Site icon KazanFirst

Казанскому журналисту, показавшему, как воруют кондукторы, угрожают. Перевозчики считают происходящее провокацией

Социальный эксперимент вызвал неадекватную реакцию у работников транспортной сферы столицы.
Социальный эксперимент вызвал неадекватную реакцию у работников транспортной
сферы столицы.

Это уже перестает быть просто забавным или смешным. Жалобы на красные автобусы летят со всех сторон, сами перевозчики не могут свести концы с концами. Они лоббируют повышение стоимости проезда и уже выставляют автобусы на продажу. При этом кондукторы, как истинные предатели, подрывают ситуацию изнутри. 

Накануне в группе «Казань|Социальная группа» был опубликован ролик, который стал вирусным. Его уже просмотрели свыше 100 тысяч человек. 

На нем журналист KazanFirst Нияз Гатауллин проводит эксперимент, о котором все давно думали, — заходит в автобус, спрашивает о стоимости проезда, а услышав цифру 27, предлагает кондукторам 20 или 23 рубля за проезд без билета. Реакция кондукторов отличается лишь порогом наглости и безразличия. 8 из 10 согласились на сделку с совестью. Пара девушек даже сказали: «Конечно, можно». Все пассажиры давно заметили, как блестят глаза казанского кондуктора, когда он видит наличку, и с каким обиженным и измученным лицом подносит кассовый аппарат к карточке или проездному.

«У нас тут камеры»

Зарплата 25 тысяч рублей в месяц — не те деньги, ради которых не стоит рисковать. Наверное, так думает большинство приходящих работать в транспортные предприятия города. Когда в руках целый день живая наличка, то очень сложно побороть соблазн. Лишь два кондуктора на резонансном видео проявили стойкость. Одна пошла в конкретный отказ, а вторая объяснила, что в салоне есть камеры. Судя по тому, как умело «работали» остальные, камеры их не особо заботили.

— Непонятно, зачем отказались. На эти камеры никто не смотрит, а если смотрят, то там ничего не увидишь, — констатировали в комментариях под видео. 

Горсть мелочи в карман — это уже апофеоз коррупции. Схема открытого беспредела. Некоторые ещё пытаются хотя бы делать вид — дают поддельные чеки. На них нет даты и времени распечатки. Но по большому счету пассажирам абсолютно все равно, поддельный им выдали чек или оригинальный. Услуга выполнена — автобус довез их до нужной остановки. От билетов толку никакого. Если раньше хотя бы можно было подсчитать, счастливый он или нет, то сейчас его просто скатывают в шарик и выбрасывают, как только откроется дверь. Если попали в урну — здорово! Если нет — просто идут дальше.

«Возможно, он провокатор»

Как нам удалось выяснить из осведомленных источников, видео имело эффект разорвавшейся бомбы. Практически в каждом ПАТП Казани состоялся серьезный разговор: частники собрали свои бригады и не стеснялись в выражениях. Ролик обсуждали в вечерних новостях на местном телеканале в прайм-тайм.

— Мы этого человека не знаем. Возможно, он провокатор, — говорит председатель Ассоциации перевозчиков Сергей Темляков. — Из видео непонятно, сколько автобусов он обследовал и как сделал выводы. У нас во всех автобусах установлены камеры видеонаблюдения. По каждому конкретному случаю, который зафиксирован на видео, мы разберемся. Если факт подтвердится, то кондуктор получит дисциплинарное взыскание. Хочу напомнить, что у каждого кондуктора есть должностные обязанности, есть и план сбора выручки. Предприятия знают пассажиропоток, и кондуктор должен в конце смены сдать план. Если он что-то присвоил, мы уже неоднократно говорили — это удерживается из премии или кондуктор лишается премии на сто процентов, вплоть до увольнения. 

Конечно, о фактах работы «мимо кассы» знают все — от директоров и руководителей до водителей. Но, видимо, система может работать и при таком паразитизме.

— У нас есть разные обращения, что сдачи не дают с 30 рублей, но здесь мы видим, что вместо 27 рублей берут 25, — продолжает Темляков. — Хотел заметить, мы обычно это не афишируем. Очень много случаев, когда сердобольные кондукторы бесплатно перевозят детей одну-две остановки. Мы и эти случаи знаем.

Реакция работников транспортной сферы понятна — им прямо указали на недостатки.

Тем временем Нияз Гатауллин — автор нашумевшего ролика — начал получать угрозы. Он в недоумении от тех комментариев, которые порой ему пишут пользователи. 

У себя на странице «ВКонтакте» Нияз опубликовал открытое письмо, мы приводим его полностью.

— Все зашло слишком далеко — пошли откровенные угрозы. Председатель Ассоциации АТП Татарстана Сергей Темляков считает, что я могу быть провокатором. Это неправда. Я работаю журналистом на сайте  KazanFirst. Снимаю видеосюжеты для соцсетей, для крупнейших татарстанских сообществ в ВК, ОК и Инстаграме. Я ни от кого не прячусь, более того, считаю себя публичным человеком, — говорит Нияз.

По его словам, главной задачей было — указать на откровенные изъяны в транспортной системе.

— Зачем мы его сняли? Задача журналиста — обнажить изъяны в системе. Показать, мол, смотрите люди — здесь непорядок. Либо открыто сказать о том, о чем замалчивалось. Этот ролик не про кондукторов. Он про автотранспортные предприятия Казани. Сейчас перевозчики требуют поднять стоимость проезда в Казани до 40 рублей. Вы этого хотите? А ведь «черная касса» — одна из причин повышения проезда.

С кондукторами я вел себя максимально честно. Я не уговаривал, не притворялся бедным, студентом или кем-то еще. В одной руке я держал купюру, в другой монеты, чтобы они видели, что деньги у меня есть.

Еще раз: это не провокация. Это полноценный журналистский сюжет. Мы его делали для всех вас: для тех, кто пользуется общественным транспортом, для перевозчиков, кондукторов, водителей.

И напоследок: оригиналы видеозаписей, диктофонных записей, номера маршрутов находятся у меня. Сомневаться в достоверности показанной в сюжете информации не стоит.

«Нужно ужесточать штрафы за бесплатный проезд» 

Частный перевозчик Алик Умаров, ответственный за маршруты №70 и 71, которые ходят до ЖК «Весна» и в поселок Константиновка, рассказал, что в городе существует острейшая нехватка кондукторов, а у тех, кто приходит на эту работу, есть проблемы с долгами.

— Я вчера провел у себя собрание. У меня таких случаев не было, — говорит Умаров. — Бывает, что аппарат не принимает карточку. Но я таких выгоняю без разговоров. И фамилию даю по другим предприятиям, чтобы никуда не брали. У нас есть внутренний «черный список».

Через Умарова прошло много водителей и кондукторов, и он знает причины того, почему кондукторы воруют и не хотят идти работать.

— Первая причина — повязка кредитами. Их ищут банки, коллекторы, судебные приставы. Вторая — они боятся ответственности, — добавляет собеседник.  

Сейчас единственным реально действенным способом борьбы с воровством называют установку турникетов в автобусах. Оборудование каждого такого аппарата обойдется примерно в 50 тысяч рублей, а кондукторы будут уже не нужны. Но у этой идеи все еще полно противников. Один из главных аргументов перевозчиков — полный отказ от налички. Без живых денег им просто невозможно существовать.

— Боюсь, что наши люди еще не готовы к турникетам в автобусах, — говорит Умаров. — Начнут ломать и прыгать через них. К тому же тогда надо будет повышать штрафы за проезд без билета. Не 300 рублей, как сейчас, а делать их по 15 тысяч. Тогда будет порядок.

Как сообщил Сергей Темляков, уже на следующий день после публикации видео началась проверка фактов, показанных в ролике. Часть из них уже подтвердились. Окончательную информацию по результату проверок обещают озвучить через неделю. 

В заключение этого материала мы хотим сказать, что выражаем нашему коллеге Ниязу Гатауллину всяческую поддержку. Кроме того, мы оставляем за собой право обратиться с официальным заявлением в правоохранительные органы по факту угроз, поступающих в адрес журналиста.

Exit mobile version