В прошлый раз мы подробно говорили о 10 худших покупках в истории клуба. Сегодня пришло время поправить баланс.
Практически каждое трансферное окно «Рубина» заканчивается очень противоречиво. За 17 лет в элите казанцы намного больше тратили на переходах, чем зарабатывали. Да и действительно стоящих продаж было не так много. А если они и были, то первой опцией почти всегда являлся питерский «Зенит». Нельзя однозначно сказать, что каждое окно для Казани — это «черная дыра», но до успехов «Порту» или «Удинезе» здесь целый световой год.
«Купить дешевле – продать подороже» — это точно не про «Рубин». 43, 32, 39 – это миллионы евро, которые иногда вываливались за новых игроков в одном сезоне. Символично, что наибольшая отдача была либо от воспитанников, либо от тех, кого покупали за копейки. Но все-таки во всем этом бесконечном водовороте были те, кто принес огромную пользу и на поле, и на банковском счету.
Андреас Скотти. 2003 год. Куплен за 350 тысяч евро. 108 матчей – 12 голов
Курбан Бердыев как-то сумел разглядеть этого монстра в Уругвае. Казалось, что он легко забросил бы аут в чужую штрафную, хоть с Правобулачной. Скотти вобрал в себя все лучшее от латиноамериканских защитников – жесткость, цепкость и умение залезать под кожу.
Лучшие форварды соперников всегда искали зоны подальше от Скотти, но тот мог достать абсолютно любого в лучших традициях Паоло Монтеро.
Высокий рост, игра на козырях и мощь делали его натуральной скалой. Он излучал надежность и уверенность. К тому же почему-то именно ему не потребовалось даже пары недель на адаптацию – приехал и заиграл. 12 голов для центрального защитника – это феноменальный показатель. К тому же большинство из них были спасительными. «Рубин» стал самым главным клубом в карьере Скотти. Ни за одну другую команду он больше не сыграл ста матчей. Именно из Казани он впервые попал в сборную страны. А уже в 35 лет навел шороху на ЧМ-2010.
Мориц Бауэр. 2016 год. Куплен за 4 миллиона евро. 37 матчей. Продан за 6,2 миллиона
Чуть ли не единственное светлое пятно того самого убойного трансферного окна, когда деньги выбрасывались из окон офиса. Мориц был очень сильной покупкой. В отличие от тех же испанцев, Лестьенна и Сонга, он не выглядел как человек, приехавший в Казань исключительно за бабками. От него буквально исходила волна правильного европейца с профессиональным отношением к делу. Никаких понтов, показухи и высокомерия. Зато на поле Бауэр рвал и метал почти на одном уровне с Марио Фернандесом – скорость, напор, передачи в штрафную. Арсенал был не очень богат, но конкретными вещами Мориц владел прекрасно.
Микроклимат в той команде был ужасным – склоки, скандалы, интриги. Бауэр же просто выходил на игру и делал хоть что-то, чтобы за «Рубин» не было совсем стыдно. После диких трат последовал предсказуемый кризис. Бауэр оказался одним из немногих ликвидных товаров. Бердыев явно хотел бы поработать с ним, но пришлось продавать очень быстро. Получилось даже заработать, что для клуба большая редкость.
Кристиан Нобоа. 2007 год. Куплен за 1,5 миллиона евро. 114 матчей – 22 гола. Продан за 8 миллионов евро
Улыбчивый эквадорец с первого взгляда явно не тянул на легенду клуба, но, оглядываясь назад, понимаешь, что оставил в Казани громадный след. Сам Бердыев рассказывал, что изначально просматривал одноклубника Нобоа по «Эмелеку», но на кассете именно центральный полузащитник покорил тренера. Игроку шел 22-й год, он никогда в жизни не выезжал из страны, а тут далекая Россия. Первым делом по прилете Крис решил поесть снега и схватил пневмонию.
Стабильно в состав Нобоа стал попадать только на второй сезон. Тогда он еще не казался лучшим диспетчером страны, но прогрессировал очень быстро, причем не только в игре – выучил русский, женился на Ольге и окреп. Он не выглядел машиной в центре, но прекрасно чувствовал игру – успевал закрывать зоны в обороне и всегда находил нужный ход в атаке. Компьютер в голове выдавал варианты с шикарной скоростью. Два золота, Лига чемпионов, гол «Барселоне» — на Нобоа, естественно, был спрос в Европе, но продать его решили в «Динамо». Но на своем истинном уровне он играл только в командах Бердыева.
Макбет Сибайя. 2003 год. Куплен за 500 тысяч евро. 166 матчей – 3 гола
Приезд южноафриканца в Казань – это натуральный детектив. Сибайя был на просмотре в «Рубине», еще когда тот играл в Первом дивизионе! Опорником были довольны, но контракт решили не подписывать из-за ЧМ-2002. Дело в том, то сезон в Первом дивизионе тогда не останавливался на время больших турниров. В итоге Сибайю перехватил «Русенборг» и выкупать его пришлось уже у норвежцев.
В марте 2003-го «Рубин» дебютировал в элите, а в команде в межсезонье появились 17 новых игроков! Сенсационная бронза до сих пор кажется немыслимой, а Сибайя оказался настоящим африканским алмазом. В первый год Бердыев использовал его чуть ближе к атаке, моментами он выдавал передачи уровня Лиги чемпионов. Но все же главными козырями Симбы были цепкость и отбор. Именно он вывел институт опорников в России на новый уровень. Пик Макбета в Казани пришелся на время до золотых медалей, но все-таки он зацепил два чемпионства и две бронзы. После этого со спокойной душой съездил на домашний чемпионат мира и остался на родине.
Жонатас. 2016 год. Куплен за 7 миллионов евро. 31 матч – 13 голов. Продан за 9 миллионов евро
Здоровенный бразилец – довольно странный персонаж. В его портфолио все очевидно – меняет клубы каждый сезон. Никакой особенной связи с Казанью тут не было. Человек конкретно приехал за деньгами. Просто в ужасной команде Грасии он был тем, кто забивал. Не очень стабильно, но забивал. Если бы не проблемы со зрением и ноги, подверженные растяжениям, то было бы намного лучше. Но даже в таком состоянии Жонатас был хорош – мощь, игра головой, открывания. Он стягивал на себе внимание всей обороны.
— Лимит на легионеров меня не касается, — сказал как-то бразилец. Действительно, с ним в атаке был хоть какой-то порядок.
Жонатаса бы не было в этом списке, если бы его продали за бесценок, как весь неликвид той эпохи. Но на нападающем клуб умудрился заработать, вовремя сплавив в «Ганновер». Сейчас форвард в «Эльче». Подхватил коронавирус, но вроде бы выздоровел. Радует подписчиков, обыгрывая тапочки на балконе с видом на море.
Кристиан Ансальди. 2008 год. Куплен за 3,6 миллиона евро. 161 матчей – 3 гола. Продан за 8 миллионов евро
Этот парень все делал в кайф. На Ансальди невозможно было злиться, он никогда не раздражал и не разочаровывал. Приехал в Казань в 21 год, занял левую бровку и больше никому ее не отдавал все пять лет. В нем удивительным образом сочетались латиноамериканская легкость, раскованность, техника и дисциплина со стабильностью.
Он выворачивал позвонки опекунам, его ложным замахам верили все, и это было прекрасно. В защите он мог сдержать любого вингера, причем делал это с неизменной улыбкой на лице. Даже спонтанное и легкое прощание с Ансальди на «Центральном» вышло необычайно душевным.
Он приехал из далекой Аргентины, но был всем нам даже ближе, чем иной русский.
К тому же крайне важно, что, уехав из Казани, он моментально избавился от статуса «игрок Бердыева». Ансальди подтверждал свой уровень во всех командах после «Рубина». Сейчас на хорошем счету в Серии А.
Саломон Рондон. 2013 год. Куплен за 9 миллионов евро. 56 матчей – 24 гола. Продан за 18 миллионов евро
Этот парень стал в тот момент самым дорогим венесуэльским футболистом в истории. «Рубин» тогда стабильно играл в еврокубках, поэтому нужен был конкретный забивала мирового уровня. 9 миллионов – ну а что такого? Мартинс, Вальдес, Давыдов, Медведев – никто из них в полной мере не смог заменить ушедшего Бухарова.
Рондон приехал, вышел на поле, и все сразу стало понятно. «Рубин» Бердыева никогда не создавал много моментов, но прелесть этого нападающего была как раз в том, что он не запарывал шансы. Особенно это бросалось в глаза на уровне еврокубков: голы в квалификации, дубль «Интеру», гол «Леванте». Рондон радовал отдачей. В матче против «Томи» даже рвался на поле со сломанной ногой…
К сожалению для Казани, он забил два шикарных мяча и «Зениту». В Питере пошли по стандартной схеме. Рондон принес клубу пользу и деньги.
Сесар Навас. 2009 год. Куплен за 2 миллиона евро. 254 матча – 4 гола
Феноменальный защитник. Гроссмейстер обороны. Каждый болельщик «Рубина» понимал, что если Навас в составе, то сзади все будет как надо. Он буквально заряжал уверенностью и надежностью. В его игре были лоск, интеллект и даже какая-то интеллигенция, хоть он никогда никого и не щадил. Его спина всегда была прямой, а движения очень четкими.
Навас признавался, что изначально планировал лишь отработать свой трехлетний договор в Казани и вернуться домой, но клуб, город, тренер и команда так зацепили его, что он продлевал контракт каждый раз, в итоге остался в России на 10 сезонов. Шаронов, Бокетти, Кверквелия, Сорокин – все они учились у Наваса и становились лучше.
Он понимал и читал игру на таком уровне, что даже в 38 лет оставался одним из лучших центральных защитников РПЛ. Однозначно один из лучших игроков в истории «Рубина».
Алехандро Домингес. 2004 год. Куплен за 1,5 миллиона евро. 105 матчей – 44 гола. Продан за 7 миллионов евро. В 2008-м снова куплен за 4 миллиона евро
Чори был дан Казани свыше. Тот самый случай, когда все невероятно сходится в одной-единственной точке. Тяжелая адаптация, поиск себя, сомнения и тревоги, но всеобщая любовь и хэппи-энд. В четких рамках и схемах раннего Бердыева только Домингесу была отведена роль «свободного художника», и он реально творил. Техника, мысль, удары – Чори играл в футбол, когда все остальные работали. Все понимали, что ему дано чуть больше, чем остальным, и принимали роль. К тому же Домингес был настоящим лидером и абсолютно командным игроком.
Его второй приход в Казань стал соло-концертом длиною в год. Золотые медали, 16 голов в РПЛ, безоговорочное признание всеми: игроками, тренерами, журналистами. В Лиге чемпионов Домингес только подтверждал класс – шикарный штрафной в Киеве, потрясающий гол «Интеру», фирменный пас в Барселоне. Тогда он решил, что уже отдал Казани очень много, и захотел попробовать что-то новое. В «Рубине» ему рады хоть сейчас.
Гекдениз Карадениз. 2008 год. Куплен за 8 миллионов. 300 матчей – 51 гол
Человек и пароход. В трудовой книжке Черномора всего две записи: «Трабзонспор» и «Рубин» — 11 лет в Турции и 10 лет в Казани. Его имя-скороговорку болельщики выучили уже ко второму туру и больше не запинались.
Гекдениз поражал отдачей и харизмой. Его футболка никогда не была сухой. Он не изменил «Рубину» в смутные времена, открыто конфликтовал с другими иностранцами, которые не выкладывались на все сто, и был лидером до своей последней минуты. В зависимости от возраста он менял свою игру: ранний Гек разрывал на скорости, с возрастом он больше полагался на хитрость и опыт, но был не менее опасен. Гол «Барселоне», «Атлетико», «Челси», первый гол на «Казань Арене» и еще уйма важнейших мячей. Гекдениз Карадениз – это символ эпохи для «Рубина». Представить его в другой майке в России просто невозможно.
Comment section