Кризису вопреки: какие машины лучше продаются на падающем рынке

Обозреватель KazanFirst Александр Чупров изучает перестановки в рейтинге автомобильных бестселлеров.

В России продолжает падать спрос на новые автомобили, однако не на все. В условиях снижения покупательной способности в выигрыше оказались бюджетные модели. О том, какие машины могут похвастаться ростом продаж на падающем рынке, – в нашем обзоре.

Смена лидера

На российском автомобильном рынке, который в этом году показывает падение, меняется расстановка сил. На фоне общего снижения спроса продажи некоторых моделей, напротив, устремились вверх. Так, пальму первенства завоевала Lada Granta, чья реализация за 10 месяцев 2019-го увеличилась на 35%, до 108,7 тыс. машин. В результате вазовский бюджетник смог сместить с первой ступеньки пьедестала почета флагманскую Lada Vesta, чьи продажи так же растут, но не столь высокими темпами. В январе-октябре россияне приобрели 91,8 тыс. автомобилей этой модели – на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

По мнению заместителя начальника отдела стандартизации и контроля дирекции развития продаж «Бизнес Кар» Алексея Кузьмина, учитывая, что в условиях отсутствия роста реальных доходов большей части населения на авторынке происходит смещение спроса в сторону более доступных машин, на смену лидера повлияла прежде всего разница в ценах – стартовая стоимость Lada Granta почти на 30% ниже, чем у «Весты».

Спрос на Lada Granta в нынешнем году также подстегнули госпрограммы льготного автокредитования «Первый...» и «Семейный автомобиль», ведь «Гранта» довольно привлекательна для клиентов, которые приобретают машину впервые, добавляет генеральный директор ГК «Башавтоком» Евгений Астафуров. Кроме того, осенью прошлого года семейство Lada Granta было обновлено и расширено за счет хэтчбека и универсала, что тоже способствовало росту интереса к этой модели.

«Положительные» герои

Среди массовых иномарок рост продаж в этом году, в частности, показывают Renault Logan и Skoda Octavia. Так, у «Логана» в сравнительной графе к январю-октябрю прошлого года значатся 15% со знаком «плюс», что соответствует 28,5 тыс. проданных автомобилей. «Октавию» же выбрали 20,7 тыс. покупателей, и это на 5% лучше результата годичной давности. А вот самые популярные в России иномарки, такие как Kia Rio, Hyundai Solaris и Volkswagen Polo, в отчетный период не смогли избежать спада реализации.

Как отмечает директор по развитию компании «Рольф» Владимир Мирошников, в продажах моделей автомобилей наблюдается цикличность. Kia Rio и Hyundai Solaris отлично «выстрелили» с выходом второго поколения, утвердившись в топе самых популярных иномарок. Сейчас эффект новизны прошел, что несколько остудило спрос на обе модели. У Volkswagen Polo, напротив, уже достаточно солидный возраст, но он остается одной из самых доступных иномарок в своем классе и очень востребован в корпоративном сегменте. Тем временем на подходе уже новое поколение бестселлера от Volkswagen.

- Renault Logan тоже привлекает доступными ценами. Новый всплеск интереса к модели связан с появлением кросс-версии – Stepway. А вот Skoda Octavia – это автомобиль более высокого класса и ценовой категории, который в 2019 году не попал под действие госпрограмм стимулирования спроса, поскольку цена модели – выше 1 млн рублей. Тем не менее «Октавиа» остается бестселлером прежде всего благодаря вместительному практичному кузову и востребована как у частных, так и у корпоративных клиентов. Между тем сейчас Skoda готовит новое поколение модели, которое будет более оснащенным и технологичным, но также, вероятно, и более дорогим, – комментирует Владимир Мирошников.

Сплошные «плюсы»

Кроме того, россияне все чаще стали покупать бизнес-седаны, о чем, в частности, свидетельствует рост спроса на лидеров этого сегмента – Toyota Camry и Kia Optima. Так, за 10 месяцев 2019-го бестселлер «Тойоты» разошелся тиражом 27,7 тыс. экземпляров, таким образом на 6% опередив самого себя прошлогоднего. Во многом этому способствовал выход нового поколения Camry в 2018 году, что привлекло к модели более молодую аудиторию. А вот Kia Optima текущей генерации, несмотря на завершение жизненного цикла, сумела показать еще больший рост продаж – на 27%, до 22,2 тыс. автомобилей. Укрепить позиции «Оптимы» призван выход нового поколения модели, который запланирован на будущий год.

По словам Алексея Кузьмина, ценовая политика на эти доступные бизнес-седаны не сильно превосходит стоимость моделей среднего класса, но зато владельцу предлагается более просторный салон, более дорогие отделочные материалы, улучшенная шумоизоляция, более мощные двигатели. За такие преимущества многие клиенты готовы доплатить эту незначительную разницу в цене.

- Однозначно эти автомобили выбирают не самые бедные покупатели. Однако стартовые цены на Toyota Camry и Kia Optima сейчас довольно привлекательны. За 1,3-1,5 млн рублей покупатель получает хорошие моторы, оснащение и высокий уровень комфорта. Их цены сопоставимы с менее престижными кроссоверами Hyundai Creta и Volkswagen Tiguan, которые тоже показывают рост продаж. Но в сравнении с этими кроссоверами бизнес-седаны Camry и Optima значительно выигрывают по уровню оснащения,– констатирует консультант компании Simon-Kucher & Partners Иван Кондратенко.

Кризис им не страшен

Действительно, больше всего «прорывных» моделей относится к классу SUV, хотя кроссоверы и стоят дороже легковых автомобилей. Так, Hyundai Creta, являющийся бессменным лидером этого сегмента, по итогам января-октября 2019-го показал рост спроса на 6%, до 58,8 тыс. машин.  

Продажи кроссовера Kia Sportage за тот же период увеличились на 5%, достигнув отметки 28,2 тыс. проданных автомобилей. Volkswagen Tiguan отметился 10-процентным ростом, его реализация составила 29,1 тыс. экземпляров. На Skoda Kodiaq остановили свой выбор 19,9 тыс. российских покупателей – на 71% больше, за годом ранее. А Nissan Qashqai был продан в количестве 19,3 тыс. единиц, что на 6% выше показателя годичной давности.

Как отмечает Владимир Мирошников, Hyundai Creta остается одним из самых доступных и привлекательных предложений в своем сегменте по соотношению цены и потребительских качеств. Остальные названные модели – Kia Sportage, Volkswagen Tiguan, Skoda Kodiaq и Nissan Qashqai – недавно обновились, что дало новый импульс для спроса на них.

В свою очередь директор по маркетингу ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Ермилов считает, что компактные кроссоверы всегда будут востребованы в нашей стране благодаря хорошей проходимости, что важно в условиях российского климата, а также вместительности при небольших габаритах (по сравнению с внедорожниками).

Впрочем, положительная динамика продаж, которую демонстрируют сегодня практически все упомянутые модели, в случае дальнейшего падения российского авторынка также может смениться на «минус». Особенно это касается массового сегмента, где в условиях слабого спроса конкуренция будет только нарастать.

По словам Алексея Кузьмина, рост реализации показывают автомобили из доступного сегмента благодаря наличию господдержки, а при ее отмене спрос и на этот сегмент ожидаемо начнет снижаться.

- Если падение на рынке затянется и будет продолжаться на фоне растущих цен и недостаточной покупательной способности населения, то снижение спроса затронет весь рынок (и прежде всего массовые марки). А вот премиум-сегмент всегда был менее подвержен колебаниям рынка, что видно и сейчас, – резюмирует Иван Кондратенко.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite