Григорий Заславский: Я за то, чтобы дети профессиональным театром не занимались

Ректор ГИТИСа дал мастер-класс в Альметьевске
Ректор ГИТИСа дал мастер-класс в Альметьевске, на котором рассказал, почему
малышам не всякое искусство полезно.

Альметьевск со своей лекцией посетил театральный критик и ректор ГИТИСа Григорий Заславский. Его выступление прошло в рамках обучающего проекта Академии международного благотворительного фонда Владимира Спивакова «Дети — детям. Татарстан». 

В этом году помимо музыкальной, хореографической и художественной программ под эгидой Года театра в России организаторы провели отдельные мастер-классы. На сцене драмтеатра шла активная работа с детьми, а в красном зале лекцию для взрослых (руководителей театральных коллективов, актеров и работников театра) читал Григорий Заславский. 

Григорий Заславский: Я за то, чтобы дети профессиональным театром не занимались

Тема «Театр и дети» располагала к разговору — и этого ждали собравшиеся — о развитии театра для детей или с детьми как актерами. Но Заславский обозначил непримиримую позицию по отношению к этому вопросу, сказав, что выступает категорическим противником театрального образования с детства. В зале с притихшей публикой, до которой доносились как раз звуки репетиции детей на первом этаже драмтеатра, его слова прозвучали, мягко скажем, неожиданно.

— Я борюсь за то, чтобы никаких предпробпрограмм по театру не было до 15 лет, чтобы они начинались только со старшей возрастной группы, — заявил ректор. — Все специалисты согласятся с тем, что это очень правильное решение. Примерно к этому возрасту у ребенка возникают возможности видеть себя со стороны, выстраивать защиту, которая позволяет человеку не сойти с ума, а с другой стороны, начать серьезно овладевать профессией. Я за то, чтобы дети рано профессиональным театром не занимались. Психике детской категорически противопоказан этот опыт. В отличие от музыки или балета, где есть важные умения, которыми нужно овладеть, пока кости и суставы податливы. В театре нет этого. И как раз детскую психику нужно защитить от всей той гадости или грязи, в смысле зависти и этих вещей, без которых сцена невозможна.

Досталось от Заславского и беби-театру. Он отметил, что к искусству подобные постановки не имеют отношения, и добавил, что беби-спектакли скорее из педагогической отрасли, нежели драматической. Отметим, в Альметьевске спектакли для детей с рейтингом 0+ показывают уже второй год. 

Григорий Заславский: Я за то, чтобы дети профессиональным театром не занимались

Онлайн-образование ректор ГИТИСа назвал «шоу-бизнесом» и добавил, что через интернет вообще ничему нельзя научить. Рядом с выдающимся преподавателем ученик мыслит и чувствует себя иначе и скорее сделает великое открытие, считает Заславский. При этом он заметил, что продвижению в социальных сетях будущих актеров все-таки нужно учить. Высказался гость и в защиту «старой школы». Привел в пример выпускников возрастных учителей — самых популярных и высокооплачиваемых российских артистов: Александра Петрова, Павла Деревянко, Викторию Толстоганову, Юлию Пересильд и других. 

Конечно, лектор много говорил о самом ГИТИСе как об одном из лучших учебных заведений. К слову, 75% студентов театрального института составляют молодые люди из провинции, и только 25% поступают из Москвы и Санкт-Петербурга. Но вряд ли актерам из периферии захочется возвращаться на малую родину, чтобы трудиться за невысокую зарплату. В прошлом году в ГИТИСе чудовищно подняли цену обучения — до 470 тысяч рублей. Для трети студентов эта сумма оказалась неподъемной. Им сделали скидку до 350 тысяч рублей. Утешиться учащиеся могут лишь в столовой института, где подают бесплатную кашу и чай с сахаром. Есть в институте и бюджетные места. 

— У меня мечта, чтобы все талантливые дети не думали о том, есть бюджетное место или нет, — сказал Григорий Заславский. — И когда наши чиновники говорят, вот у вас же есть бюджетные места, а во всем мире образование платное, их приходится разочаровывать. Во Франции в 14 национальных театральных школах обучение бесплатное. Там есть платные услуги — максимум в год 400 евро. Есть такое и в Германии. Я был в Барселоне, в национальной театральной студии, спрашивал, какой процент в институте составляют внебюджетные доходы. Меня не поняли. Нет, у нас все бесплатно, говорят. 40% безработицы в Каталонии! Тяжелейший финансовый кризис в регионе! Сталкиваясь с такими вещами, у тебя немножко переворачивается представление о том, что такое жестокий мир капитала. 

Григорий Заславский: Я за то, чтобы дети профессиональным театром не занимались

Но, по словам Заславского, он нашел выход из ситуации:

— Когда я пришел (к руководству в 2016 году. — Ред.), мы начали обращаться к нашим выдающимся выпускникам, чтобы они учреждали стипендии. Сегодня таких стипендий больше 80. Половину получают бюджетники, половину внебюджетники. Их родители платят какие-то деньги, но зато им приятно. Они знают, что их студент хорошо учится и получает пять тысяч рублей в месяц от Стаса Михайлова, Игоря Угольникова, Сати Спиваковой, от фонда Спивакова. Я эти деньги выпрашиваю у всех. Дома у меня это называется ГИТИС-рэкет. 63 студентам мы помогаем по оплате обучения, — добавляет ректор.  

Григорий Заславский завершил лекцию поклоном в сторону «Татнефти», отметив вклад компании в социальные программы. Вечером участники мастер-классов посетили киноконцерт «Волшебные мелодии Диснея» в исполнении Симфонического оркестра Республики Татарстан. 

Педагог-организатор татарского государственного театра кукол «Экият» Диана Гилемханова рассказала нам о своем отношении к сказанному Заславским.

Григорий Заславский: Я за то, чтобы дети профессиональным театром не занимались

— Я специально приехала в Альметьевск, чтобы послушать Григория Анатольевича. Очень полезная лекция, много новой информации для себя узнала и, вообще, что творится в театральной жизни. Мы хоть и считаемся театральной столицей республики, у нас очень много государственных театров, но, к сожалению, не видим того, что происходит в Москве, в мире, в Европе. В лекции мало было уделено внимания конкретно детскому театру. Я бы хотела послушать о современных тенденциях театров кукол. Я согласна с Григорием Анатольевичем по поводу беби-театров, но мы никуда сейчас не можем уйти от них. Например, в нашем театре зрители молодеют. Детей начинают приводить с шести месяцев. Да, надо знать возрастные изменения с педагогической и психологической точек зрения, работать с детьми, предугадывая реакцию, чтобы не напугать. Но очень часто такие истории лишены театрального смысла. Они больше обучающего, ознакомительного характера, — заключила собеседница. 


Автор материала: Дина Нургалеева


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *