Datsun отправлен в отставку: почему легендарный бренд провалился в России

Татарстан оказался в пятерке регионов с крупнейшим автопарком бюджетного бренда.
Татарстан оказался в пятерке регионов с крупнейшим автопарком бюджетного бренда.

Компания Nissan объявила о планах прекратить продажи автомобилей Datsun в России, хотя они еще почти год будут доступны у дилеров. Как говорят эксперты, проблем с обслуживанием этих машин в дальнейшем опасаться не стоит, ведь «Датсуны» практически ничем не отличаются от моделей Lada Granta. 

В переводе на японский

Легендарная марка Datsun, возрожденная автоконцерном Nissan в 2012 году для ряда развивающихся рынков, похоже, вновь уходит в небытие. Вслед за Индонезией бюджетный бренд покинет и нашу страну, о чем недавно было официально объявлено. Таким образом, Datsun останется только на рынке Индии, однако надолго ли — вопрос.

Напомним, для каждого рынка присутствия Datsun были разработаны модели, ориентированные именно на предпочтения местных потребителей и, как правило, на базе уже существующих автомобилей. Так, в России бренд Datsun появился в сентябре 2014 года с седаном on-DO и хэтчбеком mi-DO, которые стали слегка перелицованными и модернизированными версиями Lada Granta и Kalina. В частности, в отличие от «доноров» автомобили Datsun получили не только вазовский 1,6-литровый двигатель мощностью 87 л.с., но и его более мощный 106-сильный вариант. А помимо механической коробки передач в пару к ним также предложили хоть и старенький, но неубиваемый «автомат» от японской фирмы Jatco.

Datsun отправлен в отставку: почему легендарный бренд провалился в России

— Дела у компании Nissan и так в последнее время не очень и страдает весь альянс. А Datsun уже не тот, и нет подобных легенд, как та же Fairlady. В нашей же стране «японец» был представлен лишь двумя моделями перелицованных «Лад», и только чуть более мощные моторы и немного другой дизайн выделяли их от отечественных машин. Больше ничего особенного в них и не было, зато цена существенно выше. Из-за необоснованно высокой стоимости многие предпочитали «Датсунам», пусть и в кредит, базовые Hyundai Solaris или Volkswagen Polo седан, где люди понимали за что отдают свои деньги, — рассказывает директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко.

Переплата за бренд

Действительно, в своем позиционировании на рынке Datsun сделал ставку на силу японского бренда, однако в бюджетном сегменте покупатели переплачивать за это не готовы. Напомним, седан Datsun on-DO предлагается сегодня по цене от 516 тысяч рублей, хэтчбек mi-DO — от 539 тысяч. Для сравнения, седан Lada Granta стоит от 465,9 тысяч рублей, а хэтчбек можно купить от 482,9 тысяч рублей. 

При этом в отличие от донорского семейства Lada Granta, которое в 2018 году прошло глубокий рестайлинг, модели Datsun все эти годы выпускались без изменений. Стоит ли удивляться, что «Гранты» продаются куда лучше, чем их японские «собратья». Только в прошлом году вазовские бюджетники приобрели 135,8 тыс. россиян — это даже чуть больше, чем было продано «Датуснов» за всё время с момента выхода марки на российский рынок.

Кстати, в планах Datsun было представить у нас бюджетный кроссовер, который разрабатывался в том числе и для индийского рынка. Но модель так и не дошла до конвейера, хотя, очевидно, могла бы стать бестселлером марки в нашей стране.

Datsun отправлен в отставку: почему легендарный бренд провалился в России

По мнению управляющего «Объединенной Автомобильной Корпорации — РРТ» Сергея Новосельского, ценовая политика Datsun, основанная на «японском происхождении», не выдерживала никакой критики, а отсутствие обновлений на фоне обновления Lada Granta «добила» Datsun.

— Что касается возможного вывода кроссовера Datsun, сложно говорить о том, чего нет. Сам по себе вывод кроссовера ничего бы не решил. Невозможно строить бренд на основе одной — двух моделей, это обречено на провал. Поэтому без внятной концепции расширения и обновления модельного ряда исправить ситуацию с Datsun было невозможно, — рассуждает Сергей Новосельский. 

Распродажи не будет?

Между тем, несмотря на официальное заявление об уходе марки Datsun с российского рынка, эти автомобили исчезнут из продажи не сразу. Седан Datsun on-DO и хэтчбек mi-DO будут выпускаться в нашей стране до конца года, и покинут конвейер «АвтоВАЗа» лишь в декабре. Поставки дилерам продолжатся и вовсе до марта 2021 года, так что к этому времени дилеры смогут оптимизировать свои складские запасы. А значит, больших скидок в рамках распродаж ждать не приходится, к тому же низкая доходность бренда к этому и не располагает.

— Понятно, что дилеры не станут закупать автомобили массово и формировать склад. Время есть, так что плавно, до конца финансового года (а он по японскому календарю заканчивается 31 марта) будут распроданы складские остатки, и дилерам останется полноценно работать с владельцами купленных автомобилей, — говорит директор автосалона Авторитет-М (ГК «Автодель») Олег Кивико.

Datsun отправлен в отставку: почему легендарный бренд провалился в России

В свою очередь, Денис Еременко отмечает, что уход бренда Datsun будет не особо заметен, как того же «Форда», ведь игрок был откровенно слабый. Но при этом у энтузиастов, которые всё же покупали модели on-DO или mi-DO, отзывы преимущественно положительные. Поэтому остатки новых автомобилей Datsun можно покупать и дальше, если хочется чуть лучше, чем «Гранта», но дешевле той же «Весты» или Renault Logan. Благо проблем с обслуживанием не будет, ведь машины болт в болт сделаны из нашей «Лады». А в целом, к сожалению, наш рынок становится всё скуднее и скуднее. 

«АвтоВАЗ» — в выигрыше

Что касается дальнейшего послепродажного обслуживания и продаж запчастей для автомобилей Datsun, то ими будут заниматься авторизованные дилерские центры Nissan. Согласно данным агентства «Автостат», по состоянию на 1 января 2020 года в нашей стране насчитывалось 125 тыс. машин японской марки, и около 55% из этого количества еще имеют гарантийный срок. 

Кстати, львиную долю — 82% — в российском автопарке Datsun занимает седан on-DO (103 тыс. шт.), оставшиеся же 18% приходятся на хэтчбек mi-DO (22 тыс. шт.). Стоит также отметить, что Татарстан входит в пятерку регионов с наибольшим количеством автомобилей Datsun — по дорогам республики колесит 6,1 тыс. таких машин. Больше машин этой марки числится только в Башкирии, Самарской области и Краснодарском крае.

Как считает Сергей Новосельский, в результате ухода Datsun с российского рынка выиграет, в первую очередь Lada, в меньшей степени — «китайцы». Однако надо понимать, что доля Datsun, которая не превышала 1,3-1,5%, расстановку сил на рынке особо не изменит. 

Datsun отправлен в отставку: почему легендарный бренд провалился в России

— Что же касается влияния на дилеров, то оно будет минимальным, так как все шоу-румы построены с минимальными требованиями, как правило, на основе марки Nissan. Выбор стратегии переориентации по реализуемому новому бренду, конечно, будет за собственником, а выбор на сегодня есть, как с минимальными инвестициями, например, по китайским брендам, так и дороже, — резюмирует руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Захаров.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *