В Татарстане родственники выбрасывают многодетную семью из дома на улицу

Когда-то близкие люди через суд добиваются принудительного выселения
Когда-то близкие люди через суд добиваются принудительного выселения, чиновники
лишь разводят руками — государство помочь не в силах.

В селе Новотроицкое Тукаевского района разворачивается семейная драма. Многодетную семью (мама Светлана Игнатьева, папа Евгений Портнов и трое детей, старшему из которых нет еще и трех лет) выселяют из частного дома без предоставления другого жилья. Уже есть вступившее в законную силу решение Верховного суда Татарстана о том, что дом, в котором глава многодетной семьи зарегистрирован с 1995 года, а живет с 2003-го, ему не принадлежит. Вплоть до недавнего времени собственниками были отец Евгения Портнова и его сестра. Дед (у него есть квартира) продал строение своему зятю, а тот уже подал иск в суд на принудительное выселение из этого дома сына своего тестя со всеми его «домочадцами». Шансы на то, что этого не произойдёт -мизерные.

— Если в этом доме прописаны несовершеннолетние дети (а они там зарегистрированы, – Ред.), то органы опеки не позволят лишать детей жилья, если оно у семьи единственное, — надеется челнинский риэлтор Светлана Комолова.

— Не совсем так, — отвечает на это челнинский юрист-специалист по жилищным вопросам Валерий Исаев. — Дети должны быть где-то зарегистрированы по месту жительства, чтобы в свое время они смогли быть устроены в детский сад, взяты на обслуживание в поликлинике и так далее. Поэтому дети не будут сняты с регистрации в этом доме, но они будут из него выселены вместе с родителями. В другое жилье. А если другого жилья у мамы-папы нет, то их лишат родительских прав, после чего детей заберут в детдом.

В Татарстане родственники выбрасывают многодетную семью из дома на улицу

Время с каждым днем приближает многодетную семью к часу Х, когда папа станет бомжом, мама переселится к родственникам в челнинскую трехкомнатную квартиру, где уже живет 7 человек, а дети уедут в детдом и фактически станут сиротами.

Маленькие детки – не маленькие бедки

Главе многодетного семейства Евгению сейчас 53 года, его законной супруге Светлане – 40. Они встретились, полюбили друг друга и стали вместе жить 7 лет назад. До недавнего времени все было хорошо и с родственниками (отцом Евгения и семьей его сестры) вполне ладили. Дом, в котором семья живет, небольшой, площадью всего метров тридцать. Зато есть обширный земельный участок около 40 соток. 

— Я мечтала большой дом построить! — грустно улыбается теперь своим иллюзиям Светлана. 

Вместо большого дома к ней и к ее мужу вдруг пришло другое счастье. В феврале 2017 года она родила первенца, а в декабре того же года еще двух близнецов. Детей супруги не планировали и не ждали. Но ведь человек предполагает, а Бог располагает. Выяснилось, однако, что дети – это для Евгения и Светланы счастье, а для родственников совсем наоборот. Отношения с родными не просто разладились, судя по всему, близкие люди вообще стали врагами.

— Моему тестю 80 лет и ему наш дом не нужен. Дом нужен зятю, мужу сестры Евгения Михаилу. Он купил его у тестя, и фактически он и судится с нами. Михаил, видимо, понял, что наши дети — это наследники, и решил «отжать» дом, пока не поздно, — озвучивает свою версию Светлана. 

В Татарстане родственники выбрасывают многодетную семью из дома на улицу

Судя по документам, Михаил человек опытный, у него есть погашенные судимости по уголовным статьям.

— Бесполезно уговаривать родственников Евгения Портнова не трогать его семью, оставить в доме, — констатирует заместитель руководителя исполкома Тукаевского района Гульнара Шафикова

На протяжении 2018 года и глава Новотроицкого поселения, и сама Шафикова, и специалисты органов опеки и соцзащиты не раз пытались «разрулить» конфликт в «благородном» семействе Портновых, но ничего не вышло.

— Я разговаривал в суде с Михаилом. Человек очень умный и очень хитрый. Он не отступит, — так оценил ситуацию и адвокат многодетной семьи Евгения Портнова Анас Мухаметзянов.

— И никто в государстве сейчас не может помочь многодетной семье! В администрации поселения, в исполкоме района, в органах соцзащиты, опеки все просто разводят руками, мы, мол, ничего не можем сделать, – сокрушается общественная активистка Резеда Шмелева

Несчастная мать троих детей Светлана Игнатьева говорит о том же самом.

Государство, посмотри в глаза детям         

Государство, конечно, не Господь Бог. Оно не всесильно, не всевидяще, не все может предусмотреть и даже не обязано помогать гражданам всегда и во всем. Но давайте посмотрим на ситуацию, в которой оказалась семья Евгения Портнова, глазами его детей. Тех самых, старшему из которых еще не исполнилось и трех лет. На минутку представим себе, что эти дети «по щучьему велению» приобрели способность мыслить и рассуждать как взрослые люди, на то, какие вопросы к государству здесь возникают.

Ситуация с тем, кто является собственником дома Евгения Портнова, не такая однозначная как выглядит. Первоначально суд Тукаевского района принял решение, что поскольку Евгений живет там много лет, хозяйничает в нем и оплачивает коммунальные услуги, то ему на правах собственности должна принадлежать как минимум одна треть. Остальные две трети должны быть распределены между отцом Евгения и его сестрой. Верховный суд Татарстана отменил это решение, посчитав более существенным другое обстоятельство. Дом принадлежал матери Евгения еще до того, как она вышла замуж за его отца. Мама умерла в 2003 году, а Евгений пропустил срок вступления в наследство. Дом унаследовал отец.

В Татарстане родственники выбрасывают многодетную семью из дома на улицу

— Но дело в том, что Евгений не имеет даже среднего образования, он не окончил школу, учился только в первых двух классах. Он не умеет ни читать, ни писать и поэтому он не мог, находясь в местах лишения свободы, вовремя вступить в наследство после смерти матери. В кассационной жалобе на решение Верховного суда РТ мы указываем на это обсттоятельство, — раскрывает секреты адвокат главы многодетного семейства.

— Вот у меня есть справка о том, что по решению медицинской комиссии Евгений был переведен из средней школы Новотроицка в коррекционную школу в Федотово. У Жени умственная отсталость. Он сам в Федотово не ездил, и никто его туда не возил. Женька так и рос здесь как трава, а сейчас работает грузчиком, — показывает документ Светлана Игнатьева. 

Вполне возможно, что про диагноз Портнова неизвестно даже судьям.

— Какая умственная отсталость, вы о чем?! Вполне адекватный, нормальный мужчина! – сильно удивилась Гульнара Шафикова, узнав о справке от журналиста. 

Светлана признается, что и сама полтора года совместной жизни даже не подозревала, что ее муж не умеет ни читать, ни писать. Тем более, о том, что он должен был учиться в коррекционной школе она знать не знала. Правда, когда женщина попыталась сама обучить мужа грамоте, то поняла насколько трудно ему это дается. Евгений не способен решать более-менее сложные задачи. Еще и поэтому он не обратился за помощью к сотрудникам исправительного учреждения, чтобы оформить в наследство дом матери. Ему такое просто не могло прийти в голову.

В Татарстане родственники выбрасывают многодетную семью из дома на улицу

Сейчас за дом, за семью, за детей сражается Светлана. Добрые люди уже подсказали ей, что в этой тяжбе у нее могут быть и другие козыри. Есть смысл и поводы оспорить сделку по продаже дома тестем зятю, вызывают вопросы и другие основания, по которым отец стал единственным собственником дома. Если бы у Евгения и его супруги был сейчас квалифицированный юрист, чьей задачей было бы разобраться в ситуации досконально, то почти наверняка он защитил бы семью от выселения. Но у Светланы на такого адвоката, который занимался бы ее делом досконально и всесторонне, денег нет. Она уборщица с зарплатой тысяч в десять, а сейчас сидит в декрете. Светлана вынуждена пользоваться услугами частного юриста, мотивом которого являются даже не деньги (Светлана платит копейки), а профессиональный интерес. Но у адвоката много других клиентов, которые способны платить ему по его расценкам, и он вынужден работать на них. На дело Светланы выкраивает время и делает лишь самое необходимое. Почему семье Евгения не помогает никто из государственных юристов?

— Такое не предусмотрено законом, – признается Шафикова. 

А раз законом предусмотрено иное, то денег в бюджете на помощь Светлане нет.

А что дает этот материнский капитал?!

Ситуация после выселения из дома (если таковое случится) у многодетной семьи тоже не будет однозначной. Перед Новым годом на торжественной церемонии в ЗАГСе Набережных Челнов Светлана получила сертификат на материнский капитал. Это 454 тысячи рублей, которые можно потратить на покупку жилья. Добрые люди уже подсказывают варианты.

— В районе Лесоцеха в Набережных Челнах есть в продаже дачи не дороже 400 тысяч рублей. На даче сейчас можно зарегистрироваться по месту жительства, — сообщил директор агентства «Дачник. Недвижимость» Алексей Авдевич.

— Подыскать подходящую дачу можно. У меня у самого есть еще одна дача в «Черемушках», это и недалеко от Новотроицка, — сказал председатель Набережночелнинской ассоциации садоводов Виталий Быков

На материнский капитал можно попробовать купить деревенский дом в Тукаевском районе.

— Да и власти района могут этой семье помочь. В Круглом Поле построен многоквартирный дом для сирот. При желании глава Тукаевского района может выделить там квартиру семье Портнова. Пусть Портнов обратится к главе района с такой просьбой письменно, — предлагает юрист Валерий Исаев. 

В Татарстане родственники выбрасывают многодетную семью из дома на улицу

Все это варианты. У каждого из них есть нюансы. Евгений со Светланой переселятся на дачу, а у них возьмут и отберут детей в детдом. Может выясниться, что по нормам дача слишком мала для многодетной семьи. Наверняка возникнут трудности и при покупке жилья на материнский капитал:

— Не каждый продавец готов ждать два месяца пока деньги из бюджета поступят ему на счет. Поэтому, как правило, владельцы сертификатов на маткапитал берут ипотечный кредит в банке, расплачиваются с продавцом сразу, а потом с помощью маткапитала и собственных денег погашают банковский кредит и проценты по нему, — разъясняет риэлтор Комолова. 

Получается, что и в этой ситуации многодетной семье нужна квалифицированная помощь. Желательно со стороны государства и за счет бюджета.

— Но это тоже не предусмотрено законом! Граждане все эти вопросы должны решать сами, — говорит Шафикова. 

Посмотрите в глаза детей Портнова. Вы увидите в них вопрос: «Это справедливо?!».

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *