Челнинцы недовольны ситуацией с общественным транспортом и готовят «революцию»

Жителям автограда вместо больших автобусов
Жителям автограда вместо больших автобусов, которые власти потеряли из-за
конфликта с заводом КАМАЗ, предложили прокачанные «газельки».

Проблема общественного транспорта Челнов, достигшая критической точки в момент банкротства МУП «Электротранспорт» из-за долгов в сотни миллионов, отошла на второй план с началом пандемии коронавируса. Но самоизоляция прошла, жизнь потихоньку возвращается в привычное русло. И бытовые проблемы города вновь заметны. Тут и стало понятно, что ситуация в целом не изменилась, а обещанных «больших автобусов» ждать на улицах города и вовсе не стоит — как минимум до «прояснения экономической ситуации», о чем прямо заявил мэр автограда Наиль Магдеев.

— По сравнению с докоронавирусным периодом спрос на трамвайные перевозки упал на 50%, автобусные — на 70%. Поэтому сегодня мы рассматриваем другую финансовую модель с тем, чтобы наши частные перевозчики смогли бы приобрести автобусы средней и большой вместимости. У руководства города этот вопрос с повестки дня не снят. Мы его поставили на паузу. В III-IV квартале, когда ситуация (в том числе экономическая) прояснится, мы вернемся к данному вопросу, — заявлял градоначальник в июне.

Челнинцы недовольны ситуацией с общественным транспортом и готовят «революцию»

Спустя месяц горожанам представили «Газель City» — новинку Горьковского автомобильного завода. От уже вышедших на городские маршруты «Газелей Next» машину внешне отличает наличие двухстворчатой двери. А также низкопольная накопительная площадка с возможностью размещать детские и инвалидные коляски и раскладной пандус. В общем, все атрибуты, необходимые для участия в программе «Доступная среда».

— Обеспечение удобства для маломобильных групп населения — все более часто встречающееся требование не только в крупных мегаполисах, но и в небольших городах. Это очень позитивная тенденция, которая отражает гуманизацию общественных отношений и рост внимания к менее социально-защищенным жителям нашей страны. Несмотря на то, что низкопольные автобусы более сложны в изготовлении, «ГАЗ» считает своей обязанностью обеспечить соответствие нашей продукции требованиям программы «Доступная среда» во всех сегментах пассажирских перевозок, — замечал на презентации модели в ходе выставки Comtrans-2019 президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин.

О намерении приобрести 10-15 подобных автомашин в середине июля заявил гендиректор компании «Пассажирские перевозки» (фактически монополист на рынке автобусного общественного транспорта города) Николай Тятюшкин. Хотя в ряде городских СМИ новинку расхваливали в крайне «объективных» статьях с пометкой «на правах рекламы», как модель покажет себя на практике — станет понятно со временем. Но даже беглый взгляд на характеристики и интерьер «Газели City» вызывает сомнения в возможности подобного автомобиля решить вопрос с транспортом в Челнах.

Челнинцы недовольны ситуацией с общественным транспортом и готовят «революцию»

Пандус для малоподвижных групп населения и правда есть. Но — раскладной. Чтобы им воспользоваться, необходимо освободить место на выходе, подождать, пока со своего места вылезет водитель (отдельной двери для него нет), специальным ключиком отопрет и разложит площадку. Только потом условная «мамочка» с ребенком сможет заехать в салон. Да, предусмотрено место для тех же колясок (вообще-то даже специальное багажное отделение есть). Но небольшая зона для маломобильных групп должна быть свободна от других пассажиров, чтобы ею могли воспользоваться, дополнительного места нет, а использовать багажник вечно спешащие «газелисты» вряд ли будут.

Другими словами, в «пассажирском вакууме» и на презентациях новая «Газель» выглядит перспективно. Но стоит представить маршрутку в «боевых условиях», когда в салоне на 22 места набивается под 40-50 человек и места нет не только для коляски, а даже для небольшой сумки, как карета превращается в тыкву. И это — без упоминания технических нюансов: невысокий клиренс, механическая коробка передач, даже отсутствие кондиционера в салоне. Стоит ли в таких условиях говорить о том, что приобретение закрывает потребности маломобильных групп горожан?

Тем временем напряжение вокруг «автобусного вопроса» растет. Триггером стало крупное дорожно-транспортное происшествие с участием маршрутки. Хотя аварии, особенно с участием «газелек», не редкость, но здесь произошел совсем уж пугающий случай. На перекрестке проспектов Автозаводский и Сююмбике столкнулся автобус «Газель Next» и Honda Civiс. Маршрутка перевернулась и завалилась на левый бок. Судя по опубликованному в соцсетях видео с места ДТП, в том направлении, в котором двигалась «Газель», в момент столкновения уже несколько секунд горел красный свет. Пострадали две пассажирки, водитель иномарки угодил в нейрохирургию.

Челнинцы написали петицию с просьбой вернуть большие автобусы на улицы города, набрали несколько сотен голосов. В документе прямо говорится, что власти не могут обеспечить Челны достойным транспортом. И если сравнивать с другими городами с населением в районе 500 тысяч жителей, челнинцы оказываются правы. Взять Киров, Ижевск или Иркутск — в каждом есть или большие автобусы, или троллейбусы, развита трамвайная сеть. В Челнах — только маршрутки и трамваи. При этом трамвайная сеть не растет вслед за городом, хотя разговоры о строительстве и разработке проектов ходят давно.

Есть ли в сложившейся ситуации вина «Пассажирских перевозок»? Как заявлял и сам Магдеев, и другие представители администрации, большие автобусы — затея убыточная. Настолько, что даже история муниципального перевозчика, в развитие которого вбухали, по некоторым оценкам, в районе 1 млрд рублей, закончилась банкротством и огромными долгами. Вряд ли глава хоть одной коммерческой компании в мире (а Тятюшкин — гендиректор именно такого предприятия), рассмотрев подобный «бизнес-план», решит, что оно того стоит. Решения горожане, бесспорно, ждут от властей, но в администрации предпочитают отвечать отписками.

На днях жители микрорайона Замелекесье устроили собрание на остановке, чтобы обратиться к властям и потребовать вернуть автобусы большой вместимости. В этой части города много молодых семей с детьми. До ближайшей поликлиники нужно добираться с пересадками, что крайне неудобно. Одна из организаторов встречи — многодетная мама Гульназ Хасанова — призвала горожан «совершить небольшой переворот, революцию, так сказать» и записать обращение к президенту Татарстана Рустаму Минниханову.

Челнинцы недовольны ситуацией с общественным транспортом и готовят «революцию»

В исполкоме узнали о готовящемся «бунте» и дали четкий ответ: с транспортной доступностью у вас все нормально. Из ответа начальника отдела транспорта и связи горисполкома Максима Парамонова следует, что маршрутки в Замелекесье ходят, а одна пересадка — это в общем-то нормально и в рамках законодательства. Да и интервалы небольшие — от 8 до 40 минут. Жители микрорайона, которым попытались объяснить, что все у них в порядке с транспортом, доводы чиновника восприняли в штыки. И предложили в комментариях ему и еще кому-нибудь из руководства города в час пик попробовать с коляской (или в коляске) добраться до нужной поликлиники, желательно — в проливной дождь. Возможно, представители мэрии и решатся на такой эксперимент — в конце концов, не зря же в отчетах все так хорошо с «транспортной доступностью» и «доступной средой».

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *