Теплоэнергетика Челнов попала в финансовый капкан

Журналист KazanFirst Сергей Исичко в авторской колонке рассуждает о том
Журналист KazanFirst Сергей Исичко в авторской колонке рассуждает о том, почему
АО «Татэнерго» не ищет другие источники развития, кроме тарифов.

Ситуация, сложившаяся вокруг ТЭЦ в Набережных Челнах, — это та довольно серьезная причина, из-за которой всем челнинцам надо платить квартплату ежемесячно и сполна, как бы ни было тяжело. Нельзя откладывать, нельзя недоплачивать, ничего нельзя. Иначе мы окажемся среди тех, кто станет виновником вполне возможной энергетической катастрофы в автограде. Это странно звучит, но это так.

ТЭЦ была построена в начале 70-х годов прошлого столетия как единственный (современный, высокотехнологичный и прочее) в Новом городе (район Набережных Челнов) источник тепла и горячей воды. Естественно, в те годы ТЭЦ была частью советской плановой экономики, то есть она была рассчитана под нужды КАМАЗа, города, местных предприятий, ей было гарантировано, что только она и будет поставщиком для всех перечисленных потребителей в рассчитанном по их нуждам объеме. 

Теплоэнергетика Челнов попала в финансовый капкан

В 90-е жизнь изменилась. Советский Союз распался, экономика стала рыночной. КАМАЗ стал акционерным обществом и снизил производство большегрузов в три раза — до 40 тысяч автомобилей в год. Жилыми домами стали управлять частные управляющие компании, и каждая УК в своем жилом фонде заменила проржавевшие металлические трубы на современные полипропиленовые тепловоды. Собственники квартир (в Челнах квартиры приватизированы фактически на 100 процентов) у себя сделали то же самое. Сбыт горячей воды с ТЭЦ (на отопление, промышленные и бытовые нужды) упал фактически в три раза. И возникла парадоксальная ситуация.

— Зачем мы счетчики воды ставим, если после этого тарифы повышаются?! И чем больше экономишь, тем выше тариф! — недоумевали горожане, когда началась массовая установка приборов учета в домах и квартирах. 

Но это чистая арифметика: чем меньше сбыт, тем выше должен быть тариф, иначе ТЭЦ не сможет работать. Это в Челнах. В других городах и поселках были свои причины безудержного роста тарифов на ресурсы. И федеральное правительство взяло рост тарифов под жесткий контроль. Так, установлен процент, выше которого ежегодно повышать тарифы нельзя. Но действует инфляция, должна расти зарплата сотрудников той же ТЭЦ, возникают другие нужды. К ТЭЦ присоединены более 600 километров теплосетей. Их непременно нужно вовремя ремонтировать и обновлять, иначе все эти 600 километров превратятся в решето, сквозь которое горячей водой будут утекать деньги потребителей и возможности развития для ТЭЦ.

На сегодня износ сетей составляет 54%. Тревожит, однако, не эта цифра. Тревожит тот факт, что коллективу ТЭЦ уже много лет никак не удается увеличить нагрузку на мощности станции, а у НЧТС проваливаются старательно просчитанные планы обновления теплосетей. 

Теплоэнергетика Челнов попала в финансовый капкан

Была программа, по которой к 2025 году износ теплосетей в автограде должен был быть снижен до нормативного. Это когда трубы заменяются раньше, чем истекает срок их эксплуатации. Программа сорвалась. В прошлом году компания «Татэнерго» «с боем» продвинула в жизнь инвестиционную программу, по которой тарифы в Челнах должны ежегодно и на протяжении нескольких лет повышаться на 4%. Вырученные за счет этого средства в первую очередь должны идти на обновление теплосетей. 

Но из-за теплой зимы начисления населению в апреле-мае 2020 года были на 100 миллионов рублей ниже по сравнению с теми же месяцами в прошлом 2019 году. В итоге недобрали необходимые средства, поэтому программу ремонта теплосетей придется корректировать. 

Сбыт продукции ТЭЦ не удается увеличивать потому, что то и дело появляются факторы, которые этот сбыт сдерживают. Например, меняется, становится все более теплым климат. Появляются предприятия, которые переходят или уже создаются с собственными источниками тепла и горячей воды. Поскольку ни у государства, ни у «Татэнерго» денег на инженерные сети к новым районам не хватает, в Челнах уже не отдельные дома, а жилой массив в Орловке строится с двухконтурными газовыми котлами в квартирах. Собственники квартир в «старых» домах покупают и монтируют электрические водяные котлы, чтобы обеспечить себя автономной дешевой водой. Надежность, эффективность, долговечность всех этих котлов вызывают вопросы, но тех, кто их покупает, волнует прежде всего кажущаяся экономия на оплате ГВС. И это еще не все факторы, которые отрицательно давят на сбыт с ТЭЦ. И если государственный контроль за ростом тарифов сжимает экономику тепло- и водоснабжения в пружину «сверху», то все перечисленные факторы давят на эту пружину «снизу», провоцируя ее разжаться. Пружине и надо бы разжаться, но… Опять возникает «но». 

Теплоэнергетика Челнов попала в финансовый капкан

Челнинцы сегодня платят за отопление и ГВС едва ли не по самым дешевым тарифам в России, а совокупный долг населения по квартплате подкатил к 1 миллиарду рублей. Люди то ли не могут, то ли не хотят платить «за квартиру» и при самых дешевых тарифах. А что будет, если их поднять процентов на 10-20? Вопрос риторический. Это, с одной стороны. С другой, едва ли сейчас в стране такая социальная и политическая ситуация, чтобы государство согласилось отменить контроль за ростом тарифов.  

Если рассчитывать исключительно на поступления за счет тарифов, то у нас однажды трубы катастрофически полопаются! Почему «Татэнерго» не создает для себя дополнительные источники доходов? Вот «Челныводоканал», например, освоил производство смазочно-охлаждающих жидкостей для заводов КАМАЗа, в России появились управляющие компании, которые преобразуются в УК-маркеты. Они берут обычные дома «эконом-класса», оказывают в них различные дополнительные услуги состоятельным жильцам, а на вырученные деньги доводят комфорт в доме и вокруг него до бизнес-класса. А где рыночная стратегия «Татэнерго»? 

Одно из объяснений заключается в том, что и «Челныводоканал», и его хозяин КАМАЗ, и все эти «УК-маркеты» — коммерческие предприятия, у них есть возможности заниматься бизнесом. А «Татэнерго» хоть и акционерное общество, но, по сути, компания эта целиком государственная и находится под контролем правительства Татарстана. И вкладывать деньги в какие-то бизнес-проекты у компании нет возможности — существуют законодательные ограничения. Получается, что челнинская ТЭЦ как была, так и осталась островком советской плановой экономики, окруженным рыночными отношениями и интересами. 

Ну тогда государство и должно помогать! Вкладывать деньги из бюджета в модернизацию теплосетей. Но для этого должны быть соответствующие федеральные программы. Таких программ, к сожалению, нет. 

Теплоэнергетика Челнов попала в финансовый капкан

Получается, что АО «Татэнерго» пассивно (лишь принимая меры к сокращению внутренних издержек) выжидает, когда власти России преодолеют глобальные проблемы страны. Тогда либо у населения вырастет зарплата и можно будет взвинтить тарифы, либо в федеральном бюджете появится столько денег, что можно будет сверстать, принять и запустить программы обновления теплосетей в регионах. То есть и в Татарстане, и в Набережных Челнах. Вот отсюда и вытекает тот вывод, что всем нам, кто «сидит на трубе ТЭЦ», нужно непременно ежемесячно и сполна оплачивать счета за отопление и горячую воду. Ежемесячно и сполна. У них же нет других источников, они на них не имеют права. Нам ничего не остается, кроме как дать возможность энергетикам и правительству «вырулить» из ситуации. Иначе катастрофа.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *