Азат Гильфанов: Старики ждали, когда государство отберет у них землю, и слышать о садоводстве не хотели

Рассказываем
Рассказываем, как молодой товаровед из Челнов получил в управление разваленное
СНТ «Нефтяник» в Сармановском районе и сделал из него преуспевающее дачное
общество.

В учебниках не только по организации садоводства, но и по предпринимательству стоило бы отразить опыт председателя расположенного в поселке городского типа Джалиль СНТ «Нефтяник». Новейшую историю этого общества можно начать с того, что за его возрождение взялся человек, которому на тот момент было всего 22 года. Поищите по Татарстану председателя СНТ моложе 40 лет и вы поймете, что это значит.

— После школы я учился в Набережных Челнах в государственном торгово-технологическом институте. Получил высшее образование, диплом по специальности «товаровед», но по семейным обстоятельствам вынужден был вернуться в Джалиль к родителям, — рассказывает председатель «Нефтяника» Азат Гильфанов

Азат Гильфанов: Старики ждали, когда государство отберет у них землю, и слышать о садоводстве не хотели

Тогда, в 2014 году, ему нужна была работа, он искал, чем заняться в свободное время. Узнал, что от единственного в Джалиле садоводческого общества остались «рожки да ножки». Воды нет, электроэнергии нет, участки не приватизированные, запущенные, а их хозяева спокойно ждут, когда государство изымет выделенную им землю, и других перспектив номинальные садоводы не видят. Азат записался на прием к главе Сармановского района, где и расположен ПГТ Джалиль. В кабинете состоялся примерно такой разговор:

— Вот я жил в Челнах, там много садоводческих обществ и люди хозяйничают, отдыхают, живут на дачах. А наш «Нефтяник» почему такой запущенный? – спросил Азат.

— Так некому у нас заниматься этим обществом! Нет желающих. Вот ты и возьмись! – предложил глава. 

Азат подумал о том, что инициатива бывает не только наказуемой, но и полезной, и решил попробовать. Сначала искал и восстанавливал документы общества. Потом начал ходить по поселку и беседовать с садоводами. Говорил о том, что неразумно в наше время отказываться от таких активов, как земля. Рисовал перспективы. Убеждал, что все получается только тогда, когда берешься за дело.

Азат Гильфанов: Старики ждали, когда государство отберет у них землю, и слышать о садоводстве не хотели

— Старики о садоводстве и слышать уже не хотели. Откликнулись люди в возрасте 30-40 лет. Они согласились прийти на общее собрание, — вспоминает собеседник. 

По документам и по площади в обществе 2000 участков. В 2014-м на общее собрание пришло человек 40. Но на то время, учитывая состояние СНТ «Нефтяник», и такое собрание было легитимным, это признал бы и любой суд. Выбрали правление, председателем поручили быть Гильфанову. Установили сумму членского взноса – 50 рублей с сотки. То есть 250 рублей с участка. И начали разносить – рассылать списочным садоводам уведомления о том, что они обязаны заплатить взнос за 2015 год, если не хотят взыскания через суд. Можно попытаться представить, насколько круглыми были глаза у жителей Джалиля, получивших такие «письма счастья». Но взносы стали поступать.

— За 2015-й мы собрали всего 300 тысяч рублей, — говорит Азат. 

На эти деньги нужно было наглядно показать садоводам, что потратились они не зря. На собранные деньги председатель организовал работы по приватизации участков садоводами. Нанял специалистов, провел межевание, помогал оформлять документы. И вышло так, что весной у людей в собственности не было никакой земли, а осенью она появилась. И это уже актив, который ценится везде, стоит денег и который можно использовать или передать по наследству.

Азат Гильфанов: Старики ждали, когда государство отберет у них землю, и слышать о садоводстве не хотели

— На следующий год мы собрали уже 500 тысяч рублей взносов, — продолжает председатель. 

На эти деньги начали восстанавливать водопровод, а с электроснабжением сделали интересный «финт». Все действующие садоводы написали заявление о выходе из общества, но в документе каждый указал, что как только у него на участке появляется электричество, он автоматически в общество возвращается.

— Схему подсказал юрист. Дело в том, что у общества не было денег на электрификацию участков, а электрифицировать участки садоводов предприятие местных электросетей могло только индивидуалам, то есть тем, кто не является членом общества. Мы и распустили общество для того, чтобы каждый желающий мог на свой участок подвести электропровода на свои деньги, — объясняет председатель. 

Принципиальным законникам такой трюк может и не понравиться. Однако закон никем нарушен не был. А вода и электроэнергия появились на значительной части участков. 

Азат Гильфанов: Старики ждали, когда государство отберет у них землю, и слышать о садоводстве не хотели

У Гильфанова, как у председателя не было учителей, не было коллег-председателей по соседству, не было даже опытных садоводов, к кому можно было обратиться за советом. Поэтому он думал головой, листал учебники и часами сидел в интернете. Там, в интернете, он узнал, что в Татарстане есть Союз садоводов, который возглавляет Владимир Дейнекин. Гильфанов поехал в Казань. Само появление такого молодого и активного председателя в штабе организации было событием. Кто из лидеров садоводческого движения будет против возрождения СНТ на пустом месте?!

— В Союзе нам помогли войти в государственную программу развития садоводства. С помощью бюджета мы пробурили в нашем обществе скважину, поставили водонапорную башню и четыре контейнерные площадки под ТБО, — «докладывает» Гильфанов. 

Джалильцы увидели, что их «Нефтяник» восстанавливается уже масштабно.

— Сейчас у нас около тысячи действующих членов общества. В 2019 году за счет целевых и членских взносов мы собрали два миллиона рублей, — сообщает председатель СНТ «Нефтяник». 

Его зарплата выросла с 7 тысяч в 2014-м до 15 тысяч в 2019 году. Помимо правления в СНТ «Нефтяник» Гильфанов возглавляет правление гаражного кооператива и там получает 15 тысяч рублей. Жена Азата сейчас «сидит» в декрете, но он может скромно содержать свою семью и есть перспективы. А в «Нефтяник» садоводы не просто возвращаются, многие из них начали возводить на своих участках дома и бани с хозпостройками. Часть садоводов намерены круглый год жить на даче. Понятно, что у СНТ «Нефтяник» проблем выше крыши. Но у его председателя Гильфанова сейчас уже есть опыт, авторитет среди дачников, ему помогают и его консультируют специалисты Союза садоводов.

Азат Гильфанов: Старики ждали, когда государство отберет у них землю, и слышать о садоводстве не хотели

Гильфанову пока еще никак не помогает администрация Сармановского района — там сменился глава, который Азата совсем не знает, как, видимо, не знает глава и о том, как развивается СНТ «Нефтяник» в Джалиле. Но председатель на районные власти и не надеется, он рассчитывает на свои силы, на понимание и помощь участников СНТ.  

— Это единственное садоводство в Сармановском районе, но это пример развития в противоположность, например, Лениногорску, Бугульме, Нурлату, где тоже есть сады-огороды, но большинство заброшено. В Лениногорске десятки СНТ, но ни в одной госпрограмме они не участвуют, не зарегистрированы как юрлица. Территории большинства заросшие, нет даже воды, используются немного как огороды, — отзывается об опыте СНТ «Нефтяник» председатель Общественного совета садоводов РТ партии «Единая Россия» Дмитрий Воробьев. Значит, и здесь у команды Гильфанова есть поддержка.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: