В школы Татарстана заводят «третью силу»

В реализации полезных инициатив в образовании и воспитании детей помогут родители.
В реализации полезных инициатив в образовании и воспитании детей помогут
родители.

В Татарстане при министерстве образования и науки реализуется проект Республиканский родительский комитет. Одним из его участников является постоянный эксперт KazanFirst, семейный психолог Фанис Набиуллин. Он был первым, кто в публикации на нашем сайте обратил внимание на то, что учительское сообщество в школах и чиновники в мунициплаьных управлениях стараются не пускать в сферу образования и воспитания детей «третью силу», то есть родителей и внешкольных специалистов – семейных психологов и прочих. Директора школ и чиновники, как правило, жестко ограждают свою «территорию» от влияния из вне.

В школы Татарстана заводят «третью силу»

— Видимо, в министерстве начинают понимать, что без родительского сообщества, без единства с родителями воспитания детей не получится. Просто знания мало что дают. У нас была конференция, меня выбрали председателем Родительского комитета Лениногорска. Потом нас, председателей комитетов городов выбрали в Родительский комитет республики. Это хороший шаг, новое веяние. Поэтому я сокращаю свою семейную практику, и с головой ухожу в новое дело, — говорит Набиуллин.

Родительскому комитету РТ еще только предстоит выработать свою стратегию. Но в городах и районах уже есть практика, которые этот орган вполне может взять на вооружение. Например, KazanFirst много рассказывал о том, что делается в Набережных Челнах. Здесь в Гоордском дворце творчества детей и молодежи уже много лет работает «Родительский университет», в ЗАГСе действует Школа мужа и жены», есть уличный квест – весьма содержательная игра для родителей и детей, разработанная психологами, педагогами и специалистами по материнству и детству.

В школы Татарстана заводят «третью силу»

— Я уже пригласил к нам в Лениногорск Дергунова и Реснянскую, чтобы там всем нам вместе подумать над стратегией Родительского комитета, — продолжает Набиуллин. 

Владимир Дергунов – это кандидат педагогических наук, директор Республиканского центра внешкольной работы и автор многих успешных проектов для детей и подростков, а Наталья Реснянская явялется членом комиссии Общественной палаты Татарстана по образованию и науке и директор сети частных дошкольных организаций «Егоза». У самого главы Лениногорского родительского комитета уже есть пара своих идей. Он уверен, что в школах нужно создавать этические комиссии, а в городе — семейные академии.

— Семейная академия – это не учебное заведение и не какое-то жесткое образование. Формы тут могут быть разные. Суть в том, что в городе надо найти специалистов по семейному строительству и вывести их на людей, на супругов, родителей, детей. Нужны люди, способные быть идейными вдохновителями, способные зажечь, заинтересовать, — объясняет задумку психолог. 

В школы Татарстана заводят «третью силу»

Этические комиссии в школах нужны для того, чтобы трудный подросток не общался с директором один на один. Зачастую это не дает никакого результата, руководитель, к которому одного и того же подростка привели уже в пятый раз (опять срывает уроки, еще что-то) уже не знает, что с этим парнем делать. А парень, которому «визиты» к директору уже не в диковинку, на все, сказанное ему (ученику) просто огрызается.

— Едва ли школьник будет вести себя вызывающе, когда увидит, что перед ним пять-шесть взрослых человек, которые не ругаются, не бранят, а настроены с ним, как со взрослым обсудить ситуацию, поискать выход из нее, — поясняет психолог.

Если вдуматься, то появление сети родительских комитетов в городах и в республике – дело действительно многообещающее и увлекательное. Мы ради интереса связались лишь с одним активистом – председателем Набережночелнинского отделения Ассоциации родительских комитетов России (общественное движение, напрямую не связанное со школами и министерствами) Резедой Шмелевой и она сходу предложила Родительскому комитету при министерстве образования и науки РТ еще одну форму работы.

В школы Татарстана заводят «третью силу»

— Нужно возвращать в школьную программу уроки по начальной военной подготовке и возрождать что-то наподобие «тимуровского движения», — сказала Шмелева. 

Современное «тимуровское движение» в ее понимание больше подходит для девочек. Школьницы могут объединиться в небольшие отряды и как некогда «тимуровцы» помогать одиноким старикам, инвалидам и всем, кто в помощи нуждается. Родительский комитет должен быть живой, не чиновничей, а тем более не бюрократической структурой. Он может стать движением, которое поможет не только решить какие-то специальные задачи в сфере образования и воспитания, но и будет формировать гражданское общество в стране.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *