Самоизоляция отдалила татарстанцев друг от друга

Чтобы разрешить кризисные отношения в семье
Чтобы разрешить кризисные отношения в семье, психологи советуют завести домашнее
животное, вести диалоги, даже если они неприятные, и оборудовать в квартире
отдельную зону для одиночества.

Агентство «ПромРейтинг» подготовило исследование, как жители Татарстана пережили двухмесячный период ограничений, или, другими словами, самоизоляции, которая потребовалась в связи с пандемией коронавируса. В соцопросе приняли участие около 1 600 человек. 

Оказалось, что за время пребывания в самоизоляции 42,2% респондентов разочаровались в удаленной работе или обучении. Позитивным такой опыт называют 24%. Отношение никак не изменилось у 28,8%.

Самоизоляция отдалила татарстанцев друг от друга

Исследователи поинтересовались у людей, в каком состоянии пребывало их жилище, пока они сидели на самоизоляции. 46,3% оценили ситуацию у себя дома как «порядок и чистота», 34,6% заявили, что жили в состоянии «борьбы порядка с беспорядком». И лишь 5,8% респондентов заявили, что у них дома «беспорядок и грязь». 

Интересовали исследователей различные проявления кризисов отношений между членами семьи. 17,5% отметили, что члены семьи сблизились друг с другом. 11,4% признались, что все только отдалились друг от друга. 60,8% не заметили никаких изменений. 

Самоизоляция отдалила татарстанцев друг от друга

Удалось сделать давно отложенные дела 38% опрошенным татарстанцам. А почти 45% — нет. Стать добровольцами для испытания вакцины от коронавируса согласны 18,3% опрошенных. А у 37,4% есть опасение, что из-за сидения дома они растолстели. 

Самоизоляция отдалила татарстанцев друг от друга
Самоизоляция отдалила татарстанцев друг от друга
Самоизоляция отдалила татарстанцев друг от друга

Казанский психолог Владимир Рубашный рассказывает, что во время режима самоизоляции ему довелось поработать на телефоне горячей линии по коронавирусу, организованной правозащитной организацией «Агора». 

— Мне поступило около 250 звонков. Эти звонки касаются вопросов психологии, напряженных внутрисемейных вопросов в период самоизоляции. Естественно, что вообще никто не был готов к этой ситуации, — рассуждает собеседник. 

По его словам, у людей есть ритуалы: проснуться, умыться, пойти на работу. Долгое время в течение дня супруги друг друга не видели, а потом возвращались домой, смотрели телевизор и ложились спать. Но режим самоизоляции эти ритуалы отменил. 

— Вынужденное совместное пребывание у людей стало постоянным. И уединиться невозможно. Тем более вы же понимаете, что у большинства людей не пентхаусы в 100 квадратных метров, а обычные квартиры в 50 «квадратов» и один туалет. Такого рода контакт приводит к напряженности. К тому же дети дома ещё, — продолжает Рубашный. 

Собеседник рассказывает, что режим самоизоляции в некотором смысле можно сравнить с заточением в тюрьме. Уже изучено, что человек в замкнутом состоянии пребывает в нескольких этапах, прежде чем дойти до критического состояния. 

Самоизоляция отдалила татарстанцев друг от друга

— Нас продержали в самоизоляции всего два месяца. До критических аспектов дело пока ещё не дошло. Очевидно, что в тех семьях, где уже были в зачатке какие-то кризисные проявления, в период самоизоляции они только обострились. Ко мне обращаются люди с вопросами, как поправить отношения после карантина. У них, конечно, дело до развода ещё не дошло, но супруги уже смогли друг друга открыть по-новому для себя, — добавляет психолог. 

Рубашный рассуждает, какие, на его взгляд, практики смогли облегчить ситуацию внутри семьи, нивелировать кризис в отношениях. 

— Если у человека есть какое-то хобби, которое не требует выхода из дома, то это очень помогает, минимизирует напряженность. Когда мне звонили люди со своими проблемами, я всегда у них интересовался, есть ли у них домашние животные. Как правило, те семьи, где возникали кризисные ситуации, домашних животных не имели. То есть у людей в таких семьях не было возможности переключить внимание, — говорит специалист. 

Врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук и гендиректор клиники «Инсайт» Ренат Миназов рассуждает, для людей какого типа режим удаленки может быть более предпочтительным. Очевидно, что на такой режим работы в основном жалуются те, кто обременен семейными хлопотами и обязательствами.  

— Удаленка интересует тех, кто имеет определенные личностные особенности. Например, это могут быть шизоидные пациенты, которые не любят эмоциональные контакты, не любят взаимодействия с другими людьми в живом формате. Люди, которые переживают частые страхи во взаимоотношениях либо страх оценки, отвержения, конфликта, — перечисляет Миназов. 

Самоизоляция отдалила татарстанцев друг от друга

По его словам, удаленка может удовлетворить тех людей, кто любит сам распоряжаться своим временем, у которых были сложные отношения с «жестко контролирующими родителями».

Ренат Миназов, так же, как и Рубашный, считает, что история с коронавирусом и сопутствующим пандемии режимом самоизоляции на самом деле усугубила уже существовавшие в семье проблемы. 

— Коронавирус не внедрил новых проблем. Он увеличил трещину, если она уже была в отношениях. У кого-то трещина превратилась в пропасть. Кто-то быстрее столкнулся и перешел в фазу открытого конфликта. То есть коронавирус был неким таким пинком, то есть триггером, — замечает специалист. 

По его словам, благодаря случившимся обострениям одни семьи перешли от пассивного состояния кризиса к активному и в последующем — к обсуждению проблемы и, возможно, ее разрешению. Вполне вероятно, что другие люди ушли в ещё большую изоляцию, замкнутость и отчужденность, а значит, к разрыву отношений. 

— Я не видел, чтобы за время ограничительных мер был какой-то рост обращений к психотерапевтам, каких-то больших проблем. У наших пациентов, которые страдают какой-то ипохондрической симптоматикой, навязчивостью, состояние обострилось, — рассказывает психотерапевт. 

В качестве рекомендации по разрешению семейных конфликтов собеседник советует практику разговора. Диалог между двумя людьми может быть неприятным, сложным, но он важен с точки зрения выстраивания новых отношений.  

— Домашние животные и дети не решают проблем в семье. С появлением детей происходит проверка на прочность отношений у супругов. Они помогают отвлечься, но не решают проблемы, — уверен Миназов.

Самоизоляция отдалила татарстанцев друг от друга

Доцент Института психологии и образования КФУ кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин рассказывает, через какие этапы проходил человек в режиме самоизоляции. 

— Сначала идет этап освоения новых условий, адаптация, потом возникает этап деградации в отношениях. В этом смысле у некоторых людей всё замечательно — люди адаптировались и живут. Например, когда моя супруга вернулась на работу, у меня упало настроение. А я на дистанционке остался — работаю в университете. А где-то эта ситуация только усугубила психологические деструктивные отношения, — говорит собеседник. 

По словам психолога, обострение также возникло в тех семьях, где, как правило, мужья пьянствовали. В итоге это вылилось в агрессию и насилие в семьях. 

— Те, кто пил до коронавируса, стали пить ещё сильнее. Ограничительные меры вызвали воздержание, а это, в свою очередь, — агрессию, как итог — усугубление отношений, — рассказывает психолог. 

При пребывании людей в замкнутом пространстве есть техника, которая должна сгладить сложности, предсказуемо случающиеся у супругов в таких условиях. — В замкнутом пространстве надо выделить то место, в которое нельзя проникать другому человеку. У каждого человека, даже если у него однокомнатная квартира, должна быть зона, где он может побыть один, наедине со своими мыслями. Если этого нет, то через некоторое время у человека становится тревожным, агрессивным. Например, если у ребенка нет такой зоны, то он может страдать неврозами. Поэтому так важно, чтобы у всех были свои маленькие домики, — заключил Гарифуллин.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *