Враг у ворот. Эти татарстанские спортсмены прошли войну

Никто не забыт
Никто не забыт, ничто не забыто.

В канун празднования 75-летия Великой Победы KazanFirst вспоминает знаковых татарстанских спортсменов, которые в те четыре тяжелых года бились не на спортивных площадках, а на полях войны. 

Рашид Нежметдинов (шахматы)

Человек тяжелейшей судьбы. Будущая звезда клетчатой доски родился в 1912-м в Актюбинске (Казахстан) и потерял родителей уже в пять лет. Попал в детдом, откуда его к себе в Казань забрал старший брат – знаменитый татарский писатель Кави Наджми. 

Враг у ворот. Эти татарстанские спортсмены прошли войну

В 16 лет Рашид открыл для себя шашки и шахматы и практически сразу стал добиваться потрясающих результатов. В 30-е он недолго жил в Одессе, где стал чемпионом города. Тот же результат повторил в Казани, а затем пять раз выиграл чемпионат страны! В 1941-м он отправился на фронт и прошел всю войну. В мае 1945-го Нежметдинов в рядах Красной Армии брал Берлин.  

Нежметдинова за шахматной доской отличало нестандартное мышление. Практически на каждом турнире он получал специальные призы «за красоту!». Будущий чемпион мира Владимир Таль, известный своей гениальной игрой и невообразимыми жертвами, вдохновлялся идеями Нежметдинова. В 1960 Рашид Гибятович был секундантом Таля на матче с Ботвинником за шахматную корону. Нежметдинов ушел из жизни в своем доме на улице Баумана в 1974-м. Школа шахмат в Казани носит его имя, а каждый год столица Татарстана принимает всероссийский мемориал Нежметдинова. 

Аркадий Воробьев (тяжелая атлетика) 

Будущая легенда мировой тяжелой атлетики родился в одном из самых живописных мест республики – Тетюшах. Здесь, на берегах Волги закалялся его железный характер. Отец и старшие браться Воробьева были известными кулачными бойцами, поэтому несгибаемый дух выработался в нем с самого детства. 

На фронт Воробьев попал в 1943-м, когда ему едва исполнилось 20 лет. Войну Аркадий Никитич прошел до самого конца, удостоившись множества боевых наград, включая медаль «За отвагу», орден «За заслуги перед Отечеством IV степени» и орден «Отечественной войны II степени».

Враг у ворот. Эти татарстанские спортсмены прошли войну

После войны Воробьев сосредоточился на спорте и стал одним из самых успешных тяжелоатлетов века! В его послужном списке четыре золота чемпионата континента (1953, 1954, 1955, 1958) и пять — чемпионата мира (1953, 1954, 1955, 1957, 1958). Кроме того, он становился двукратным олимпийским чемпионом (1956, 1960), а в 1995 году был введен в Зал славы Международной федерации тяжелой атлетики. 

Юрий Фролов (гимнастика) 

В 1940-м Юрию Николаевичу было 18 лет. Парень поехал в Челябинск учиться на летчика, но война быстро перевела учения в настоящий бой! Сначала его отправили на охрану Москвы, но затем он был перенаправлен в Архангельскую область. До самолетов, которыми он так грезил, Фролов добрался в 1943-м. Он совершил 62 боевых вылета над Смоленском. Тогда каждый прожитый день был сродни подвигу. – Зимой с 1943 на 1944 год мой самолет был сбит над территорией Украины на небольшой высоте, — вспоминал Фролов. — Казалось, нет никакой возможности остаться в живых. Но поскольку занимался акробатикой, быстро сумел сделать то, о чем не успела бы подумать моя голова – руками выбросил парашют из кабины, он меня вытащил, меня спасли партизаны, выходили, и я продолжил войну и закончил ее на Эльбе.

Враг у ворот. Эти татарстанские спортсмены прошли войну

Вернувшись с фронта Фролов окончив ленинградский военный институт физкультуры. Затем Юрий Николаевич вернулся в Казань, где преподавал гимнастику в Суворовском училище, затем — физкультуру в университете, а после — начальную военную подготовку в различных школах города. 

Григорий Нодельман (футбол) 

Большинству футбольных болельщиков этот пожилой гений известен как тренер, открывший Виктора Колотова – одного из лучших игроков в истории «Рубина», киевского «Динамо» сборной СССР. Однако, сама жизнь Григория Нодельмана тянет на многосерийный фильм с невероятными поворотами.

Враг у ворот. Эти татарстанские спортсмены прошли войну

В 1941-м ему было 12 лет, и война буквально за секунду оставила подростка без всего. Отца отправили на фронт, а он вместе с мамой и пятью братьями переезжал с места на место. В один из дней в Армавире Нодельман с семьей ждал очередной отправки в эвакуацию. За несколько минут до того, как поезд должен был тронуться, он отошел купить хлеба в дорогу, но в этот момент началась бомбежка! Поезд тронулся, никого не дожидаясь, и 12-летний оказался один в самом пекле боевых действий.

Дальше был детдом, где он побыл всего год. Затем обстоятельства вновь вынудили его выживать. Очередная угроза со стороны немцев — очередная эвакуация, которых с тех пор было еще три. За это время Григорий Нодельман побывал и в Калмыкии, и в Астрахани, пока в 1942 году не оказался в Зеленодольске. Здесь он пустил корни надолго.

С 1955 по 1962 год, Нодельман играл в футбол, выступая за зеленодольские «Искру», «Труд» и «Авангард». И именно спорт номер один помог Григорию Яковлевичу найти свою семью. В 1960 году он вместе с командой отправился на игру в Свердловск (ныне — Екатеринбург). К тому моменту ему удалось выяснить, что его родители и братья после войны обосновались в этом городе. Накануне матча Нодельман отпросился у тренера и отправился на поиски своих родных – примерный адрес был. Сначала он встретил женщину — это была мама его одноклассницы. Через нее ему удалось отыскать двоюродного брата, а затем и всю свою семью. С момента, когда 12-летний Гриша остался один на вокзале, прошло 19 лет.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *