выпускников, их трудоустройстве и национальном образовании.
В новом полилингвальном комплексе «Адымнар», который создали в Елабуге, подвели итоги учебного года. Основной темой стало развитие национального образования, а также необходимость работы с выпускниками, повышение их конкурентоспособности, причем речь идет не только о тех, кто получает диплом в вузе, но и колледже. Еще одна задача, которую предстоит решать республиканскому Минобрнауки вместе с Минтрудсоцзащиты, — помощь в поиске работы, чтобы лучшие кадры не уезжали из Татарстана.
— Отрасль образования одна из первых столкнулась со сложностями, возникшими из-за эпидемии коронавируса. Переход в онлайн-формат на всех уровнях обучения, дистанционная сдача экзаменов, усиленные меры санитарной безопасности при сдаче ЕГЭ, с одной стороны, показали нашу готовность работать в новых условиях. С другой — потребовали принятия оперативных решений и выработки конкретных мер. Наши педагоги достойно справились с этой ситуацией и уверенно приняли вызов времени, — считает президент Татарстана Рустам Минниханов.

Лидер республики отметил, что новый учебный год начнется 1 сентября и пройдет в очном формате, правда с соблюдением всех санитарных требований. Впрочем, это не повод расслабляться. Минниханов призвал быть готовыми к любому развитию событий.
Отдельно президент остановился на месте проведения традиционного августовского совещания — школе «Адымнар-Алабуга», построенной с применением лучших практик и зарубежного опыта. С его слов, она войдет в состав сети аналогичных учреждений, которые не только повысят конкурентоспособность выпускников за счет обучения на трех языках, но и станут своеобразными тестовыми полигонами для применения прогрессивных методов по совершенствованию образовательной системы республики. Для них уже готовят полилингвальных педагогов на базе КФУ.
Школьники Татарстана сильны в академических знаниях, но не приспособлены к жизни
Вместе с глобальными задачами, которые поставил президент Татарстана, министерство образования и науки заявило о необходимости решать новые вопросы, которые появились из-за перехода на дистанционное обучение. Среди них — снижение среднего балла по предметам естественно-математического цикла: математика, химия, биология и информатика. И это при том, что эти направления являются самыми популярными среди татарстанских выпускников. Для повышения качества образования и, как следствие, среднего балла Минобрнауки совместно с Минцифрой была начата работа по диджитализации и развитию локальной системы «Электронное образование».
— Ключевой задачей, поставленной президентом России Владимиром Путиным в национальных проектах развития Российской Федерации, является достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, — заявил руководитель министерства образования и науки Татарстана Рафис Бурганов.

Республиканскому ведомству предстоит повысить квалификацию педагогов, модернизировать систему управления и усовершенствовать модель обучения.
— Татарстанские школьники сильны в области предметных знаний, но у них не сформированы навыки их использования для решения широкого диапазона жизненных задач. Это означает, что они не обладают достаточной функциональной грамотностью, — акцентирует внимание Бурганов.
Развивать же среднее профессиональное образование будут, в том числе, за счет создания специальных центров на базе существующих колледжей, часть из которых уже укомплектована оборудованием — наследием чемпионата мира по рабочим профессиям. Актуальность этой работы подтверждается и тем, что более половины выпускников (54%) после 9-го класса идут в училище.
— Проблемы, которые еще предстоит решать системе образования Татарстана, будут обсуждаться в эти дни и в ходе секционных совещаний республиканского педагогического совета. Главная задача на предстоящий учебный год — повышение качества и доступности образования для всех жителей республики, — подчеркнул министр.
Важно не просто изучать родной язык, но и культуру родного народа
— В Татарстане, где бок о бок живут представители 173 национальностей, крайне важно сохранять и развивать межнациональное и межкультурное согласие, воспитать молодое поколение воспринимающим разнообразие языков и культур, готовым дорожить своим историческим наследием, — считает Госсоветник Татарстана Минтимер Шаймиев.
Этому должно способствовать закрепление в главном законе России — Конституции положения о гарантии всем народам страны на создание условий для сохранения и изучения родного языка.

— Только через осознание величия родного языка — языка матери, собственной культуры человечество способно воспринимать величие культуры другого народа, что, в свою очередь, дает возможность воспитать уважительное отношение и понимание культурного и языкового разнообразия, — уверен он.
Для этого в республике и реализуется проект по строительству полилингвального комплекса «Адымнар». Еще одной эффективной мерой по усилению позиций национального образования, считает Шаймиев, станет преподавание в школах «Истории и культуры Татарстана».
— Только упорный труд, постоянное саморазвитие, неустанный поиск станут основой успеха в XXI веке. Сама тема сегодняшнего августовского педсовета: «Образование ХХI века: настоящее для будущего» определяет нам — все, что мы с вами делаем сегодня, станет залогом успешного будущего наших детей, — сказал Минтимер Шаймиев.
Для трудоустройства выпускников все средства хороши
— Главное для нас было и остается — обеспечение качественного образования, его доступность. Обеспечить конкурентоспособность выпускников наших школ и вузов, их способность соответствовать вызовам сегодняшнего дня, — поставил задачу Минниханов.
Из плюсов президент отметил сохранившийся высокий средний балл по ЕГЭ в сравнении с другими субъектами страны. Но обеспокоен президент снижением знаний учеников по техническим предметам (математика, химия, биология, информатика, английский).
— К сожалению, 11 школ республики из Кайбицкого, Камско-Устьинского, Нижнекамского районов, Челнов и Казани второй год подряд входят в список школ с низкими результатами, — сетует лидер республики.
Еще одна причина для огорчения — в 74 школах обнаружена необъективность оценки эффективности. Больше всего таких образовательных учреждений в Нижнекамском, Альметьевском, Кукморском, Менделеевском, Аксубаевском муниципалитетах.

— Более 55 тысяч выпускников закончили учреждения среднего и высшего профессионального образования. Вопрос их трудоустройства заслуживает особого внимания. Следует организовать тесное взаимодействие министерства образования и науки, министерства труда, занятости и социальной защиты, муниципальных центров занятости с отраслевыми предприятиями для решения данного вопроса. Мы должны использовать все имеющиеся ресурсы, активно работать по федеральным программам, — поставил задачу президент.
Вместе с тем Минниханов считает необходимым развивать средне-специальное образование и так же, как и со студентами, проработать вопрос их будущей занятости.
— Серьезной задачей остается создание оптимальных условий для сохранения и поддержки родного языка. У нас есть все условия для развития национального образования и преподавания родных языков. В обязательной части учебного плана предусмотрено изучение родного языка и родной литературы. Это важный результат нашей работы. Родной язык — основа мира и согласия многонационального Татарстана. Мы будем делать все для его сохранения. Это долг перед будущими поколениями. Мы стремимся делать все, чтобы Татарстан был республикой возможностей. Важным в этом деле является создание условия для самореализации, в том числе через обеспечение конкурентного образования и науки, — подытожил Минниханов и уточнил, что теперь необходимо не просто считать количество уроков, а оценивать качество преподаваемого материала.
Comment section