агент Олег Шигаев откровенно говорит о том, что мы все так сильно любим.
Эти люди всегда в тени, но именно они правят футболом. В сложном и запутанном спортивном мире на виду только игроки, тренеры и президенты, но матч и результат – это лишь вершина айсберга. Основная работа проводится далеко за полем: аэропорты, вокзалы, школы, базы, тесные кухни, разговоры, уговоры, переговоры, контракты. Футбольные агенты — это целый мир, запрятанный глубоко в джунглях футбола. И российские джунгли одни из самых густых и непроходимых.
Грамотный агент может довести посредственного игрока до уровня сборной России, а плохой – зароет талант на корню. Выбрать человека, который будет вести дела, – это чуть ли не самый важный шаг на начальном этапе карьеры. Перед нашими глазами десятки и сотни живых примеров, когда карьеры талантливых игроков шли под откос из-за каких-то околофутбольных разборок.
Руководитель агентства FM Sports Agency Олег Шигаев в разговоре со спортивным редактором KazanFirst рассказал о работе периода коронавируса, спрогнозировал падение зарплат, назвал главных врагов молодых игроков и высказался о трансферной политике казанского «Рубина».
«Основные проблемы начнутся в следующем году, когда будут верстать бюджеты»
— Олег, весь мир на карантине. Футбол на паузе. Как строится работа футбольного агента в этот период?
— Ну, не весь. Белорусы играют (смеется). А так, да, появилось больше свободного времени. Стараюсь не терять его даром. Изучаю те весенние матчи, которые не удалось увидеть — ФНЛ, ПФЛ, молодежное первенство России, Европа. Плюс ко всему, с большим удовольствием смотрю тот же чемпионат Беларуси. В общем, можно сказать, что наша работа изменилась незначительно. Я по-прежнему на связи со всеми своими футболистами, с клубами. Практически ежедневно созваниваемся. Например, приходится консультировать футболистов, как нужно себя вести в переговорах, если их просят пойти на понижение зарплаты.
— Клубы теряют деньги, футбольный рынок изменится. Какие перспективы на трансферном рынке? Как сильно упадут цены на игроков, зарплаты? Быть может, будет больше обменов и аренд?
— Вообще трудно сказать, как в итоге все будет обстоять. Думаю, зарплаты игроков упадут где-то процентов на 40. Кроме того, больших трансферов в этом году вряд ли стоит ждать. Баснословных сумм, уплаченных за игроков, мы с вами еще долго не увидим. Проблема на уровне глобальности — потеря множества клубов. Вся эта ситуация нанесет серьезный урон современному футболу.
— Под крылом вашего агентства более ста футболистов. У вас есть игроки и в РПЛ, и в ФНЛ, и в ПФЛ. Есть те, чьи клубы закрылись и не смогут доиграть чемпионат. Что будет с этими футболистами?
— Ну, не заканчивать же им карьеру по этой причине! (С улыбкой). Пока официально снялся только один клуб — «Армавир». Когда президент команды Валентин Климко объявил, что клуб закрывается, утром раздались сразу несколько звонков от игроков. Многие были в панике. Задавались вопросом, что им делать и как быть дальше? Пытаюсь успокаивать. А как ещё?! К сожалению, надо быть готовым к этому… Не первый клуб ведь у нас снимается, и далеко не вчера все это началось. Доля такая у футболистов. Сегодня ты в клубе, в зоне комфорта, завтра — все с точностью до наоборот. Есть предложения и варианты, по кому-то продолжаем работу. Сейчас вообще никто не знает, какая ситуация у команд будет в конечном итоге. Но ввиду того, что большинство клубов у нас бюджетные, основные проблемы надо ждать не сейчас, а в конце года, когда будут верстаться бюджеты на следующий год.
«Футболисту без агента никуда»
— Вы говорили, что за последние годы агентский рынок в России сильно расширился. В этом бизнесе больше случайных людей?
— Если раньше один пирог кусали несколько человек, которых можно было пересчитать по пальцам, то сейчас их уже очень много. Количество футболистов осталось прежним, а клубов еще меньше. Сколько клубов у нас закрылось за последние 10 лет? Не сосчитать. Отсюда и вскрывается непорядочность кого-то по отношению к кому-то. Надо понимать, что рынок у нас один, и у каждого так или иначе общение примерно то же самое, что и у тебя. И не надо верить в эти разговоры, что я сделаю тебе тот или иной вариант, а твой агент нет. Думаю, послекоронавирусный кризис расставит все на свои места.
— Не для кого не секрет, что в этом бизнесе немало криминала…
— Сейчас все стало куда цивилизованнее, чем было.
— Для большинства обывателей агент — это некий таинственный человек, который только и хочет нажиться на талантливом игроке. Откуда такой «портрет»?
— Это неправильный стереотип. Большинство считает, что агент это очень богатый человек, который думает, в первую очередь, о своей наживе. Почему так? Наверное, вы правы в то, что о нас мало информации. Сохраняется некая таинственность образа. Люди смотрят со стороны, осознают, что в футболе много денег, что футболисты очень много зарабатывают. Вот и к нам такое же отношение. Хотя никто не понимает, что футболисту без агента никуда. И работа агента очень неблагодарная, нестабильная, нервная. Проделывается огромный объём работы, который невозможно прощупать.
Родители – главные враги
— Со скольки лет вы обычно начинаете «вести игрока»? Наглеет ли молодежь в плане запросов и какую роль играют родители?
— Детей мы начинаем отслеживать с 13-ти лет. Где-то полтора года назад мы решили систематизировать ту информацию, которой располагаем. Ведем собственно базу детско-юношеского футбола, куда вносим всех интересных, на наш взгляд, игроков. Отслеживаем их, вносим мнения, постоянно добавляем актуальную информацию. Что касается родителей молодых игроков, то они часто представляют большую проблему для своих детей. Ввиду какой-то собственной нереализованности, личных амбиций. Некоторые считают, что разбираются в футболе лучше тренеров, руководителей академий, агентов, навязывают свое мнение, даже не представляя, что, таким образом, только создают лишние проблемы.
Некоторые дети сами нам говорят, что уже не могут слушать родителей, что они делают только хуже. В какой-то степени это как раз очередная попытка реализовать себя, при помощи своих детей. Кстати, в передовых в футбольном плане странах родителям вообще запрещено посещать тренировки и игры. Наверное, это все-таки более глубокая тема.
Однако главная проблема детско-юношеского футбола в России — это заточенность на результат. Тренеры не дают молодым пацанам свободу действий. Отсюда тоже много проблем. В чем-то тренеров можно понять. Ведь руководство тоже смотрит на все через призму результатов. Не на то, сколько у нас молодых выросло и пошло дальше, а на результаты. Отобрались ли они на тот или иной турнир, какое место заняли и так далее. Дайте свободу действий! И успех обязательно придет. Психологии здесь стоит уделять особое внимание.
— Я молодой отец. Сыну шесть лет, он занимается футболом. Играет очень прилично (видно уже сейчас). Как отличить порядочных агентов от проходимцев и мошенников?
— Об агенте стоит задумываться, когда ребенку будет уже 14-15 лет. Примерно только в этом возрасте. Соберите побольше информации об агенте, о компании, попробуйте поговорить с теми, чьи интересы он представляет. Понятно, что многие родители раньше даже и не представляли, кто такой агент и никогда не пересекались с ним. Но вы встретьтесь, пообщайтесь, задайте вопросы. Собственно, по общению все сразу станет понятно. Если сразу будут обещаны золотые горы, не верьте. Я, например, вообще не понимаю людей, которые дают подобные обещания. Если ты понимаешь, что не выполнишь, зачем что-то вообще обещать?
Но родителям хочу сказать следующее: большинство агентов — порядочные люди. Важно учитывать человеческие и деловые качества агента. По большому счету, в первоначальный момент ни о каких деньгах речи не идет. Можете начать сотрудничество и к моменту выпуска уже принять решение — по пути ли вам с этим человеком или нет. Нужно просто сделать выводы — насколько агент компетентен, насколько искренно он относится к вашему ребенку, насколько он сам лично за время вашего сотрудничества прогрессирует. Есть примеры, когда человек пытается «выезжать» на каких-то былых заслугах, за счет того, что осталось в прошлом. Таким отставшим от реальности и тенденций, я бы не доверял. На месте нельзя останавливаться, как и в жизни.
Семин, Черчесов, Соболев
— Несколько лет назад вы говорили о том, что делаете серьезную ставку на Тугарева, Жемалетдинова и Соболева. Кто из них реализовал свой потенциал наиболее сильно?
— Роман Тугарев и Тимур Жамалетдинов пока продолжают реализовывать свой потенциал. В целом, мы делаем ставку на всех своих футболистов. От каждого ждем, что он добьется больших успехов. Таких, как Рома, действительно мало в российском футболе. Обыгрывает один в один, все время лезет вперед, не тушуется. Главное для Тугарева — играть, постоянно иметь игровое время. Но, к сожалению, в «Локомотиве» сейчас ему такие возможности предоставляются редко. Есть предложения, но Семин его пока не отпускает.
По Тимуру можно сказать примерно то же самое. Нападающие — штучный товар. Забивал за основной состав ЦСКА. В Польше не совсем получилось — здесь не спорю. Летом будем искать варианты продолжения карьеры. Интересы Александра Соболева мы больше не представляем, и говорили об этом не раз. Отношусь к таким обстоятельствам философски, спокойно. Но знаете… Даже приятно, что сейчас он в «Спартаке», осенью вызвался Черчесовым в сборную. Хорошие ощущения. Ведь я его подписал в 2015 году, когда он был не нужен барнаульскому «Динамо» — весьма скромному клубу из второй лиги. Свою руку к его сегодняшним успехам мы, несомненно, приложили.
— В последнее время снова много разговоров о том, что российские игроки должны уезжать в Европу. На кого из наших футболистов есть реальный спрос и сколько они могут стоить?
— Думаю, весь этот кризис должен подтолкнуть игроков к отъезду в Европу. Спрос и предложения есть, поверьте.
— Какая репутация в этой связи у казанского «Рубина» среди агентов?
— Приятно иметь дело. Отвечу так.
— В нынешнем составе очень много молодых игроков. Кто может представлять интерес для богатых клубов?
— Менеджменту «Рубина» надо отдать должное. Собрали в состав немало молодых интересных футболистов сейчас. В условиях нового лимита 8+17 это очень здорово. Игнатьев, Бакаев, Макаров, Самошников, Коновалов. Плюс ко всему, у казанцев отменно функционирует собственная академия. Благодаря этому в команде хватает и своих перспективных воспитанников.
— А как вам новички «Рубина» — Игнатьев, Йевтич, Сантос, Тарасов?
— Какие-либо выводы делать еще рано. Сыграли только три тура. Футболисты не так давно перешли в стан «Рубина», пришел новый тренер, подписавший пятилетний контракт. Это говорит о том, что команда будет строиться постепенно.
— Какой российский клуб агенты любят больше всего, а с каким часто возникают проблемы?
— У каждого свои отношения с тем или иным клубом. Кому-то условно ближе один, другому — другой. Футбол — это бизнес личных отношений.
— Есть ли в российском футболе молодые звездочки, на которые нужно обратить внимание уже сейчас?
— Безусловно, есть. Но пока без фамилий. Дело в том, что у нас много интересных футболистов не проходит этап перехода из детско-юношеского футбола во взрослый. И это очень больная тема. Определенную надежду дает тот факт, что благодаря введению турнира U-17 видоизменилось и молодежное первенство. С нового сезона должны были быть еще поправки. Но как и что будет дальше, на данный момент сказать сложно. Не исключено, что в целях сохранения профессиональных клубов многое в структуре отечественного футбола придется переформатировать.
Comment section