регламентировать передвижение «умных машин» на дорогах страны.
Татарстан является одним из участников эксперимента, где на дорогах общего пользования испытывают беспилотники. Предприятия активно занимаются внедрением новых технологий в машины, готовятся к переходу на электротранспорт, но республику, как и страну в целом, тормозит законодательная база, которой по факту нет.
К 2050 году мир пересядет на электротранспорт
Комитет Госсовета Татарстана по экономике, инвестициям и предпринимательству накануне обсудил развитие беспилотного транспорта в Татарстане. Руководитель IТ-отдела АНО «Фонд развития города «Иннополис» Станислав Ефимов рассказал о проекте «Яндекса» по беспилотному такси. Он отметил, что проект успешно реализуется с августа 2018 года. Компания тестирует свои машины в России, Израиле и теперь в США. «Яндекс» хочет перейти к коммерческому использованию беспилотного такси и строит другие планы на будущее, но реализовать их не позволяет законодательная база.
В свою очередь заместитель директора по развитию по инновационным продуктам ПАО «КАМАЗ» Фирдаус Кабиров отметил, что предприятие 10 лет занимается разработкой беспилотного транспорта и различных технологий. Он представил ряд новых моделей авто: грузовой электромобиль, пассажирский электробус, гибридный грузовик, энергоэффективный тягач КАМАЗ-2020, а также грузовики с системами автономного движения.
— Все направления работы в итоге должны привести к качественным изменениям. Выбросы вредных веществ мы должны довести до нуля, а это возможно только на электроавтомобилях. Стремимся к тому, чтобы количество ДТП и смертность на дорогах тоже дошли до нуля, а это можно сделать только при помощи автоматизированных систем, чтобы уменьшился человеческий фактор, — считает Кабиров.
Также замдиректора добавил, что внедрение беспилотного транспорта позволит снизить эксплуатационные затраты в два-три раза, обеспечит рост пропускной способности дорог в три-четыре раза и скорости перемещения людей и товаров в три раза. По его словам, международные предприятия активно осваивают рынок беспилотного транспорта, поэтому уже к 2050 году люди перейдут на электроавтомобили. «КАМАЗ» старается не отставать от трендов. Он сотрудничает с различными институтами: КФУ, НАМИ, МАДИ, МГТУ имени Баумана.
— Для их применения в ближайшее время отсутствуют условия и соответствующая законодательная база, тем не менее, наши наработки можно использовать внутри заводской логистики. Мы под эгидой НАМИ (Научный автомоторный институт. — Ред.) создали межотраслевую рабочую группу, где обсуждаем вводимые за рубежом на законодательном уровне технические регламенты, — говорит Кабиров.
Нет единой интеграции всех технологий
О том, что страна остро нуждается в законодательной базе, рассказал и директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов. По его словам, в республике внедрены различные «умные» технологии для транспорта и наблюдения за дорожной ситуацией, но все разрозненно, нет единой интеграции. А Россия сильно отстает по законодательной базе от Европы.
— На Западе сегодня более 350 нормативно-правовых и нормативно-технических документов, более 10 крупнейших научно-производственных объединений, более 20 реализованных проектов по беспилотному транспорту, — перечисляет Минниханов. — К сожалению, в России сегодня отставание в области нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов более чем в 10 раз. Если на годы переводить, это 10-15 лет.
Затем директор добавил, что отсутствует и единый орган, который бы контролировал развитие инновационных технологий. В зависимости от сферы применения этим занимаются ряд министерств, хотя суть работы одна и та же.
Члены Комитета поддержали, что предприятиям нужно объединить усилия для развития российского беспилотного транспорта, и перешли к обсуждению законодательной инициативы.
— Председатель Госдумы Вячеслав Володин убедительно просил Фарида Мухаметшина (председателя Госсовета РТ. — Ред.) изучить данный вопрос и внести в федеральный парламент предложение в виде законодательной инициативы с целью создания правовой базы для развития инновационных ТС, — сообщил председатель Комитета Лутфулла Шафигуллин.
Парламент республики начал прорабатывать вопрос и создал отдельную группу по подготовке проекта федерального закона. Ею руководит депутат Марат Галеев. Он отметил, что первый разработанный проект закона пока является рамочным. В нем обозначен ряд понятий и полномочия федерального центра, в рамках которых он должен выбрать единый контролирующий орган.
— Я согласен, что сейчас большой разнобой и координирующего органа нет. Это здорово тормозит. Более того, это будет означать пустую трату средств по разным направлениям. Могут быть и тупиковые ситуации, когда тратили-тратили по одной дорожке, а потом окажется, что это и не нужно, — отметил депутат.
Галеев уверен, что закон по беспилотникам важно принять вовремя, поскольку он станет стимулом к разработке других подзаконных нормативных актов.
— Эксперимент по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных ТС должен завершиться в 2022 году. По его завершении будет приниматься принципиальное решение о внедрении инновационного транспорта. К этому времени нормативная база должна быть серьезно проработана, — заключил парламентарий.
Члены Комитета поддержали инициативу и включат данный вопрос в повестку заседания Госсовета Татарстана.
Comment section