Стать иномаркой: как российский автопром покоряет заграницу

Разбираемся
Разбираемся, в чем выгода внешней сборки для отечественных автозаводов.

Несмотря на низкую загрузку собственных мощностей, российские автопроизводители запускают сборку своих машин за границей. Правда, речь идет в основном о ближнем зарубежье и странах третьего мира, где «Жигули», «ГАЗели» и «КАМАЗы» известны еще с советских времен.

Обходными путями

В Украине недавно начались производство и продажи «ГАЗелей» под брендом HDC, созданным специально для местного рынка партнером Горьковского автозавода в этой стране. Дело в том, что с 1 января 2020 года украинские власти ввели запрет на импорт автомобилей российского производства и организация сборки «ГАЗелей» под собственной маркой стала для дистрибьютора ГАЗа возможностью его обойти. Показательно, что в рекламных материалах эти автомобили называются аналогами «ГАЗелей», а машины украинского производства отличаются от российских только шильдиком на радиаторной решетке и названиями самих моделей. Как отмечают в компании «Мотор Девелопмент Груп», локализация обеспечила низкую цену грузовичкам HDC, которые являются самыми дешевыми коммерческими автомобилями грузоподъемностью до 1,5 тонны на украинском рынке. 

Стать иномаркой: как российский автопром покоряет заграницу

Кстати, «Группа ГАЗ», которая в 2013 году наладила сборку грузовиков «Урал» в Казахстане, в 2017 году локализовала в этой республике всю линейку своей коммерческой техники, включая «ГАЗели» и автобусы. А в 2014 году компания открыла производство «ГАЗелей Next» в Турции, откуда машины поставляются в страны Балканского полуострова.

Что касается АвтоВАЗа, который до «крымских событий» был бессменным лидером продаж в Украине, то его продукция также оказалась под запретом в этой стране. Между тем Запорожский автозавод сегодня ведет переговоры с Группой Renault о возможности производства автомобилей Lada. На предприятии уже налажена тестовая сборка, причем «проверку» проходят практически все модели АвтоВАЗа — Lada Vesta, XRay, Granta и Largus. Впрочем, какие из них получат украинскую прописку, еще не решено, равно как остается под вопросом производство автомобилей «Лада» на ЗАЗе в принципе. 

Как считает директор информационно-аналитической группы Auto-Consulting Олег Омельницкий, этот проект имеет довольно туманные перспективы, поскольку за последние годы украинские потребители сильно изменили свое отношение к бренду Lada и рассчитывать на большие объемы сбыта не приходится.  

А вот в Казахстане АвтоВАЗ наладил сборку всех своих моделей для местного рынка после того, как в 2016 году там был введен утилизационный и регистрационный сборы, которые на сборочные комплекты не распространяются. В результате АвтоВАЗ отказался от импорта готовых автомобилей в эту республику и полностью перешел на местное производство, что позволило ему сохранить безусловное лидерство на своем крупнейшем экспортном рынке.

Стать иномаркой: как российский автопром покоряет заграницу

Кроме того, в конце прошлого года сборка автомобилей Lada Granta была налажена в Египте. Местным партнером АвтоВАЗа стала компания Al Amal, которая начала сотрудничество с российским автогигантом более 20 лет назад с производства и продаж ВАЗовских «семерок». С выходом новой Granta в компании рассчитывают укрепить позиции Lada на рынке Египта. 

Ульяновский автозавод в 2018 году наладил выпуск в Казахстане внедорожников «Патриот» и «Хантер», а также классических коммерческих автомобилей. Согласно требованиям государства по локализации, машины УАЗа казахстанского производства отличаются только наличием «местных» комплектующих, например, стекол, резины и т. д. Как отмечают на УАЗе, организация внешней сборки позволяет адаптировать продажи под условия конкретной страны с учетом снижения накладных, сертификационных и таможенных расходов.

«КАМАЗ» с правым рулем

КАМАЗ имеет сборочные предприятия в Казахстане, Литве, Азербайджане, Узбекистане и Индии, куда челнинский автогигант поставляет свои сборочные комплекты. При этом в Казахстане реализуются программы локализации производства деталей и узлов из состава сборочных машинокомплектов. Кроме того, на КАМАЗе прорабатывается проект по возобновлению выпуска российских грузовиков во Вьетнаме. 

По словам аналитика ГК «Финам» Алексея Калачева, Вьетнам вводил более высокие пошлины на ввоз комплектующих и было выгоднее ввозить готовые машины. А, например, планы по обновлению автопарка государственных структур Вьетнама за счет госзакупок автомобилей только местной сборки делают выгодным возобновить сборку «КАМАЗов» в этой стране.

— Конечно, пандемия помешала многим планам. Объемы продаж новых автомобилей на период введения санитарных ограничений повсеместно снижались. Если спрос не восстановится и не продолжит рост, планы по выходу на другие рынки могут быть пересмотрены. Выход на рентабельность производства возможен только с определенного объема продаж, ниже которого оно теряет экономический смысл, — рассуждает эксперт.

Стать иномаркой: как российский автопром покоряет заграницу

Как правило, внешняя сборка становится экономически целесообразной в тех странах, где таможенные ставки на ввоз сборочных комплектов гораздо ниже, чем на импорт готовых машин. Кроме того, организация производства на месте позволяет автоконцернам экономить на рабочей силе и закупке комплектующих от местных поставщиков, а также сократить логистические затраты с учетом того, что сборочные комплекты компактнее размещаются в контейнерах. Что более важно — локальное производство дает возможность участвовать в тендерах на госзакупки и программах стимулирования спроса, а также открывает доступ на близлежащие рынки. При этом, помимо экономической выгоды, немаловажную роль в подобных проектах нередко играет политическая составляющая и договоренности об организации внешней сборки могут приниматься на самом высоком уровне.

— Промышленное производство в принципе выгоднее располагать либо ближе к ресурсам (например, к дешевой рабочей силе), либо, что в наше время встречается чаще, ближе к потребителям и целевым рынкам сбыта. Организация внешней сборки в целевом регионе открывает лучший доступ к нему и к соседним с ним странам. К тому же, как правило, это позволяет обойти ограничения, которые налагаются на импорт автомобилей в той или иной стране, будь то пошлины или прямые запреты. А также получить определенные преференции, предоставляемые государствами, поскольку даже отверточная сборка из поставляемых машинокомплектов уже считается местным автомобильным производством, а не импортом, — рассказывает Алексей Калачев.

По мнению руководителя отдела продаж «Авилон. Volkswagen» Максима Васильева, к наиболее перспективным странам для организации внешней сборки российских автомобилей можно отнести все государства СНГ, а также, к примеру, Пакистан, где нет крупных конкурентов, представлены бюджетные и малоизвестные марки автомобилей.

Lada в стиле BMW

Как видно, география внешней сборки российских автомобилей на сегодняшний день охватывает в том числе и дальнее зарубежье, однако, как правило, это страны третьего мира, где «Жигули», «ГАЗели» и «КАМАЗы» хорошо известны потребителям еще с советских времен. Кстати, с тех самых пор принято считать, что автомобили, предназначенные для экспорта, отличаются от тех, что поставляются на внутренний рынок. По словам участников отрасли, это вовсе не миф — автомобили для зарубежья действительно лучше. Впрочем, в большинстве случаев автомобили для экспорта выпускаются в общем конвейерном потоке и могут подвергаться дополнительному контролю лишь на выходе. 

Стать иномаркой: как российский автопром покоряет заграницу

— Представление о том, что сборка на экспорт качественнее, чем для внутреннего рынка, постепенно уходит в прошлое. Раньше массовое производство с гонкой за выполнением и перевыполнением плана приводило к потере качества, тем более что автомобили были в дефиците и конкуренции между производителями не было. В то время как перед поставкой за рубеж качество и надежность более ответственно контролировались, чтобы не дискредитировать марку на внешнем рынке. Сейчас все заинтересованы в продажах, причем в условиях конкурентного рынка что в собственной стране, что за рубежом. Поэтому качество машин и надежность марки выходят на первый план, — говорит Алексей Калачев.

Стоит отметить, что при организации внешней сборки автопроизводители учитывают технические и климатические особенности местного рынка, в результате машины локального производства зачастую получают специфические изменения. К примеру, в Египте автомобили Lada в обязательном порядке имеют кондиционер и окрашиваются только в светлые цвета, преимущественно белый. Учитывая вкусы египетских потребителей, местный партнер АвтоВАЗа в свое время даже устанавливал на седаны Lada 110 видоизмененную радиаторную решетку в стиле BMW. КАМАЗу же и вовсе пришлось модернизировать свой грузовик для рынка Индии, где местные грузоперевозчики имеют привычку перегружать технику на 70-80%. Кроме того, все «КАМАЗы» индийской сборки имеют правостороннее расположение руля.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *