Заброшенные земли дачников лежат мертвым грузом

Садоводам приходится платить завышенные взносы в казну общества
Садоводам приходится платить завышенные взносы в казну общества, пока власти
думают, что делать с бесхозными участками.

Председатель Общественного совета садоводов партии «Единая Россия» в Татарстане Дмитрий Воробьев обозначил такую гигантскую проблему, которую даже федеральные власти не знают, как решить.

— Существует много таких СНТ, где до 30 процентов всех земельных участков являются бесхозными, заброшенными. В Татарстане обществ с заброшенными землями особенно много на востоке республики, в Чистопольском, Тукаевском районах. А по России таких участков насчитывается несколько миллионов, — говорит Воробьев. 

Массивы запущенных земель очень сильно сдерживает развитие садоводства. Ведь в обществе, где, скажем, 1000 садоводов, вся инфраструктура — дороги, водопроводы, электролинии и прочее — создана и должна оплачиваться именно таким количеством членов общества. А их по факту не 1000, а 700. И все расходы ложатся на 700 человек.

— Как возникли ничейные участки, знают многие, — отмечает глава Общественного совета. 

Заброшенные земли дачников лежат мертвым грузом

В безумные 90-е годы во многих садоводческих обществах творился кавардак. До сих пор есть СНТ, где не могут найти первичные списки садоводов, то есть людей, кому земля изначально выделялась. Многие садоводы состарились, умерли, уехали, забросили свои участки и забыли о них. «Торговали» участками и в 90-е, и в «нулевые» кто угодно и как угодно. Доходит до смешного, говорит Воробьев. Есть СНТ, где едва ли не половина членов общества по закону не являются владельцами участков! У них нет правоустанавливающих документов на землю, есть какие-то расписки-бумажки, согласно которым они когда-то кому-то заплатили за участок. 

— И никто не знает, как эффективно передать брошенные земли нормальным владельцам, — продолжает лидер движения садоводов-«единороссов». 

Предусмотренная законом процедура передачи, конечно, существует. Нужно установить и найти владельцев земли. Затем с их согласия или через суд признать участок ничейным. В этом случае участок автоматически станет муниципальным, а муниципалитет должен будет продать его через аукцион. Так и делается. Но, во-первых, есть немало случаев, когда чиновники отказываются следовать этой процедуре и по договоренности с председателями обществ находят упрощенные способы оформления земель новым хозяевам. Во-вторых, садоводы крайне недовольны, когда к ним приходят победители муниципальных аукционов и требуют принять их в члены общества. Ведь получается так, что человек, купивший у государства участок, получает доступ и к инфраструктуре (вода, электроэнергия), в которую он не вложил ни копейки, все создавалось на членские взносы садоводов задолго до его появления. А принимать в общество такого гражданина нужно, потому что он собственник земли. Кстати, председатель Союза садоводов Татарстана Владимир Дейнекин выступал в KazanFirst с идеей передать самим СНТ право распределять ничейные участки внутри общества.

Заброшенные земли дачников лежат мертвым грузом

— Да, Дейнекин предлагает не изымать бесхозные участки в муниципальную собственность, и это правильно. Но нужен четкий, хорошо продуманный и официально узаконенный механизм передачи земель самими садоводами. Иначе возникнет коррупция, но уже внутри общества. Когда мне садоводы говорят, что они в этом случае все будут делать как надо, я им не верю, — откровенно говорит Воробьев. 

Он говорит резонно. Земля — это слишком ценный и весьма ходовой товар, такой товар всегда порождает много соблазнов.

— Но вот механизм выработать и внедрить не удается. Мы обращаемся в Госдуму, в правительство, нам там говорят: дайте предложения. Формулируем предложения, подаем их. В правовом управлении Госдумы или в таком же управлении правительства говорят: нет, не пойдет. Противоречит Гражданскому кодексу, Земельному кодексу, нарушает права и так далее, — рассказывает собеседник. 

Заброшенные земли дачников лежат мертвым грузом

Он обращает внимание еще и на то, что проблемы ничейных участков нет ни в Подмосковье, ни в Ленинградской области, это проблема регионов. Поэтому столицы бездействуют, а регионам решить проблему никак не удается.

— Москву надо толкать, — убежден Воробьев.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *