«Не надо превращать в театр абсурда обсуждение серьезного документа»

Деревья на больших парковках и вертикальное озеленение центра: главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина представила модель улучшения облика столицы. Больше всего нареканий документ получил со стороны коммунистов
Деревья на больших парковках и вертикальное озеленение центра: главный
архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина представила модель улучшения облика
столицы. Больше всего нареканий документ получил со стороны коммунистов, которых
за излишний популизм и показуху отчитал мэр Ильсур Метшин.

Условия пандемии коронавируса диктуют свои правила проведения официальных мероприятий. Вот и очередная сессия Казгордумы прошла в онлайн-формате с соблюдением мер безопасности среди депутатов: маски, перчатки, социальная дистанция. Из 50 народных избранников на сессию пришли 35. Где еще 15 прогульщиков, входящих в состав Думы, предположить трудно. Скорее всего для некоторых из них это была одна из последних встреч именно с этим составом депутатов. Ведь в сентябре этого года срок полномочий депутатов действующего созыва истекает. Впрочем, как отметил мэр Казани Ильсур Метшин, присутствующих достаточно, чтобы принять «ряд неотложных решений».   

Одним из самых обсуждаемых выступлений оказался доклад главного архитектора столицы Татарстана Ильсияр Тухватуллиной. Она представила депутатам проект-решение о внесении изменений в местные нормативы градостроительного проектирования городского округа Казани (далее — МНГП). Этот документ был принят Думой в недалеком 2016 году с целью совершенствования правового регулирования в сфере градостроительства, а также для создания благоприятных условий жизнедеятельности. 

С тех пор МНГП прошли апробацию на практике, был утвержден генплан Казани, случились изменения в федеральных нормативах. Все это привело к необходимости принятия изменений и в местные нормативы градостроительного проектирования, о которых и рассказала Тухватуллина.    

«Не надо превращать в театр абсурда обсуждение серьезного документа»

По ее словам, в последний раз коррективы в документ вносились в конце 2018 года. 

— Те изменения, которые предлагаются сегодня, связаны не только с генпланом и изменением в законодательстве, но и со стремлением улучшить качество городской среды, учитывая многочисленные рекомендации жителей города, — объясняет Тухватуллина. 

Документ уже прошел все необходимые процедуры для его утверждения. Кроме того, он много раз обсуждался проектировщиками, экологами, специалистами по благоустройству городских пространств, специалистами в области транспортной инфраструктуры и даже экспертами из других регионов. Изменений действительно много — 31 раздел. Тухватуллина в своем выступлении рассказала о наиболее важных из них.

На больших парковках высадят деревья 

Ряд изменений касается требований по озеленению. Во-первых, теперь при проектировании отдельных объектов предлагается учитывать общественные пространства. 

— Это приведет к стимулированию застройщиков создавать полноценные рекреационные ядра как территорию общего пользования, а не растаскивать отдельные фрагменты озеленения по участкам, — уверена главный архитектор.

Во-вторых, предлагаются льготные расчеты при посадке крупномерных деревьев по сравнению с кустарником и газонами. В перспективе это приведет к увеличению количества деревьев во дворах, которые более эффективны в процессе фотосинтеза.

— Это воздух, которым мы дышим, а значит, наш комфорт, — заключила Тухватуллина. 

«Не надо превращать в театр абсурда обсуждение серьезного документа»

Кроме того, в новой редакции документа есть требование по наличию деревьев на открытых парковках вместимостью более 100 машиномест на промышленных территориях и при строительстве отдельно стоящих паркингов. Это, по словам главного архитектора, повысит комфортность пребывания в среде. 

В центре должно быть больше зелени

В документ были приняты и предложения, выдвинутые рабочей группой, трудящейся над концепцией устойчивого развития исторического поселения Казани. Соответственно, они касаются исторической территории города. 

— Предлагается ряд норм, направленных на увеличение активности в центре города и привлечение сюда инвестиций при обязательном сохранении исторического облика города, — отмечает чиновница.

Для регенерации исторической среды города, сложившейся до 1959 года, предстоящая работа будет связана с озеленением, парковками, с общественными пространствами, парками, садами и скверами, а также едиными оздоровительными комплексами.

— Кроме того, учитывая стесненные условия в центре города, мы предлагаем использовать любые формы озеленения. При этом мировой архитектурный опыт доказывает, что такое правило может создать качественную, комфортную среду и органично вписаться в исторический образ, — считает спикер. 

«Не надо превращать в театр абсурда обсуждение серьезного документа»

Следующий ряд предлагаемых изменений направлен на более организованное пространственное регулирование, которое обеспечит сокращение общих сроков оформления разрешительной документации для строительства. 

Архитекторы предлагают застройщикам разрабатывать более наполненные и продуманные проекты-планировки территорий, включая в их состав варианты не только планировочных, но и объемно-пространственных решений застройки, — эскиз и 3D-моделирование застройки. Ведь, как отмечает сама Тухватуллина, за этим будущее.  

В пристройках жилых домов разрешат открывать библиотеки и подростковые клубы

Тухватуллина озвучила идею убрать запрет на размещение социальных объектов во встроенных, пристроенных помещениях жилых домов. Согласно действующим нормативам, они могут быть только отдельно стоящими. 

— Потребность небольших по площади социальных объектов на сегодня стоит очень остро. Поэтому мы предлагаем разрешить во встроенных и пристроенных помещениях проектирование детских дошкольных учреждений, библиотек, подростковых клубов, объектов обеспечения внутреннего правопорядка, поликлиник, при условии расположения их в помещениях муниципальной или государственной собственности, — пояснила спикер.

Кроме того, Тухватуллина озвучила предложение дополнить местные нормативы требованием запрета размещения автозаправочных станций на отдельных земельных участках, расположенных на пересечении улиц общегородского и районного значения.

Часть предложений традиционно касается жилой застройки. Так, для повышения комфортности среды в норматив добавили запрет на размещение внутриквартальной жилой застройки, не выходящей фасадами на территорию общего пользования, отдельно стоящих объектов нежилого значения, за исключением объектов спорта, паркинга, социальных, инженерных объектов и объектов шаговой доступности. Также исключен запрет на размещение отдельно стоящих паркингов в границах участка многоквартирной жилой застройки. 

«Не надо превращать в театр абсурда обсуждение серьезного документа»

— Мы считаем, что строительство паркинга (как имущество общего пользования собственников квартир) в большей степени свяжет такую парковку с домом, — отметила главный архитектор.  

Кроме того, вводится требование о необходимости предусматривать велосипедные парковки, то есть велобоксы, максимально близко к входным группам. 

Все проголосовали за, кроме коммунистов 

Не успела Тухватуллина выдохнуть, как член партии КПРФ Алексей Серов задал первый вопрос, точнее, высказал свои замечания. 

— Мне, конечно, очень понравилась ваша презентация. В ней так много всего нарисовано, но тот документ, который предоставлен депутатам, в корне противоречит вашим картинкам и вашему выступлению. Такое ощущение, как будто вы вдохновлялись Оруэллом (автор романа-антиутопии 1984. — Ред.), — начал он.

По его словам, в документации по всем позициям — и по озеленению, и по парковочным пространствам, и по другим — идет сокращение площади, в ряде случаев до 60%. Кроме того, предусмотрен отказ от парковок рядом с медицинскими учреждениями. Люди-инвалиды, дети должны будут ходить на 500-800 метров.

— Как это будет сделано? Совсем непонятно, — выразил он свое недоумение, но не остановился на этом. 

Серов продолжил открыто высмеивать предложения главного архитектора. 

— Такое ощущение, что новые местные нормативы писались под диктовку каких-то людей, которые хотят ухудшить жизнь горожан. Мы как депутаты не должны принимать сторону оптимизаторов строительного комплекса. Вы пытаетесь тут нам сказать, что вертикальное озеленение сможет заменить общественные пространства, а там, где дома рядом с парками, озеленение вообще не нужно. Я считаю, что это ярко вредоносный документ, — заключил Серов.  

Тухватуллина ответила, что все переживания депутата совершенно излишни. Нужно всего лишь внимательнее изучить документ и приходить на его обсуждения, тогда никаких вопросов не осталось бы. 

— Вертикально озеленение мы предлагаем в исторической части, где ничего другого разместить невозможно. Более того, есть участки стопроцентной застройки. В этом случае мы предлагаем озеленить хотя бы фасад. Есть территории, прилегающие к большим паркам. Только в этом случае мы предлагаем сокращать озеленение. Так мы стимулируем застройщиков создавать новые полноценные пространства. Если вы наблюдаете сегодняшнюю ситуацию во дворах, то там озеленены лишь небольшие участки земли, они не полноценные, — объяснила она.  

«Не надо превращать в театр абсурда обсуждение серьезного документа»

Возмущения Серова поддержал его однопартиец Мансур Самигуллин. Ему не понравилось предложение о создании парковок на территории жилых домов.

— У домов 13, 15 на улице Шамиля Усманова предусмотрены парковки у детских площадок. Это вообще недопустимо. В советское время никакой парковки во дворах не было. Зачем это делается? — спросил он.

На что Тухватуллина объяснила, что по современным нормам жилые дома должны быть обеспечены парковками.

— Каким образом застройщик их реализует — это уже второй вопрос. Подземные либо надземные, закрытые либо полуподземные — это зависит от конкретного проекта, — ответила она.

Не сказать, что это было неожиданно, но следующей решила высказаться коммунистка Динара Халимдарова. Девушка заявила, что в выступлении архитектора происходит подмена понятий. Ее не устроила идея размещения социальных объектов и детских площадок на крышах жилых помещений. Тухватуллина пояснила, что под словом крыша имеется в виду стелобат и добавила, что таких проектов в Казани уже много и люди даже не знают того, что находятся на крыше.

— Одно дело, когда ребенок бегает во дворе и занимается там же спортом, другое дело, когда он на ограниченной территории, где-то на крыше, — говорила она, как вдруг ее прервал Метшин.

— Задайте свой вопрос. Понятно, выборы близко, но вы всю жизнь депутатом от коммунистов не будете, за ваши высказывания как минимум неудобно будет. Не превращайте в балаган сессию городской Думы. Если возникло желание выступить, надо было прийти на комиссию, а не здесь красоваться, — отчитал градоначальник Халимдарову. 

Метшин объяснил коммунистке, что ее неоправданная критика подвергает незаслуженному неуважению авторитетное архитектурное сообщество.   

— Не надо из себя тут… Делать вид, будто только вы радеете за архитектурный облик Казани. Не надо переворачивать с ног на голову. Не надо превращать в театр абсурда серьезное обсуждение документа, — заключил мэр.  

«Не надо превращать в театр абсурда обсуждение серьезного документа»

Несмотря на бурную реакцию коммунистов, проект-решение был принят депутатами большинством голосов.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *