получают свыше двухсот видов услуг федеральных, региональных и муниципальных
органов власти. Рассказываем, как это работает.
Пожалуй, не существует ни одного человека, который бы получал удовольствие от стояния в очередях и заполнения бюрократических бумаг. В прежние годы получить справку было синонимом словосочетания «пойти на медведя». Необходимо было обязательно рано встать, чтобы успеть «пока нет очереди».
С 2015 года эти проблемы в республике ушли в прошлое, хотя многие все ещё не верят, что это так. С тех пор стали массово открываться многофункциональные центры. Сегодня в любом из татарстанских МФЦ можно получить 205 видов услуг федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Там у вас примут документы и скажут, куда и когда приходить.
В 2019 году в общей совокупности МФЦ оказал рекордное за все время количество услуг — 4 миллиона 900 тысяч.
Успеть до 2024-го
По плану через четыре года предоставление всех госуслуг полностью возьмут на себя многофункциональные центры, а государственные органы прекратят очный прием населения.
На коллегии в Минцифры РТ президент республики Рустам Минниханов поставил конкретную задачу. МФЦ вместе с порталом Госуслуг должен стать единым инструментом для качественного оказания услуг гражданам и бизнесу. Прямое взаимодействие госорганов и бизнеса должно быть сведено к минимуму. Для этого необходимо оцифровать весь набор услуг, в первую очередь — муниципальные.
Современный девиз в этой сфере уже звучит так — получить госуслугу должно быть так же просто, как заказать пиццу.
Топ наиболее востребованных услуг среди населения выглядит так:
— регистрация прав на недвижимость;
— кадастровый учет объектов недвижимости;
— предоставление сведений ЕГРН;
— выдача паспорта гражданина РФ;
— выдача водительского удостоверения;
— справка о судимости (отсутствии или наличии);
— справка о размере пенсии;
— регистрация по месту жительства;
— регистрация юридических лиц и ИП;
— подтверждение учетной записи в ЕСИА.
Естественно, что вместе с количеством услуг растёт число центров и штат сотрудников. Сейчас в республике работают 59 офисов, в которых документы принимают около 1 000 сотрудников.
— Шесть центров открылись только за последние полгода, — говорит директор ГБУ МФЦ Ленара Музафарова. — Три из них во втором полугодии 2019-го — в Юдино, ЖК «Салават Купере» и на улице Максимова в Авиастроительном районе. То есть там, где была острая необходимость среди населения.
Все новые центры открыты по одним лекалам. Там уютно и просторно. Есть бесплатный Wi-Fi, а также детский уголок, где ребенка можно отвлечь игрушками. Электронная очередь не превышает 15 минут.
Хотя среди казанцев особой популярностью пользуются конкретные МФЦ — проспект Победы, 100 и Ямашева, 82. Именно там наблюдается наибольший наплыв клиентов. Для таких скажем, что точно такой же центр функционирует по адресу проспект Победы, 214.
— Все равно ведь все на машинах приезжают, — говорит Музафарова. — Буквально пару минут проехать вниз — очередь куда меньше.
Кстати, именно по этой причине некоторые МФЦ работают до 20:00 и в воскресенье до 17:00.
Переход на цифру
Постепенно МФЦ переходят на электронное взаимодействие с органами власти и муниципалитетами, при котором стороны уже не обмениваются бумажными документами. В частности, в цифру переведены 17 услуг исполкома Казани, среди которых: регистрация, выдача, продление ордеров на производство земляных работ, согласование проекта размещения наружной рекламы, выдача разрешений на использование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Ещё один важный момент — дополнительные услуги. В среднем ежедневно каждый офис МФЦ посещает 1 000 человек. И у многих из них возникают вопросы, которые не относятся к функционалу сотрудников офиса. Чтобы не пришлось тратить время на поиски специалиста, способного помочь, в МФЦ внедрены сопутствующие услуги, которые оказываются за плату. В каждом офисе можно составить договоры: дарения, купли-продажи, займа, о разделе, перераспределении долей, использовании средств материнского капитала и другие. Можно даже составить декларацию по форме 3-НДФЛ и просто расписку о передаче денежных средств. Все это в одном месте — в офисе МФЦ.
Благодарности и жалобы
На обратную связь в МФЦ обращают особое внимание. За год поступило 1 068 благодарностей, но есть и жалобы.
— За пять лет уволилось 459 сотрудников, — констатирует Ленара Музафарова. — Причем основная жалоба не на зарплату, а именно на эмоциональное истощение. Трудно оставаться спокойной, когда тебя оскорбляют или бросают паспорт в лицо, а такие клиенты тоже попадаются.
Другой важный момент — жители Казани теперь могут заказать доставку документов на дом. Стоимость услуги — 1 114 рублей. А 4 февраля — в день пятилетия МФЦ в Татарстане — 126 человек ждет сюрприз. Специалисты придут на дом к обладателям паспортов и вручат главный документ гражданина России лично.
Comment section