Раздельный сбор отходов сулит жителям большую выгоду и бюрократию

«Мусорная реформа» по-прежнему тормозится неповоротливостью регоператоров
«Мусорная реформа» по-прежнему тормозится неповоротливостью регоператоров,
которые не готовы вкладываться в развитие инфраструктуры.

Ещё года два назад Набережные Челны был городом-лидером по развитию системы раздельного сбора мусора. В движение за РСО включились общественники, волонтеры экологи, школьники. С наступлением 2019 года история застопорилась. Причем резко. Потому что в стране начала работать сеть региональных операторов по ТКО, в которую вся местная система сбора, вывоза и переработки бытового мусора встроена не была.

Выгода очевидна

Обеспокоенные такой ситуацией лидеры экологических движений, предприятия по переработке отходов, общественники, активисты ТОС и ОНФ собрались в МЦ «Нур». Там состоялся большой разговор о том, как сначала не дать умереть, а затем и как следует развить инфраструктуру. Круглый стол был представительным — приехали экоактивисты из Нижнекамска, пришли профильные чиновники из исполкома города и районов, к дискусии присоединилась заместитель руководителя Прикамского территориального отдела Минэкологии РТ Оксана Колесова и руководитель Департамента по работе с населением Регионального оператора ООО «Гринта» Александр Малофеев. Модератором выступила лидер Набережночелнинского отделения общественного движения «Мусора больше нет» Гузель Красноперова. Она привела очень интересные цифры. Они показывают, насколько выгоден населению раздельный сбор мусора.  

Раздельный сбор отходов сулит жителям большую выгоду и бюрократию

— Вот успешный пример. На территории ТСЖК «Мастер» проживает 90 человек, это таун-хаусы. Установлен контейнер для раздельного сбора мусора. Когда этого контейнера не было, жители ТСЖК «выдавали» на вывоз 21,6 кубометра отходов. Сейчас вышли на 6,8 кубометра. Столько вывозится с территории ТСЖК как мусор. Остальное вторсырьем отправляется на переработку. За вывоз мусора жители ТСЖК платят в общей сложности 2987 рублей 40 копеек в месяц. А по нормативам им пришлось бы платить 6,5 тысячи рублей в месяц. Получается, жители экономят 54% своих средств на вывоз ТКО, — рассказала Краноперова. 

Кто из челнинцев откажется экономить на мусоре?! Вот и зашел разговор о том, что может сделать Региональный оператор «Гринта» для развития системы раздельного мусора. До такой степени, чтобы контейнеры РСО стояли в каждом дворе дома. Представитель компании активно включился в разговор, но в итоге выяснилось, что по своей инициативе Региональный оператор для развития системы РСО не будет делать ничего. При этом получается как в известной комедии «Берегись автомобиля» с его главным героем Деточкиным, которого судили за угоны автомобилей. Помните? «Граждане судьи, Деточкин виноват, но он не виноват!». Так и тут: Региональный оператор виноват, что система не развивается, но он не виноват, что сам ничего не будет делать для ее развития. 

Энтузиасты и бюрократ 

— С 2019 года запрещается накопление отходов и раздельный сбор без письменного согласия Регоператора. На сегодня без удовлетворения «висит» 62 заявки жителей города, это примерно 490 контейнеров. Сейчас декабрь, с начала мусорной реформы прошел почти год. Региональный оператор бездействует. Мы предлагаем передать право развития созданной инфраструктуры предприятиям, которые готовы в это вкладывать собственные средства. От имени всех активистов прошу выполнить запрос населения на развитие инфраструктуры РСО в нашем городе. В частности, выдать разрешения на установку контейнеров для РСО на контейнерных площадках города, — эмоционально и жестко обратилась к Малофееву лидер экодвижения «Чистый лист» Разиля Сахабиева.

Раздельный сбор отходов сулит жителям большую выгоду и бюрократию

— Обязанность по созданию и содержанию контейнерных площадок по закону относится к местному самоуправлению. Если законом не предусмотрено иное. ТСЖ, управляющие компании и население тоже могут в этом участвовать. Постановлением правительства установка контейнеров по раздельному сбору предусмотрена. Регоператор ни в коем случае не запрещает этого делать, — парировал Малофеев и добавил. — Мы готовы рассматривать и поддерживать все целесообразные предложения. Но на первом году нашей работы таких предложений было не очень много. 

— Мы готовы сотрудничать с Регоператором и готовы взять на себя ответственность в части развития РСО. Но при поступательном движении со стороны Регоператора. Большая группа общественников, ТОС — все готовы поддержать жителей. Общество просит. Если мы сейчас с министерством экологии и с руководством РО встретимся и обсудим, что будем делать, это будет золотое дело. Для нашего города и в целом, — со своей стороны закинул удочку директор компании «Проминдустрия» и депутат Госсовета РТ Николай Атласов.

— Договариваемся о том, что от РО было разрешение на установку контейнеров коммерческими организациями? Стоит ли тогда подавать запрос Региональному оператору на выдачу разрешений? — тут же поддержала Атласова Красноперова. 

— Повторюсь, что и по постановлению правительства поставить контейнер для РСО я не могу без разрешения Регионального оператора. Так же мы не можем сделать это с общественниками или по решению собрания собственников дома. Вы готовы предоставить письменное разрешение на установку контейнеров или нет? Если мы поставим контейнеры сами, то получается, что мы нарушаем законодательство, — усилила нажим на «Гринту» Сахабиева. 

Но Малофеев фактически ушел от ответа:

— Создание контейнерных площадок и их наполнение регулируются постановлением правительства 10/39. Площадка создается, вносится в реестр исполкома. Здесь письменное разрешение РО? Честно говоря, мы такой статьи в этом постановлении не встречали, — сказал он. 

Раздельный сбор отходов сулит жителям большую выгоду и бюрократию

Получается, пусть площадками и контейнерами для РСО занимается исполком. Никакого движения навстречу предприятиям экоиндустрии или общественности. Так Региональный оператор трактует законодательство. 

Когда Красноперова рассказала об опыте ТСЖК «Мастер» и о том, сколько там экономят на расходах за мусор, она обратилась к Малофееву с вопросом, как жителям тех домов, где уже ведется раздельный сбор мусора, оформить оплату за вывоз ТБО по факту, а не по нормативу. Тут Малофеев все разъяснил очень подробно. 

— Здесь уже существует такая возможность для населения. В Правилах коммерческого учета №505 это отражено. Они предусматривают учет по факту в случае, если осуществляется раздельный сбор отходов. Если у людей уже ведется раздельный сбор отходов, они могут обратиться к нам с соответствующим заявлением. Мы поднимем договор, посмотрим его, проверим, осуществляется ли раздельный сбор. И если все соответствует и 505-е правила позволяют нам это делать, конечно, учет будет по фактическим объемам. 

— А вы можете провести переговоры со своими представителями в городе? Потому что когда к ним обращаешься за консультациями по данному вопросу, у них ответ отрицательный. Я консультировала людей и сама пыталась пробиться сквозь стену непонимания разных представителей. Не получала информацию, у все оплата по нормативу, — опять атаковала Сахабиева.

— Хорошо, мы с ними проведем работу, — согласился Малофеев. 

Раздельный сбор отходов сулит жителям большую выгоду и бюрократию

Так стало понятно, что в сфере развития раздельного сбора отходов Региональный оператор — это бюрократ, который готов принимать обращения и предложения, рассматривать их, обсуждать, давать ответы, но… не более того. Все же участники круглого стола договорились с представителем «Гринты» продолжать (в том числе публично) обсуждать тему раздельного сбора мусора и искать пути к сотрудничеству. По всему видно, что хотя в числе первоочередных задач Регоператора раздельный сбор обозначен, сам он в этом не заинтересован. Во всяком случае, на данном этапе своего развития.

Опасная катастрофа

Участники заседания перешли к теме взаимодействия с опасными видами отходов. Выяснилось, что ситуация катастрофическая. Все как обычно. В 2015 году система сбора и транспортировки батареек, ртутных ламп, градусников стала развиваться. Появились необходимые контейнеры, их эксплуатацию поручили управляющим компаниям, люди начали эти контейнеры заполнять. А примерно с 2018 года система стала разрушаться. «Управдомы» какие-то контейнеры просто выбросили, а какие-то затащили себе в офисы и там замотали скотчем, чтобы никто ничего в них не бросил.

— В эти контейнеры начали бросать свои ртутные лампы и прочее юридические лица. Из офисов на первых этажах они выносили лампы и прочее коробками и ставили возле контейнеров. Дорого им сдавать это все самим. А управляющие компании обслуживают население, — так объяснила поведение УК Оксана Колесова. 

А в тарифах Регионального оператора деньги на вывоз опасных отходов вообще не заложены. То есть отходы есть, а денег на работу с ними нет. А одна пальчиковая батарейка заражает тяжелыми металлами 20 квадратных метров земли. 

Раздельный сбор отходов сулит жителям большую выгоду и бюрократию

— Надо бить во все колокола. Нужно искать финансирование. Пишите обращение ко мне, как к депутату Госсовета, — резюмировал Атласов. 

Шины всех объединят

— В России появилось предприятие, которое готово принимать на переработку шины как от легковых, так и от грузовых автомобилей, — сообщила лидер «Чистого листа».  

Выяснилось, что Сахабиева наступила на больную мозоль. В унисон выступил даже представитель «Гринты». Он рассказал, что не зная, куда их девать, люди бросают шины в контейнеры, их привозят на полигоны, а там такой вид отходов не имеют права принимать. 

Вспомнили европейский опыт. Там существуют большие пункты-бункеры, где принимаются все виды крупногабаритных отходов — от бытовой техники до тех же шин. Решили, что в данном случае в дело напрямую должен включиться исполком города. От него нужны участки земли под пункты приема шин и прочего. Поняли, что за это дело надо браться сообща. А в создании и развитии инфраструктуры для раздельного сбора отходов в первую очередь. «Мы сделаем мир чище только все вместе», — сказал Малофеев. Правильно сказал. Об этом участники круглого стола и составили резолюцию. В нее вписали целый ряд практических шагов.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *