«Теперь я знаю, где и как в июле 41-го погиб мой дед»

В Набережные Челны вернулся отряд автопробега Победы.
В Набережные Челны вернулся отряд автопробега Победы.

Автопробег Победы, стартовавший в Набережных Челнах от памятника «Родина-мать» в 4 часа утра 4 июля, финишировал там же в 20:00 12 июля. Отряд, побывавший в Санкт-Петербурге (Пискаревское кладбище, «Невский пятачок») и Москве (Поклонная гора, музеи), вернулся без потерь с богатыми трофеями. То есть с материалами для военно-патриотического воспитания. Автопробег был очень непрост. По дорогам экипажи на четырех легковых автомобилях и в одном микроавтобусе шли со скоростью 100-120 километров в час, спать несколько дней подряд приходилось по 5 часов в сутки — все это при напряженном графике встреч и событий. 

— Как командир автопробега я приношу свои извинения за то, что временами был слишком жестким, а может быть, даже грубым, — извинился в своей финишной речи полковник в отставке Анатолий Лапуть

«Теперь я знаю, где и как в июле 41-го погиб мой дед»

В строю стояли двое мальчишек, — внуки подполковника Николая Новикова, полноправные участники автопробега. Они приняли сказанное на свой счет и покачали головой, давая понять командиру, что никаких грубостей с его стороны они не заметили.

— В Санкт-Петербурге руководство Пискаревского кладбища – директор, заместитель, экускурсовод – на ступеньках нас встретили и со ступенек проводили. Надавали кучу подарков – специальной литературы, которую мы и по сей день изучаем, — рассказал Лапуть. 

С таким же вниманием челнинский отряд встречали и в Москве. Подарками – книгами, материалами, экспонатами для музеев – забит вес салон микроавтобуса. Есть там и уникальные, очень ценные вещи.  

— На «Невском пятачке» поразило то, что земля – песчаный грунт, я специально часть его с собой привез — просто усеяна осколками. Там и мелкие сантиметровые осколки, и куски по 10-12 сантиметров. Осколки артиллерийских, минометных снарядов. Выжить невозможно было, — делится незабываемыми впечатлениями специалист по военно-патриотическому воспитанию автошколы ДОСААФ и учитель ОБЖ средней школы №60 Евгений Михайлов

Там на «Невском пятачке» в песке вперемешку с осколками Евгений нашел обрывок пулеметной ленты от пулемета «Максим», обрывки и подошвы солдатских сапог и чьи-то останки. Кости. Кости Михайлов тоже привез собой в Челны на экспертизу. Как ни жутко это звучит, но придется упомянуть, что узнал Евгений об этих останках у питерских специалистов:

— Сказали, что это могут быть оторванные взрывом части тел. 

«Теперь я знаю, где и как в июле 41-го погиб мой дед»

С помощью экспертизы можно будет получить хоть какую-то информацию об останках. То есть это кости одного человека или двух, каков был возраст солдат и т. д.

— Потом мы вместе с другими нашими бойцами поисковых отрядов подумаем о судьбе этих останков, — делится планами Евгений. А экспонаты – обрывки сапог, подошвы, землю с «Невского пятачка» он отдаст в музеи. В частности, в музей школы №60.

— А я в Москве в музее на одном из сайтов нашла информацию про своего деда. Его звали Иванов Ефим Максимович, он красноармеец, погиб в июле 1941 года. У нас в семье об этом была только похоронка (она не сохранилась), в ней было сказано: пропал без вести. В Москве я нашла его имя, «повесила» там его фотографию, — рассказала Светлана Савина

Собеседница уточнила, что какой-то конкретной информации о судьбе именно ее деда она не увидела, зато внимательно прочитала написанные карандашом от руки доклады командиров рот той части, где воевал дед. Доклады командиры (в основном лейтенанты) писали ежедневно и сообщали о боевых действиях, о потерях, о ситуации. Светлана выяснила, что в июле 41-го дед воевал в районе Демянска (это на границе Тверской и Новгородской области) в местах, где леса и Валдайские болота. 

— Там есть доклад, в котором говорится, что часть роты осталась на территории, захваченной фашистами. Им на выручку был послан отряд, но и из этого отряда вернулась лишь часть людей, — рассказывает Светлана. 

«Теперь я знаю, где и как в июле 41-го погиб мой дед»

Она допускает, что дед был либо среди тех, кто оказался в тылу у немцев, либо среди тех, кто был послан на выручку и не вернулся. Может, остался погибшим в лесу, а может, и утонул в болоте. Так же, как и Светлана, еще несколько участников автопробега  получили какие-то дополнительные сведения о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне. Заодно ощутили дыхание войны, смогли представить хотя бы отдаленно, каково было их родственникам там, на войне.

— Вот отсюда, где сейчас вечный огонь и пост №1, уходили на фронт челнинцы. Из 14 тысяч ушедших не вернулись 6 тысяч, — сухой статистикой напомнил о цене Победы генеральный директор Торгово-промышленной палаты (здесь базируются организаторы автопробега) Фарид Башаров.

— Нас мало, к сожалению, — подчеркнул президент ТПП Юрий Петрушин, глядя на немногочисленный отряд автопробега. И пожелал, чтобы все участники автопробега пошли по школам, чтобы рассказать об увиденном, услышанном, добытом. Рассказать есть о чем.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *