Программа «Наш двор» сформирует новое качество жизни

Помощник президента Татарстана Наталия Фишман-Бекмамбетова рассказала
Помощник президента Татарстана Наталия Фишман-Бекмамбетова рассказала, что ждать
жителям от реализации масштабного президентского проекта.

Пандемия коронавируса лишь незначительно повлияет на реализацию беспрецедентной республиканской программы «Наш двор». Об этом заявила помощник президента Татарстана Наталия Фишман-Бекмамбетова, которая стала гостем проекта #АйдаДомой, который реализуется командой официальных сообществ Татарстана в социальных сетях. С ее слов, если ранее говорилось о том, что 6 675 дворов будут благоустроены за трёхлетний срок, то теперь речь идет о пятилетке. Бюджет все тот же — 50 млрд рублей, которые выделит компания «Татнефть». 

Первые работы планировались уже в апреле, но помешал режим самоизоляции. В программу, как отмечает спикер, попадут дворы, дома которых построены до 2014 года, и те, что не видели благоустройства. В 2020 году планируют реконструировать более 1 600 дворов по всему Татарстану. 

— Мы в каждом дворе примерно 7,5 миллиона рублей оставим. Это колоссальные деньги, — озвучила затраты на благоустройство одной придомовой территории помощник президента.

Программа «Наш двор» включает в себя семь видов работ: 

— ремонт дорог; 

— ремонт тротуаров; 

— ремонт наружного освещения; 

— установка скамеек и урн; 

— размещение площадок для сбора мусора; 

— установка детского оборудования;

— частичное озеленение. 

Перед тем как попасть в реестр программы на 2020-2021 год, собственники жилых помещений подписали протокол, тем самым подтверждая несколько пунктов: включение в программу, готовность содержать полученные блага, и выбирали старшего по дому, который и будет согласовывать проект.

— Если вдруг так вышло, что не подписывали протокол или ничего об этом не слышали, не знаете, или кажется, что его кто-то фальсифицировал, то обратитесь к нам на горячую линию или напишите на сайт. Мы очень внимательно относимся к такой информации и отзовем схему, проконтролируем, чтобы с вами связались. Для нас это принципиально важно. Мы эту программу делаем, чтобы жителей услышать и дать им возможность повлиять на то, как мы сделаем двор, потому что мы его сделаем один раз, а людям потом там долго жить, — сказала Фишман-Бекмамбетова, добавив, что таких сигналов хоть и мало, но они есть.


Наша справка 

Горячая линия президентской программы «Наш двор»: 8-800-27-5-2020.

Сайт программы «Наш двор»: dvor.tatar. На сайте размещены схемы благоустройства двора, к каждой из которых можно оставить комментарий.


Фишман-Бекмамбетова заявила, что дворовой типологии не будет. Под каждую территорию создадут уникальный проект, основанный на пожеланиях жителей. В пример она приводит двор по улице Чуйкова, где одна из протоптанных дорожек ведет к «наливайке». Люди попросили «прикрыть дорожку» и желательно огородить забором.

Фокус на тротуарах и освещении, а не парковках во дворах

Помощник президента уверяет, что консенсус можно найти даже в конфликте между автомобилистами и «защитниками природы», ратующими за сохранение деревьев во дворе. Сложности она связывает с «советскими нормативами проектирования», которые не предполагали такого количества автомобилей.

— Оценив ситуацию, можем с уверенностью сказать, что если мы срубим все деревья и забетонируем все дворы, превратив их в огромную парковку, все равно треть машин, особенно в крупных городах, не сможем разместить. Таким образом, мы не решим эту проблему, не сможем удовлетворить всех автомобилистов, — сказала она и добавила, что средняя стоимость обустройства одного парковочного места составляет 90 тысяч рублей.

В пример придомовой территории без машин Фишман-Бекмамбетова приводит дома по адресу Губкина 6, 8 и 10. Там, с её слов, жители сами решили отказаться от парковок и сфокусироваться на озеленении. На основании пожеланий команда архитекторов представила проект благоустройства. Интересно, что это не голословное заявление о том, что мнение жителей учитывается. — Мы побывали в этом дворе еще в начале марта. Люди говорили именно о таких потребностях, — уверяет спикер. Подробности читайте здесь

Помощник президента предлагает сфокусироваться на создании тротуаров, чтобы обезопасить пешеходов от машин, чтобы дети, выбегающие из подъездов или из-за припаркованных автомобилей, не попадали под колеса. А ключевая задача всей программы — безопасный и комфортный доступ до любой точки — детский сад, остановка, магазин. Вторая цель — создать систему освещения, которая обеспечит безопасное передвижение. Фишман-Бекмамбетова уверена, что без «минимального набора безопасности», какими бы красивыми ни были детские площадки и скамейки во дворе, говорить о создании комфортной среды нельзя.

Еще одна схожая зона ответственности — создание зоны под установку площадок для сбора мусора, точнее «обрамления» — крыши и опорных стен. Сами контейнеры должен поставить региональный оператор.

— Тут очень важно не начать заниматься очковтирательством. Если у регоператора не предусмотрена технология раздельной переработки мусора, то, осуществив раздельный сбор, мы никак экологии не поможем. Потому что потом приедет машина и свалит все вместе из двух раздельных баков в один. Или, что еще хуже, приедут две разные машины и отвезут на один полигон, — напоминает Фишман-Бекмамбетова.

Главный принцип программы — безопасность

— Эта программа называется «Наш двор», это не программа «Наша парковка» или «Наши гаражи и сараи». Мы должны понимать, что живем в крупных населенных пунктах, городах, поэтому если мы будем, как предлагают жители, вырубать здоровые деревья, то окажемся в каменных мешках, — напоминает Фишман-Бекмамбетова.

Таким образом, помощник президента заявляет еще один принцип — не вырубать деревья без реальной необходимости. Последних, с ее слов, всего две. Первая — расширение проезда до норматива, чтобы «скорая» и пожарная машины могли проехать в случае чрезвычайных ситуаций. Вторая — дерево признано аварийным, а значит, создает угрозу для жизни. Таковым оно может считаться только после заключения специалиста. Вне зависимости от причин вырубки, программа «Наш двор» подразумевает компенсационную посадку.

Программа «Наш двор» сформирует новое качество жизни

Говоря о посадке крупномерных деревьев, Фишман-Бекмамбетова объясняет, что за подобными насаждениями требуется уход, который должны осуществлять жители двора. Ведь все, что будет сделано в рамках республиканской программы, перейдет на баланс собственников домов. А сажать деревья для галочки никто не планирует. Если жители захотят, то могут помочь, но покупать крупномеры люди должны будут за свой счет.

Помощник президента не отрицает, в некоторых дворах могут быть сложности, связанные с установкой детских игровых зон из-за большого количества подземных коммуникаций. Изменения по месту установки или размеру принимаются в целях безопасности, ведь мало кому понравится фонтан из кипятка на месте детской площадки. Безопасность — еще один приоритет программы «Наш двор».

Другое решение относительно безопасности детей — использование на детских площадках песчано-гравийной смеси вместо прорезиненного покрытия на детских площадках, несмотря на удобство последнего.

— Резиновое покрытие — это слой бетона, на который наносится напыление в один-два сантиметра. Толще делать дорого. По факту при нагревании испарения этого резинового покрытия вредны. А еще оно очень сильно истончается. Через два года эксплуатации от этих сантиметров останется 0,7, а внизу бетон. Обновлять резиновое покрытие — это дорого, скорее всего его обновлять не станут — это должны будут делать жители. Дальше ребенок будет падать на бетон. Это очень опасно, помимо того что это очень дорого, — предостерегает Фишман-Бекмамбетова.

Программа «Наш двор» сформирует новое качество жизни

Со слов помощника президента, устанавливаться будут детские площадки, прошедшие строгий контроль и соответствующие евразийским стандартам.

— Это значит, что материалы не будут сильно ссыхаться, болтовые крепления не будут вылезать. В рамках эксплуатации не появятся зазоры, в которых застревает одежда или части тела. Безопасность детей — наш приоритет, — подчеркивает помощник президента. А чтобы производитель не ушел от ответственности и не «свалил» все на глупого монтажника оборудования, установкой будет заниматься лично производитель.

Работы начнутся после снятия режима самоизоляции 

Комментируя список возможных работ, помощник президента отмечает, что команда программы «Наш двор» готова помочь с приобретением велопарковок, устройства зоны для выгула собак, но покупать их будут сами жители. Это не условный «дворовый минимум».

— Программа направлена не на то, чтобы дороги сделать, а чтобы сформировать новое качество жизни и среды. Качество среды и атмосфера во дворе зависят от того, знакомы ли люди, вежливо ли они общаются. Надеюсь, что результат нашей работы будет выражаться не в освоенных деньгах, а в том, что во дворах возникнут новые практики, люди познакомятся, начнут что-то делать, — считает она.

К работам приступят сразу после снятия режима самоизоляции, ведь для их старта нужно убрать машины из дворов. Фишман-Бекмамбетова предполагает, что продолжаться благоустройство будет до первых осадков, ведь укладывать асфальт в дождь или снег категорически нельзя. 

Программа «Наш двор» сформирует новое качество жизни

— Я бы попросила жителей быть открытыми к своим соседям, открытыми к нам, мы заинтересованы в том, чтобы сделать максимально хорошо, договариваться и быть небезразличными и активными. Мы будем в рамках президентской программы делать один раз, а жить там нужно будет продолжительное количество лет, — обратилась она к жителям.

Также Фишман-Бекмамбетова извинилась за неудобства, которые предстоит испытать людям во время работы.

— Мы постараемся небезразлично и очень подробно отрабатывать вопросы, которые вы нам зададите, — резюмировала помощник президента.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *