Дамир Фаттахов: Я бы не связывал напрямую преступность и молодежь

Вместе с главой Минмола Татарстана ищем ответ
Вместе с главой Минмола Татарстана ищем ответ, какую альтернативу предложить
подросткам взамен движению АУЕ и как сформировать ту самую среду, из которой бы
вырастали лидеры общественного мнения, а не группировок.

Что происходит? 

В начале 2019 года на расширенном заседании коллегии прокуратуры Татарстана президент республики Рустам Минниханов заявил, что власти обеспокоены массовым вовлечением молодежи в различные деструктивные группы, вербовка в которые происходит в интернете. 

— Наиболее востребованными на территории республики по итогам прошлого года были деструктивные сообщества с криминальной тематикой, сторонники неонацизма, радикальные фанаты. Поскольку молодежь в большей степени подвержена радикальным настроениям, некоторые политические организации, выступающие с протестами, привлекают молодых людей для проведения несанкционированных акций. Такие акции направлены, в том числе, на дестабилизацию работы органов государственной власти и разжигание межнациональной розни, могут привести к массовым беспорядкам и хулиганским действиям. Прошу обратить внимание на подобные тенденции и своевременно принимать предупреждающие меры. В числе наиболее опасных деструктивных технологий — побуждение детей к акциям массового насилия, применение огнестрельного оружия в школах, — заявил лидер Татарстана. 

Дамир Фаттахов: Я бы не связывал напрямую преступность и молодежь

Речь тогда шла в том числе о том, что молодежь Татарстана особенно активно начала интересоваться движением АУЕ. Одно из самых популярных значений этой аббревиатуры — арестантский уклад един. Вторая, менее популярная расшифровка — арестантское уркаганское единство. Приверженцы этого движения исповедуют тюремные ценности: тунеядство, грабежи, воровство и насилие. 

Принципы ауешников понятны всем, кто знаком с понятием «гопник» и вырос в 90-е. Молодые ребята вымогают со своих более слабых сверстников деньги, которые в итоге идут в так называемый общаг. Еще один вариант — рэкет мелких магазинчиков или кражи, к примеру, телефонов. 

По версии доцента кафедры конфликтологии КФУ и исполнительного директора казанского межрегионального центра экспертиз (КМЦЭ) Андрея Иванова, в АУЕ-сообществах пропагандируется блатной образ жизни и взращивается ненависть к правоохранительным органам. 

— В ходе нашего исследования мы выяснили, что возраст участников АУЕ по Татарстану — от 12-13 до 25-30 лет.  Взяли на мониторинг 15 сообществ данного формата в соцсетях, где в подписчиках в основном есть жители Татарстана. За время наблюдения за сообществами в 2018 году с июня по декабрь их общая численность выросла с 16,8 тысячи человек до более 23 тысяч. По нашим приблизительным подсчетам, в этих группах задействовано более 15% подростков со всего Татарстана в крупных городах, — заявлял Иванов нашему изданию. 

Дамир Фаттахов: Я бы не связывал напрямую преступность и молодежь

Со слов эксперта, в группу риска попадают ребята в возрасте от 14 до 18 лет с низкой мотивацией к саморазвитию, слабой успеваемостью в учебе и подростки, к воспитанию которых родители относятся халатно. Вовлекать, по версии эксперта, незащищенных подростков можно как через сообщества в социальных сетях и группы в мессенджерах или в реальной жизни — когда ребята проводят свободное время со «старшими товарищами». 

АУЕ — это проблема не только малочисленных городов

В октябре 2019 года на совещании по итогам надзорной деятельности прокурор Татарстана Илдус Нафиков привел неутешительную статистику. За 9 месяцев в республике отмечается значительный рост преступлений, совершенных несовершеннолетними. Чаще всего фигурируют статьи «Нанесение тяжкого вреда здоровью», «Разбой» и «Грабеж». Если говорить языком цифр — 681 преступление совершено за неполный год. 

— Возросло число несовершеннолетних, совершивших повторные преступления. Наибольший рост преступлений, совершенных несовершеннолетними, отмечается в Казани, Нижнекамском и Тукаевском районах, — заявлял Нафиков. 

Дамир Фаттахов: Я бы не связывал напрямую преступность и молодежь

В столице Татарстана о проблеме АУЕ активно заговорили после апрельского инцидента, произошедшего в микрорайоне «Азино». Тогда в сеть попало видео, на котором 11 подростков в возрасте 15-19 лет зверски избили одного молодого человека. Позднее стало известно, что эта компания не раз попадала в поле зрения полиции, а двое имеют судимости. Назывались разные версии конфликта — от бытового спора до денежного долга. 

Завотделом детских медицинских психологов республиканской клинической психиатрической больницы имени Бехтерева Оксана Макарова рассказала KazanFirst, что в подростковом возрасте большую роль играет среда, в которой воспитывается личность. Если она интеллектуальная, то в ней успехом будут считаться различные достижения в творчестве, искусстве, учебе и так далее. Но если среда неблагополучная, то модели лидерства тут деформированы. Здесь превалируют агрессия и подавление. 

Проблему подростковой преступности обсуждали и на сессии Казгордумы. Председатель комитета по делам детей и молодежи исполкома Казани Айрат Фаизов заявлял, что, по данным УМВД столицы, наблюдается снижение подростковой преступности на 20%. Правда, за 2018 год. Статистику 2019 года он приводить не стал. 

Дамир Фаттахов: Я бы не связывал напрямую преступность и молодежь

— При снижении числа преступлений количество участников сохранилось на прошлом уровне. Это говорит о том, что стало больше преступлений, совершенных группой лиц. Отмечу, что наибольшее падение количества преступлений за три года зафиксировано в Приволжском, Московском и Авиастроительном районах, где мы имеем наибольшее число учреждений молодежной политики, допобразования и культуры. С другой стороны, наблюдается рост количества преступлений на территории отделов полиции «Борисково», «Гагаринский» и «Ямашевский», — отмечал Айрат Фаизов.

В ходе сессии он заявлял, что проблемы молодежи возникают из-за отсутствия возможности трудоустройства. 

— Мы хорошо помним ушедшие, как нам казалось, годы, когда ни взрослые, ни подростки не могли спокойно ходить по Казани, — напоминал мэр Казани Ильсур Метшин. — Занятость и возможность трудоустройства — это одна из составляющих. Можно поставить три клуба, но это тревожные нотки. Мы видим нечто большее. Нужен анализ и четкая программа действий. Важно поставить правильный диагноз. 

Дамир Фаттахов: Я бы не связывал напрямую преступность и молодежь

Тогда градоначальник поручил подчиненным отработать этот вопрос совместно со всеми заинтересованными органами власти, в том числе с МВД. 

В Набережных Челнах тема АУЕ встала во главу угла в конце лета 2019 года, когда несколько десятков подростков «забили стрелку». Среди предполагаемых участников — ОПГ «Белята» и «48-й комплекс». Вместе с ними в автограде существуют и другие «клубы по интересам»: «Маслята», «Тумановские», «Тихие» и другие. По данным правоохранительных органов, контролируются они взрослыми уголовниками, а число участников может достигать нескольких десятков. 13 ноября 2019 года в городе возбуждено шесть уголовных дел на участников местных подростковых группировок.

Обострилась ситуация в Челнах после того, как вскрылся факт вымогательства в одной из школ. Участники ОПГ в возрасте 13-16 лет требовали от школьников скинуться в «общаг» по 2 000 рублей. За отказ одного из школьников избили. 

В ноябре 2019 года проблему АУЕ признал и замначальника УМВД по Нижнекамскому району Айнур Камалов. В ходе совещания по профилактике правонарушений он назвал набирающее популярность движение АУЕ «большой проблемой». Однако, со слов Камалова, за последнее время в Нижнекамске удалось ликвидировать четыре молодежные группировки. 

Дамир Фаттахов: Я бы не связывал напрямую преступность и молодежь

В совещании принимал участие мэр Нижнекамска Айдар Метшин. Тогда он предложил организациям, работающим с подростками, обратить внимание на 185 несовершеннолетних, стоящих на учете в отделе по делам несовершеннолетних. 

— Наша главная задача — создавать для всех наших детей, наших подростков, молодежи необходимые условия их развития и их самореализации. К сожалению, есть категория наших ребят, которые находятся в трудной жизненной ситуации, часто мы называем их «трудными подростками», зачастую именно эти ребята попадают в преступный мир, — отмечал мэр Нижнекамска. 

Что делают власти Татарстана? 

Официальный представитель казанского Кремля Лилия Галимова заявила, что президент Татарстана Рустам Минниханов знает о ситуации с молодежным преступным движением АУЕ. 

— У нас каждую субботу в семь утра — совещание с представителями правоохранительных органов, они докладывают. Если где-то какие-то точки напряжения есть, то о них говорят. Что касается АУЕ, правоохранительные органы держат ситуацию под контролем, — сообщила она. 

Министр внутренних дел Татарстана Артем Хохорин назвал АУЕ явлением, имеющим социальные и экономические корни, растущие из 90-х. И такое понятие, как молодежные группировки, никуда не делось. 

Дамир Фаттахов: Я бы не связывал напрямую преступность и молодежь

— Мы несколько месяцев вместе с прокуратурой, ФСБ и Следственным комитетом занимались молодежным явлением — АУЕ. Называть их группировками — громко. Молодежь из этого движения создала сайты в интернете. Мы туда пошли из любопытства, там сотни подписчиков было, но в каждой из групп реальных человек двадцать. Одни из них распались, по вторым были наши серьезные действия и решение городского суда о признании запрещенными, — рассказал Хохорин в своем недавнем интервью программе «Интервью без галстука».

С его слов, АУЕ — некая мода современной молодежи, которая не понимает, что эта дорожка ведет в никуда — в колонию, к алкоголизму или наркомании. 

В свою очередь Рустам Минниханов поручил подготовить расширенное совещание, посвященное нахождению путей борьбы с движением АУЕ в Татарстане. Тема преступности в молодежной среде стоит у президента на особом личном контроле. Ожидается, что площадкой для обсуждения вопроса борьбы с АУЕ станет Совет безопасности республики.

Надо понять, почему подростков влечет к контенту, который романтизирует преступный мир 

Чтобы разобраться, какие шаги необходимо предпринять для нивелирования рисков по популяризации идей АУЕ, редакция KazanFirst обсудила этот вопрос с министром по делам молодежи Татарстана Дамиром Фаттаховым. Руководитель ведомства уверен, что сегодня важно сосредоточить усилия на формировании среды, которая бы воспитывала общественных лидеров.

— Как вы полагаете, проблема подростковой преступности актуальна для нашей республики? 

— Мы ее видим, признаем. Хотя я бы не стал заострять внимание на подростковой преступности так, будто это абсолютно новое явление, не связывал бы напрямую преступность и молодежь. Нет ни одного государства, которое бы полностью победило преступность, а среди преступников есть, к сожалению, и молодые.

Предмет нашего особого внимания — не борьба с преступностью и устранение последствий, поскольку это все-таки, в первую очередь, задача правоохранительных органов. Мы концентрируемся на причинах появления преступности, наша задача — вести профилактическую работу, четко понимая, как мы можем направить энергию молодого человека в позитивное русло и увести от негатива.

Что касается деструктивных течений, то их тоже надо анализировать и объективно оценивать. Роль некоторых из них сильно преувеличена, другие, наоборот, недооценены. Очевидно то, что распространение маргинальных явлений сейчас проходит быстрее, потому что есть интернет и возможность очень быстро распространять информацию на большую аудиторию. 

— Что необходимо сделать, чтобы нивелировать те риски, которые существуют сегодня в молодежной среде? 

— Наша главная задача — это занятость молодежи, в смысле сделать так, чтобы ей было чем заняться. И речь о разной молодежи —  не только о тех, кто хочет заниматься спортом или быть общественником, но и о тех, кто проводит большую часть времени на улице и пока вообще никуда не вовлечен. Потому что если есть лидерские качества, пусть лучше возглавит футбольную команду, общественную организацию или творческий коллектив, чем группировку.

Дамир Фаттахов: Я бы не связывал напрямую преступность и молодежь

— Здесь, наверное, важно говорить еще и о воспитании ребенка, ведь отношение к окружающему миру закладывается в семье? 

— Среди несовершеннолетних с девиантным поведением по-прежнему много подростков, которые живут в неблагополучных семьях, но проблемы с поведением детей могут появиться и в благополучных семьях. Поэтому сейчас мы сконцентрированы на том, чтобы в системе психологических служб сформировать эффективные методики работы с подростками. Все должны четко понимать, как выявить, что подросток испытывает определенные проблемы, трудности или попал под влияние негативных течений, какие дальше предпринимать шаги, чем его занять, как поддержать и что рекомендовать родителям. 

— Республиканская программа по модернизации молодежных центров — один из тех инструментов, который должен с улиц привести подростков к занятию чем-то полезным. Согласны с этим утверждением?

— Да, безусловно. Причем эта программа касается не только молодежных центров, но и подростковых клубов — их больше 200 по всей республике, это поможет нам охватить нашими программами гораздо больше молодежи. Молодые хотят, чтобы было современное «третье место», где можно провести время кроме учебы/работы и дома (в этот момент я обещал себе перестать приводить любимый хрестоматийный пример про мальчика из Бугульмы, который попросил построить у них в городе классный торговый центр, чтобы просто было где гулять с друзьями). И говоря о среде, никто не ограничивается хорошей дискотекой или кафе, где можно посидеть с друзьями. Очень многим нужна среда, где можно постоянно развиваться: неформальное образование, нетворкинг, совместная проектная работа. Им важно, чтобы в молодежных центрах проходили интересные лекции и мастер-классы, образовательные интенсивы, которые помогут освоить новые профессии, и наше молодое министерство сейчас решает эту задачу.


Читайте также: Лейла Фазлеева: Когда ребенок совершает преступление, его нельзя загонять в угол


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *