«Только в Казани такие сумасшедшие»

Работа по соединению театра и науки дает неожиданные результаты.
Работа по соединению театра и науки дает неожиданные результаты.

Что общего между театром и наукой? Кому-то может показаться, что эти два явления совершенно непохожи и уж совсем несовместимы. Но в Казани уже второй год подряд упорно продолжают доказывать обратное. Пока инициатива исходит от театралов. Но и ученые не отсиживаются в стороне. 

Да, несмотря на весь скептицизм, необычный дуэт сложился. Режиссеры и кандидаты наук вместе работают в театрально-научной лаборатории «Аннигиляция», которая проходит в творческой лаборатории «Угол». По задумке авторов проекта, любителям искусства со сцены показывают какие-то идеи, гипотезы, предположения профессиональных ученых. 

«Только в Казани такие сумасшедшие»

— Российский театр сегодня почти не взаимодействует с наукой, и нам кажется это ошибкой, потому как именно в науке происходят процессы не только и не столько про прошлое и настоящее, но скорее про будущее, которое и интересует нас в большей степени, — говорят организаторы лаборатории. 

Журналист KazanFirst Ляйсан Кадырова тоже сходила на лабораторию, чтобы увидеть сочетание несочетаемого. До показа эскизов, чтобы хоть как-то понять, к чему готовиться, мы пообщались с одним из кураторов проекта. Это известный российский театральный деятель Олег Лоевский, хотя при нашем знакомстве он назвал себя простым уральским пареньком. 

— Что же мы увидим? — спрашиваем мы у него. 

— Во-первых, будет вечер. Во-вторых, здесь что-то будет. У нас идет проект «Аннигиляция». Волкострелов (Дмитрий, второй куратор лаборатории. — Ред.) считает, что соединение науки с театром может дать какую-то необычную форму, а эта форма может дать какое-то неожиданное содержание, в итоге мы перевернем театральное сознание совсем. Я так не считаю, но с удовольствием ему в этом помогаю, потому что пробовать надо все. Главное, чтобы не скучно было, — говорит собеседник.

«Только в Казани такие сумасшедшие»

Пользуясь случаем, мы спросили у критика еще и то, насколько идея соединения науки с театром распространена в России, на что он нам ответил: 

— Только в Казани такие сумасшедшие. Все остальные занимаются чистым искусством или чистым заработком. Только в Казани есть такая лаборатория. 

Тем временем начался показ первого спектакля. Точнее, не спектакля, а его эскиза. Ведь формат работы — лаборатории — не предполагает получить в конце готовый продукт. Это была работа режиссера Александра Кудряшова и кандидата философских наук Самсона Либермана «Разделитель».

— Дорогие зрители, для просмотра этого эскиза вам будет необходим ваш телефон, желательно подключенный к интернету, — громко объявили где-то у двери. А ведь в других театрах, наоборот, просят отключить все смартфоны. 

«Только в Казани такие сумасшедшие»

«Современный мир, несмотря на многочисленные пророчества, так и не превратился в «глобальную деревню». Мир распадается на замкнутые сообщества, каждое из которых имеет собственные законы, картину мира и считает себя уникальным. С одной стороны, Америка становится «снова великой», Британия выходит из Евросоюза, с другой — идет активная борьба за права меньшинств, локальная кухня вытесняет фастфуд, а аудитория мировых СМИ уходит к микроблогерам. Соцсети, созданные как средство глобальной коммуникации, делят общество на отдельные замкнутые группы.

Такова основная гипотеза лабораторной работы «Разделитель». Вы можете проверить ее вместе с нами», — написано в афише. Но уверяю вас, ничего из вышеописанного во время просмотра в голову не приходит. Эскиз настолько насыщен на мало связанные между собой диалоги и действия, что потребуется еще не один вечер осмыслить увиденное. 

— В чем же была главная идея вашей работы? — интересуемся у ученого уже после показа. 

— Идея была очень простая. Она в том, что мир распадается на отдельные маленькие сообщества, которые играют гораздо больше роли, чем играли раньше. Если говорить совсем грубо, то раньше была одна большая история, а потом у нас случился конец истории и человек стал просто потреблять. Сегодня появляются локальные сообщества, каждое из которых хочет сделать что-то важное, нужное. Снова идет исторический процесс, но он небольшой, — объяснил Либерман.

«Только в Казани такие сумасшедшие»

Как стало понятно позднее, и телефоны нам нужны были для доказательства мысли ученого. Прямо во время показа все зрители эскиза вступили в единую группу «ВКонтакте», где началось беспорядочное общение. Прямо на наших глазах образовалось маленькое общество. 

Рассказывать о других подробностях этого эскиза больше не стоит. Не потому, что они недостойны внимания, а потому, что это будет спойлером, если вдруг спектакль возьмут дорабатывать, а потом включат в репертуар «Угла». 

— То, что мы сейчас увидели, — насколько это вообще укладывается в наше привычное понимание театра? — задали мы вопрос второму куратору лаборатории Дмитрию Волкострелову, которого Лоевский называет «мозгом» проекта. 

— Дело в том, что театр бывает разным. В этом вся его прелесть. Здесь способов репрезентации намного больше, чем в кино. Наука — это такая большая часть нашей жизни. Но в российском театре ей по определенным причинам совсем не уделяется внимания. 

«Только в Казани такие сумасшедшие»

— То есть будет неудивительно, если через несколько лет театр станет интерпретировать какие-то чисто экономические или политические явления? 

— Конечно. Это вполне возможно. 

— Скажем наше театральное сообщество артистов и режиссеров готово работать с такими идеями. Но насколько готов смотреть это наш зритель? 

— Люди, как правило, ни к чему не готовы. Мы все знаем историю, как был произведен плеер Sony. Все маркетологи говорили, что никто не хочет ходить и слушать музыку в одиночестве. Все хотят слушать музыку вместе, всем так нравится. Однако глава фирмы настоял на своем и выпустил этот плеер, и все изменилось. Мне кажется, так же будет и с искусством. Готовность приходит чуть после. 

«Только в Казани такие сумасшедшие»

— А вам не страшно, что через несколько лет люди будут приходить на спектакли, а на них будут ставить реальные эксперименты и опыты? Ведь даже сейчас некоторые из зрителей увидели больше научную работу, нежели спектакль.  

— Все возможно, если это, конечно, не будет нести какого-то физического урона здоровью человека. Все возможно.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *