнил про прямую связь новых технологий в своей отрасли и о том, что без дополнительных производств невозможно будет уйти от нефтезависимости. 

«Кто не верит - пусть проверит». Как прошли слушания по химзаводу в Альметьевске

— Мы все альметьевцы, все за чистый Альметьевск, все в одной лодке… В Альметьевске сейчас экология нормальная. В 80-ых годах было и превышение сероводорода – ПДК у него 8-тысячных, было 30-тысячных. Но сегодня в городе стоит машина Минэкологии и показывает, что уже только 3-тысячных – это фоновое выделение от города. И так по другим показателям. Кто не верит – пусть проверит, но нефтяники по экологии свои вопросы сняли. У нас есть два пути: либо ничего не делать, либо развиваться. Если мы зависимы от цен на нефть, то упадет она с 60 до 20-30 долларов — и все… Разобьются все дороги, без канализации будем жить. Не будет на них средств. И экология начнет ухудшаться – в городах, например, в очистные сооружения тоже нужно вкладывать деньги. То есть шаг за шагом мы должны идти. Альметьевск продолжит улучшаться, но все можно решить только за счет производства, — убеждал жителей Ибрагимов. 

На этих словах общественные слушания завершились и их признали состоявшимися.

Примечательно, что на следующий день в группе «За чистый Альметьевск!» Венера Камалова опубликовала гневный пост, в котором жестко прошлась по противникам строительства, не пришедшим на слушания: «Вчера состоялись публичные слушания по установке малеинового ангидирида… Какие мои впечатления от этого? ЭТОТ ГОРОД СО СВОИМИ ДИВАННЫМИ КРИТИКАМИ ЗАСЛУЖИВАЕТ ВСЕ ВЫБРОСЫ, ВСЮ ХИМИЮ, которая обрушится на них вместе со строительством не только этой установки, но и с последующими после нее установками бутандиола, тетрагидрофурана, углеволокна. пропилена и полипропилена, входящими в 1 этап строительства НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПАО «Татнефть». Что Вас ждет со вторым этапом — ГУГЛ В ПОМОЩЬ… Вам лень оторвать свои задницы от диванов и прийти на слушания» (орфография и пунктуация автора поста сохранена, — Ред.). 

В этом же посте Камалова вспомнила и выступившую за установку учительницу химии и поблагодарила тех, кто все-таки на слушания пришел. В комментариях к записи Ильгиз Гильфанов написал, что, видимо, после таких слушаний снизит свою активность: «Согласен. Я лично, решил приостановиться. Мне пенсии моей на лекарства только останется, если так» (орфография и пунктуация автора сохранена, — Ред.).

«Кто не верит - пусть проверит». Как прошли слушания по химзаводу в Альметьевске

Таким образом, предводители противников установки малеинвого ангидрида признали поражение своей группы. Адекватно и ярко отстоять  свою позицию на общественных слушаниях они не смогли, «Татнефть» выступила гораздо лаконичнее и более внятно. По всей видимости, альметьевцы все же признали необходимость строительства новой установки и продемонстрировали свое доверие нефтяникам.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: