Команда Магдеева попыталась оправдаться за провал транспортной реформы. Не получилось

Чиновники считают
Чиновники считают, что отчасти в том, что большие автобусы пришлось убрать,
виноваты сами горожане. Они слишком привыкли к комфортным условиям. Интервал
движения на маршрутах был совсем маленьким, что и стало причиной
нерентабельности.

Уже неделю Челны гудят из-за решения администрации (форсированного судебными разбирательствами) вернуть лизинговой компании КАМАЗа 190 автобусов большой вместимости. Маршруты по контракту должно было обслуживать муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Электротранспорт». Но из-за долгов организация находится в критическом состоянии. Прикрыла команду Магдеева компания «Пассажирские перевозки» депутата Горсовета автограда Николая Тятюшкина, выпустившая на опустевшие улицы 50 дополнительных микроавтобусов.


Наша справка

Транспортная реформа автограда была инициирована в 2014 году с подачи нынешнего мэра Челнов Наиля Магдеева, который тогда занимал пост руководителя исполкома. Город закупил у КАМАЗа 190 газомоторных НЕФАЗов большой вместимости. Сумма сделки, по разным оценкам, составила от 1,1 до 1,4 млрд рублей. Для реализации проекта было создано отдельное муниципальное предприятие «Электротранспорт», разработана новая маршрутная сеть.

Муниципальный перевозчик по итогам конкурса получил шесть маршрутов, еще 11 обеспечивала автобусами малой вместимости компания депутата горсовета Челнов Николая Тятюшкина «Пассажирские перевозки». В 2017 году стало известно, что «Электротранспорт» задолжал 365 млн рублей по лизинговым платежам. Выплаты субсидировали из бюджета. Но к концу 2019 года долг достиг 700 млн рублей, после чего КАМАЗ через суд добился возврата автобусов своей лизинговой компании.


В исполкоме сложившуюся ситуацию называют «временными неприятностями», обещают решить вопрос с автобусами большой вместимости. Чтобы снизить градус недовольства вокруг взволновавшей многих горожан темы транспортного коллапса, журналистов пригласили принять участие в мониторинге обстановки. Подобные ревизии, по словам начальника Управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения Салавата Ситдикова, сейчас проводятся в ежедневном режиме.

Команда Магдеева попыталась оправдаться за провал транспортной реформы. Не получилось

— После того как в городе перестали ездить большие автобусы, мы начали ежедневно мониторить выход всех автобусов малой вместимости. Ежедневно утром и вечером мы выезжаем, смотрим, чтобы то количество, которое было заявлено, выезжало, чтобы они были на линии. Также смотрим по социальным сетям, какие жалобы, обращения поступают от жителей, и по этим обращениям тоже выезжаем на указанные точки. Конечно, где-то есть заторы, потому что автобусы малой вместимости не могут вывезти сразу всех. Но мы на эти участки дополнительно добавляем транспорт, если где-то еще остаются бреши, — утверждает Ситдиков. 

Делегация в составе чиновников, журналистов и гендиректора «Пассажирских перевозок» посетила несколько «горячих точек». Первой стала остановка «Автостанция». Здесь особого ажиотажа не наблюдалось: под козырьком собралось двое-трое взрослых и группа подростков, то ли ждущих автобуса, то ли просто выбравших павильон местом для общения. Маршрутки подъезжали практически пустые, быстро заполнялись и уезжали. Стоило ли ожидать другого, непонятно: все-таки на часах еще только около 16:30, да и «Автостанция» — конечная для большинства городских маршрутов, а значит, транспортные средства здесь редко заполнены. Зачем чиновники решили показать журналистам именно эту остановку, так и осталось загадкой. 

Похожая обстановка сложилась и в Замелекесье. Только пассажиров здесь было еще меньше. При этом «газельки» курсировали с завидным постоянством, порой даже выстраиваясь по три в ряд в кармане у остановки.

— У нас народ не может уехать в основном в часы пик, с 7:00 до 8:00. В утренние часы мы увеличиваем количество автобусов. Есть там и те люди, которые стоят и ждут на остановках вахты, — полагает Ситдиков.

Команда Магдеева попыталась оправдаться за провал транспортной реформы. Не получилось

Тем временем одна из ожидающих на остановке горожанок, представившаяся Валентиной Уткиной, рассказала журналистам, что маршрутная сеть не вполне ее устраивает.

— Мне нужно на ГЭС. Внучку постоянно в поликлинику возить с пересадкой. Надо до «Бумажников» доехать и туда. И назад так же. Это очень неудобно. На ГЭС надо маршрут. 

— Извините, а шестой маршрут? Семь машин. Можем сейчас дождаться, — предложил Тятюшкин.

— Сколько езжу, ни разу не видела, — ответила челнинка.

— Просто вы забыли про него, не стоит цели дождаться. Вот, вот смотрите. Можете спросить пассажиров, водителя, что это не показной маршрут, а действующий, — показал депутат на микроавтобус с большой цифрой шесть на лобовом стекле, подкативший к остановке через несколько минут.

— Хорошо, очень даже удобно. Спасибо, — улыбнулась горожанка. И уехала на другом автобусе.

По словам гендиректора «Пассажирских перевозок», предприятие сейчас испытывает большую нехватку водителей — количество автобусов на маршрутах сильно выросло, в городе один из самых низких уровней безработицы за несколько последних лет, а сотрудники МУПа еще не получили расчет.

Команда Магдеева попыталась оправдаться за провал транспортной реформы. Не получилось

— Сейчас механизм немножко испортился. Если часы встали, их нужно запускать. А потом еще стрелки подвести. Например, сейчас мы сняли машины с 22-го маршрута, чтобы на 26-й перекинуть. Интервал увеличился. Водители работают на износ, нагрузка на них увеличилась. Дефицит большой. Придут водители, и все наладится. Но такого, чтобы 40 минут не было автобуса, сейчас нет. Максимум 15 минут, — заявил Тятюшкин.

Следующим пунктом, куда делегация направилась, стала остановка «Пединститут». Стрелки часов приближаются к 17:30 — самый что ни на есть час пик. Поэтому и картина здесь кардинально иная. У остановки собралось порядка 30-40 человек. Автобусы, следующие разными маршрутами, подъезжают одновременно, выстраиваясь в ряд. К дверям бросаются горожане, но в открывшихся проемах часто сразу натыкаются на спины других челнинцев, поэтому разворачиваются и продолжают ждать более свободное транспортное средство. Водители спешат, поэтому стартуют беспорядочно, хотя вроде бы и не нарушая правил дорожного движения.

Что бы творилось на улицах города, не выйди на маршруты дополнительные 50 «газелек» «Пассажирских перевозок», — вопрос открытый. При этом Тятюшкин отмечает, что не стоит думать, будто компания взяла и отняла большие автобусы, заменив маршрутками, — в планах приобретение если не самых крупных транспортных средств, то как минимум средней вместимости.

Команда Магдеева попыталась оправдаться за провал транспортной реформы. Не получилось

— Это временно все. Закупим автобусы средней вместимости. Такой вариант Ульяновск выпускает, МАЗы, которые выпускает Минск. Мы совместно с городом будем это обсуждать. Планируется закупить 72 МАЗа, задняя площадка у них низкопольная, поэтому можно заходить с колясками для детей и инвалидов, — обещает бизнесмен.

Поинтересовались журналисты у Ситдикова и о причинах «фейла» муниципального предприятия. Чиновник отметил, что ответить на этот вопрос может только директор самого МУПа. Но свою версию все же изложил.

— Причин очень много. Все-таки у автобусов большой вместимости должна быть большая заполняемость. Чтобы они были рентабельными, должны быть заполнены не только сидячие места. А для этого нужен был интервал движения больше. У нас горожане привыкли — сразу вышел, сел и уехал, 10 минут для них очень много. Это одна из причин. В других городах интервал больше, приходится ждать, — высказал версию начальник Управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения, по сути, обвинив и самих челнинцев в провале транспортной реформы. Слишком привыкли горожане к комфорту. 

Команда Магдеева попыталась оправдаться за провал транспортной реформы. Не получилось

Как увеличенный интервал (а ранее горожане жаловались на то, что большого автобуса порой приходится ждать по 20-40 минут) поможет заполнить транспорт, если практически на этих же маршрутах и тех же остановках каждые 5-10 минут останавливаются маршрутки, Ситдиков не разъяснил. 

И.о начальника отдела транспорта и связи управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения Максим Парамонов, тоже участвовавший в объезде, при этом отметил, что необходимости в глобальном изменении сети общественного транспорта сейчас в мэрии Челнов не видят.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *