«Мусорные регоператоры построили свой бизнес на тарифе»

В «Гринте» заявили о «негативной тенденции» по собираемости платежей в период пандемии
В «Гринте» заявили о «негативной тенденции» по собираемости платежей в период
пандемии, а челнинцы по-прежнему не понимают, за что платят по драконовским
расценкам.

Не так давно Набережные Челны с рабочим совещанием посетили представители двух комитетов Госсовета республики: комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию, а также комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике. Они побывали на предприятиях по сортировке и переработке отходов. Одно из них — «Мехуборка» — отходы просто сортирует и продает вторсырье, а вот второе предприятие — «Проминдустрия» — не только сортирует, но и производит из вторсырья товары. Это совещание и выступления в ходе него экспертов дают обширную пищу для размышлений по поводу всей отрасли и того, к чему она пришла сейчас, — почему этой сферой недовольны как жители, так и бизнес. Проблема здесь, оказывается, глубже — на уровне региональных операторов, которые теоретически и должны были выстроить устойчивую систему обращения с отходами. Однако по каким-то причинам этого пока не произошло. Попробуем разобраться в этой проблеме.

«Мусорные регоператоры построили свой бизнес на тарифе»

С 1 января 2019 года в Татарстане стартовала реформа в сфере обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными. Республику поделили на две зоны. За обслуживание Западной взялась УК «ПЖКХ». Аналогичные задачи в Восточной зоне, в которую вошли и Набережные Челны, ставились перед компанией «Гринта». Миссия организации заключается, как говорится на ее сайте, в «предотвращении вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду», а также в предоставлении услуг «наивысшего качества <…>, улучшающих жизнь сегодняшнего и будущих поколений людей».

Однако первое, с чем столкнулись жители автограда с приходом регоператора, — выросшие тарифы. По словам депутата Госсовета РТ Николая Атласова, за год работы «Гринте» не удалось подступиться и к другим заявленным целям реформы. Вместо технологической цепочки движения отходов от места их образования до сортировки с последующим захоронением и переработкой действует старая схема: «мусорный контейнер — полигон». Другими словами, в системе вывоза ТКО ничего не изменилось, да и услуги, по большей части, оказывают все те же компании, только теперь на субподряде. На создание новых мусоросортировочных комплексов нет и намека, а тарифы и нормативы для юридических лиц продолжают увеличиваться.

«Мусорные регоператоры построили свой бизнес на тарифе»

— Да, частично обновлены контейнеры, но это обычные контейнеры, не предназначенные для раздельного сбора. Причём такая ситуация характерна для всей России, потому что региональные операторы построили свой бизнес на тарифе. Тариф поступает автоматически, а раздельный сбор требует вложений для развития. Им проще вообще ничего не делать, а лишь обеспечивать транспортировку мусора на полигоны, — рассуждает Атласов.

Постановлением Госкомитета по тарифам РТ на услуги «Гринты» сейчас установлен единый «ценник». Это 439,03 рубля за 1 куб. метр для жителей, 365,86 рубля за «куб» для «иных потребителей». С 1 июля 2020 года ожидается повышение до 456,62 и 380,52 рубля соответственно, а к той же дате 2022 года стоимость вывоза ТКО достигнет 471,91 и 393,26 рубля за 1 куб. метр. Если судить по экспертному заключению, компания рассчитывала на большее: по проекту тарифа уже в 2020 году челнинцы должны были платить за кубический метр по 578,51 рубля, а к 2022-му — по 890,82.

В этом же документе отмечается, что в 2020 году «Гринта» планировала осуществлять транспортирование ТКО собственной техникой с учетом приобретения 39 машин. Заявленные расходы на сбор и транспортирование составили бы в таком случае 145,9 млн рублей. Основная доля — почти 55,5 млн рублей — записана в графу «заработная плата цехового персонала». Трудоустроить под эти цели предполагалось 69 человек со среднемесячной оплатой труда 37 тысяч рублей. На программное обеспечение организация планировала потратить 20 млн рублей, на обслуживание ПО — еще 2 млн рублей.

Еще 101,7 млн рублей указано в таблице «административные расходы». Тут, к примеру, административно-управленческий персонал в количестве 52 человек со средней зарплатой 67,2 тысячи рублей. Интересно, что прогноз Госкомитета сбил планку на 77 млн рублей — до 24,7 млн рублей.

«Мусорные регоператоры построили свой бизнес на тарифе»

При этом, по данным СБИС, в самой организации числится лишь 18 человек со средней зарплатой 22 тысячи рублей. Сама же Ярлыченко в одном из интервью рассказывала, что только в казанском, центральном офисе трудятся 36 человек, а еще более 200 обеспечивают работу представительств.

Заложенные в тариф зарплаты, расходы на налоги (хотя от налогообложения НДС услуги по обращению с ТКО при соблюдении ряда условий освобождены, да и ряд других поблажек для упрощенной системы налогообложения, которой пользуется «Гринта», предусмотрен), страховые и иные выплаты еще можно понять. Но прочие затраты на условное развитие могут вызывать недоумение. К примеру, сложно представить, чтобы владелец ресторана на 20-30% поднял цены на бургеры, заявив клиентам, что через несколько лет начнет кормить вкуснее. Покупатели вмиг бы разбежались, да вот только в ситуации с регоператором подобной возможности нет.

Бизнес при этом уже нашел рабочее решение мусорной проблемы. В тех же Челнах с 2015 года работает компания «Проминдустрия». Организация за свой счет установила контейнеры для раздельного сбора мусора, совершенно бесплатно вывозила и перерабатывала отходы. Да еще и умудрялась выходить хоть в небольшую, но прибыль, чтобы инвестировать в дальнейшее развитие. Но сейчас для подобной деятельности нет законодательных условий.

— Даже если региональный оператор не заинтересован в развитии раздельного сбора отходов, этим могли бы заниматься сами перерабатывающие компании. Но проблема в том, что действующее законодательство не позволяет им заниматься раздельным сбором. Контейнеры для раздельного сбора могут устанавливаться только на контейнерных площадках, а они находятся под контролем региональных операторов. В некоторых городах местные власти помогают решить данный вопрос, но подобные решения не имеют под собой твёрдой законодательной основы. В любой момент они могут быть отменены. Поэтому полноценно развивать раздельный сбор отходов как бизнес, то есть с инвестициями, не получится, — сетует Атласов.

«Мусорные регоператоры построили свой бизнес на тарифе»

В условиях кризиса подобная возможность была бы подспорьем для представителей малого и среднего бизнеса. В отличие от действий регоператоров, которые лишь заявили о «негативной тенденции» по сбору платежей и отсутствии «особого порядка по уплате за услуги по обращению с отходами в период самоизоляции».

Как считают эксперты отрасли, при отсутствии каких-либо изменений тарифы и нормативы накопления ТКО для юридических лиц продолжат увеличиваться. Более того, региональные операторы игнорируют ситуацию с коронавирусом, когда многие предприятия вынуждены прекратить работу, продолжая им выставлять счета за вывоз ТКО, которого по факту нет. При этом все чаще можно услышать недовольство бизнеса тем, что у него нет возможности получить обещанную властями поддержку, в то время как региональным операторам по обращению с ТКО правительство России еще в первой половине апреля согласовало меры поддержки на миллиарды рублей. 

Одновременно гендиректор «Гринты» Светлана Ярлыченко смогла вызвать массовое недовольство татарстанцев в социальных сетях своим предложением властям, озвученным на днях. 

«Мусорные регоператоры построили свой бизнес на тарифе»

Она выступила с инициативой устанавливать плату за вывоз мусора в зависимости от площади жилья. Так, говорят в организации, она сможет избежать убытков. Сейчас плата за вывоз отходов начисляется исходя из количества проживающих. Но Ярлыченко считает, что управляющие компании часто указывают ошибочное количество проживающих, поэтому региональный оператор якобы теряет до 53 миллионов рублей в год. Однако в республиканском Госсовете не поддержали это предложение. Ополчились против него и в соцсетях простые жители — они уже сейчас считают неоправданно завышенными тарифы на вывоз мусора. Особенно остро на предложение компании отреагировали в условиях сокращения доходов населения в период пандемии.

Примечательно и отношение «Гринты» к непосредственным исполнителям работы. В марте 2020 года компания опубликовала тендер на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в Челнах с максимальной ценой контракта 81,3 млн рублей. Срок действия контракта, согласно проекту договора, заканчивается 31 декабря 2021 года. Подрядчик обязуется оказывать услуги по транспортированию ТКО, а также крупногабаритных отходов в целях «обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения». Что в нынешних условиях предполагает банальную доставку до полигона. Вот только в обосновании максимальной цены указываются совсем не «тарифные» 439,03 рубля, а 260 рублей за 1 куб. метр. Разница между стоимостью 1 куб. метра ТКО по тарифу и средним ценником непосредственных поставщиков услуги на собственно его вывоз — 27,5% (меньше для «иных потребителей»).

Возможно, и такая цена казалась бы разумной, если бы «конечный пользователь» (то есть жители города и предприниматели) почувствовал кардинальные изменения в качестве оказания услуг. Но мусоровозы все так же подъезжают к подъездам, по-прежнему забирают мусор и увозят на полигоны. Как в те времена, когда это обходилось гораздо дешевле.

«Мусорные регоператоры построили свой бизнес на тарифе»

Решением может стать принятие на республиканском уровне закона о развитии раздельного сбора мусора, обязывающего «Гринту» развивать это направление и запрещающего смешивание рассортированных, высококондиционных отходов с другими ТКО. Что, естественно, повлечет необходимость внести изменения в логистическую схему и внедрения отдельных транспортных емкостей. По мнению авторов инициативы, это наконец-то позволит сдвинуть реализацию реформы в сфере обращения с отходами в сторону обеспечения заявленных целей — снижения нагрузки на полигоны и увеличения переработки отходов в целях их вторичного использования.

Пойдет ли на это регоператор в условиях сформировавшегося «тарифного бизнеса» — вопрос. Альтернативным вариантом может стать законодательная инициатива, дополняющая ФЗ «Об отходах производства и потребления». Поправка позволит компаниям, имеющим лицензию на переработку отходов, развивать раздельный сбор путем установления соответствующих контейнеров на контейнерных площадках без согласования с региональными операторами.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *