«Татарстану важно занять центральную позицию в дискуссии по конституционной реформе в России»

У властей республики вызывают опасения желания внести в новую редакцию основного документа страны изменения по федеративному устройству и преамбуле о «многонациональном народе» как источнике власти.
У властей республики вызывают опасения желания внести в новую редакцию основного
документа страны изменения по федеративному устройству и преамбуле о
«многонациональном народе» как источнике власти.

В Татарстане начались общественные дискуссии относительно предстоящей конституционной реформы в России. Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин встретился с новым составом Общественной палаты РТ. Он обозначил несколько проблем в деятельности специальной рабочей группы по изменению Конституции РФ. В частности, у руководства Татарстан уже вызывают опасения инициативы членов рабочей группы переименовать название страны, тем самым закрепив окончательное прекращение её федеративной сущности, и игра с преамбулой, где говорится о «многонациональном народе» России как источнике власти. 

От Татарстана в рабочей группе ещё участвует специалист по Конституционному праву и юрист Евгений Султанов.    

«Татарстану важно занять центральную позицию в дискуссии по конституционной реформе в России»

В своей речи Фарид Мухаметшин обозначил роль Общественной палаты РТ в широкой общественной дискуссии, которая должна развернуться вокруг конституционной реформы. Нынешнюю ситуацию руководитель парламента обозначил более чем красноречиво. 

— Мы живем в очень непростое время, в которое вступили в январе 2020 года после последнего послания Владимира Путина, — сказал Мухаметшин. 

Затем он высказал личное мнение относительно будущей реформы. Мухаметшин считает, что изменения направлены на то, чтобы демократизировать отношения между органами власти, когда президент добровольно, сам передаёт часть своих полномочий, которые записаны в Конституции, по формированию правительства — депутатскому корпусу, Совету Федерации, Госдуме — согласование и утверждение правоохранительных органов, прокуроров, судей. 

В то же время председатель Госсовета очень тонко отметил, какой на самом деле оказалась разношерстной рабочая группа. 

— Особенно мне интересно слушать тех представителей, которые являются юристами, их у нас 12 человек. Но ещё интереснее выступления представителей культуры, казачества, артистов, певцов, танцоров, — говорил Мухаметшин. 

«Татарстану важно занять центральную позицию в дискуссии по конституционной реформе в России»

Саму работу спикер Госсовета сравнивает со скоростью поезда «Сапсан». Поправки в Конституцию, конечно, горячо обсуждают политические партии Госдумы, но и они ничего не могут сделать со стремительностью реформы. 

— Рабочая группа ночью закончила, утром поправки в Госдуме. Уже принимаются в первом чтении. И надо обратить внимание, что парламентские партии со всей критичностью выступали и в целом единогласно поддержали эти поправки, — заявил руководитель парламента. 

Мухаметшин выразил опасение, как бы не пришлось менять преамбулу Конституции, потому что на неё уже стали покушаться, пусть пока и вне рамок рабочей группы. 

— Есть там и горячие головы, которые предлагают поменять название страны: не Российская Федерация, а Россия. Давайте уберем многонациональный народ из преамбулы, а пропишем русский народ. У нас тоже много людей с разными мнениями. Но нам надо, чтобы мы с водой ребенка из люльки не выкинули, — говорил Мухаметшин. — Я сказал, что это Конституция, которая нам 26 лет служила и принята в очень непростое время в 1993 году. Она объединяла нашу страну, она поставила на вектор созидания многонациональной, многоконфессиональной России. И сегодня перелопачивать её мы не имеем права в рабочей группе. Поскольку для этого есть конституционная комиссия, которую надо сформировать, и она должна дать основополагающие мнение.

«Татарстану важно занять центральную позицию в дискуссии по конституционной реформе в России»

К слову, опасения Мухаметшина оказались не беспочвенны. Тему с изменением преамбулы поднял депутат Госдумы Вячеслав Никонов. Народный избранник озвучил необходимость изменить «многонациональный народ» на формулировку «многонародная нация». По его словам, в России сложилась российская нация, которая по факту является состоящей из многих народов. Фарид Мухаметшин на его реплики отреагировал категорически против. 

— Нам надо сосредоточиться на тех поправках, которые президент внёс. И глубоко не расширять их. Ибо у нас аппетит большой, мы начинаем заниматься всем тем, кого что волнует. Не всё в Конституцию запишешь. А Конституция — это основа, — говорил он на встрече с Общественной палатой РТ. 

Также глава Госсовета посетовал на то, что у регионов России забирается функция по согласованию и утверждению прокуроров субъектов. Отныне эти полномочия полностью переходят федеральному центру. 

KazanFirst опросил экспертов-политологов, как должен вписаться Татарстан в общественную дискуссию по конституционной реформе и по каким темам в рабочей группе должна быть учтена позиция республики. 

— Татарстану очень важно занять центральную позицию в общественно-экспертной дискуссии по конституционной реформе, — считает политолог Руслан Айсин

«Татарстану важно занять центральную позицию в дискуссии по конституционной реформе в России»

Он напоминает, что при принятии Конституции РФ в 1993 году Татарстан выступил как один из конструкторов федеративных отношений в стране и продемонстрировал в последующем ту модель управления, которая показала свою высокую эффективность. 

— Федеративные отношения помогли рассредоточить власть в правильных пропорциях, чтобы не было чрезмерного усиления на федеральном уровне и в центре, чтобы регионы могли иметь возможность самостоятельно принимать решения. Без возможности у регионов принимать некие решения, применять инициативы, развитие регионов невозможно, — говорит Айсин. 

Собеседник подчеркивает, что Россия – это прежде всего «страна регионов». 

— Потому что это огромная, сложно-скроенная страна, где часто территории плохо связаны логистически, ментально и экономически. И это главная проблема. Федеральный центр не может забрать себе все эти вопросы. Это и вызывает озабоченность. Татарстан должен отстоять главное, что мы смогли достигнуть, — это наличие федеративных отношений, потому что они являются базой, платформой для гармоничного существования всех народов и всех субъектов России. Должен сохранить многонациональный народ России. И Путин об этом не раз говорил, что мы горды тем, что в России около 200 культур и народов, — добавляет Айсин. 

«Татарстану важно занять центральную позицию в дискуссии по конституционной реформе в России»

На то же обращает внимание и другой эксперт KazanFirst, заведующий кафедрой политологии КФУ Андрей Большаков. Он подчеркивает, что в своем послании глава государства Владимир Путин не говорил о проблематике федерализма.

— Дай бог, если мы федеративную проблематику сможем протащить так, как нам нужно. Если мы посмотрим о том, о чем Путин говорил в послании, то не увидим вообще федеративной проблематики у него, нет проблематики, связанной с демократией. Демократия и федерализм — это вещи очень совместные. Если мы говорим о развитии демократии, мы говорим о развитии федерализма. Если мы об этом не говорим, то второе тоже страдает, — отмечает Большаков. 

По его словам, пока речь об изменениях федеративного устройства России не ведётся. Впрочем, у руководства Татарстана есть опасения, что поскольку начали править Конституцию, то могут добраться и до тех статей, которые трогать лучше не стоит.

Собеседник уверен, что игра со смыслами «многонародная нация» или «многонациональный народ» должна оставаться уделом узкой академической группы специалистов-этнологов. Лучше никаких изменений в преамбулу не вносить, потому что среди ученых не состоялся консенсус, в каких случаях и как отличаются такие понятия, как «этничность» и «нация». 

— Задача национальных республик России в том, чтобы они постарались сдержать горячие инициативы прописать особую роль только русского народа, — говорит Большаков. 

В то же время он отмечает, что изменения в Конституцию, предложенные Путиным, на самом деле двигают страну к унитаризму, а не к федерализму. В частности, эксперт упоминает новеллу по назначению субъектовых прокуроров исключительно федеральным центром. 

«Татарстану важно занять центральную позицию в дискуссии по конституционной реформе в России»

Советник ректора КФУ Юрий Алаев отмечает, что поправки в Конституцию имеет право вносить очень ограниченный круг субъектов. 

— Президент может предлагать поправки в Конституцию, Госсовет, Совет Федерации, группа депутатов не менее 20% от состава Госдумы, правосубъектностью обладают также заксобрания регионов, — перечисляет он. 

Собеседник рассуждает, что если Татарстан и желает быть услышан при обсуждении реформы, то это возможно сделать с помощью Госсовета республики.   

— Я до сих пор нигде не вижу графика проведения сессий заксобраний субъектов федераций с повесткой конституционных изменений. Где всё это? Время быстро идёт, уже 15 февраля намечено второе чтение по принятым поправкам в Госдуме. И это меня немного обескураживает. Депутаты в Татарстане уже давно должны были собраться, включить мозги и обсудить, что там в Конституции собираются менять. Но нет этого, — говорит Алаев. 

Эксперт опасается, что, если не будет организовано широкое общественное обсуждение, то позицию Татарстана при разработке поправок в Конституцию могут и не услышать.

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *