«Если мы Стратегию татар приняли большинством, то это должно быть основой, ради которой надо жить»

Татары в Татарстане и в других регионах России рассказывают о своем отношении к основополагающему документу по развитию нации.
Татары в Татарстане и в других регионах России рассказывают о своем отношении к
основополагающему документу по развитию нации.

По словам опрошенных KazanFirst руководителей татарских общественных организаций за пределами Татарстана, Стратегии татарского народа не хватает конкретных тактических моментов, четко прописанных механизмов решения тех проблем, с которыми они сталкиваются. В то же время у них положительное отношение к тексту Стратегии и они сравнивают его с родившимся ребенком, которого нужно искренне любить. 

Напомним историю возникновения этого документа. Решение о разработке документа было принято на VI Съезде Всемирного конгресса татар в 2017 году. 

«Делегаты VI Съезда Всемирного конгресса татар решили разработать с участием широкой общественности и принять Платформу сохранения и развития языка и духовного наследия татарского народа», — говорилось в резолюции съезда. 

«Если мы Стратегию татар приняли большинством, то это должно быть основой, ради которой надо жить»

А спустя год президент Татарстана Рустам Минниханов в своём послании попенял Всемирный конгресс татар за затягивание вопроса разработки документа. 

— Поддержка татар, проживающих за пределами Татарстана и страны, в вопросах сохранения языка, культуры и традиций — наша конституционная ответственность. Прошедшие съезды Всемирного конгресса татар актуализировали эти вопросы. Нас не красит то, что затягивается принятие анонсированной Стратегии развития татарского народа. Она должна представлять собой документ, консолидирующий нацию на основе самоидентификации и общности взглядов на прошлое, настоящее и будущее татарского народа. Напомню, центр ответственности в этой работе — Всемирный конгресс татар, — заявлял тогда лидер Татарстана. 

С тех пор Всемирный конгресс татар и активизировался в разработке Стратегии, начав широкую общественную дискуссию по этому поводу. 

На сегодня главной идеологической подпоркой для документа является статья президента Татарстана Рустама Минниханова «Татары: верность традициям, уверенность в будущем». В ней говорится следующее: «Мы видим свое будущее в сохранении родного языка, культуры, традиционных духовных и нравственных ориентиров, религии. И не важно, хорошо ли говоришь ты на родном языке, практикуешь ли ты религиозные обряды. Быть татарином — это чувствовать связь со своим народом», — заявил Минниханов. 

«Если мы Стратегию татар приняли большинством, то это должно быть основой, ради которой надо жить»

В Стратегии также озвучивается такая мысль: «Быть татарином — значит: …укреплять единство со всеми татарами, где бы они ни проживали, на каком бы языке ни общались, какой бы религии ни придерживались». 

— Стратегия — это декларация. У нас в жизни много деклараций. Так что одной декларацией меньше, одной декларацией больше — какая разница?! Видимо, жизнь у нас такая, что мы без деклараций обойтись не можем. С самого начала было очевидно, что Стратегия мало кого удовлетворит. Работа же над ней началась два года назад, потом затянулась, откладывалась. Мне кажется, что Стратегия не получилась, потому что у нас нет национального образования, татарский язык сохранять нужно, но как это сделать в сегодняшних условиях, в сегодняшних школах? Вот на такие вопросы Стратегия и должна отвечать, — считает депутат Госсовета и татарский писатель Ркаил Зайдулла

А вот представитель Всемирного конгресса татар в Тюменской области Ринат Насыров призвал относиться не столь критично к принятому документу. 

— Мы, татары, перестали довольствоваться тем, что мы что-то делаем. Мы не ставим это во главе угла. Если мы что-то коллегиально приняли большинством голосов, то это должно являться основой, ради которой мы должны жить. Я согласен с тем, что того содержания, которое нами ожидалось, мы не получили. Но в любом случае мы своего ребёнка, каким бы он ни родился, любим абсолютно искренне, — заявил собеседник. 

Он вспоминает, что 29 августа на «Милләт Җыены» президент Татарстана Рустам Минниханов и руководитель «Милли Шура» Василь Шайхразиев подчеркнули, что Стратегия — это только начало и всегда есть возможность вписать в каждую главу посылы, необходимые для формирования общего видения развития нашего народа. 

— Самое главное в том, что татары выделились на общем фоне на постсоветском пространстве как народ, который для себя определил, что он готов развиваться и вырисовывать свою Стратегию. Это очень важный посыл для всех, — сказал Насыров.

«Если мы Стратегию татар приняли большинством, то это должно быть основой, ради которой надо жить»

Руководитель организации «Наследие» из Тобольска Луиза Шамсутдинова считает, что 29 августа на принятие Стратегии татар съехались ответственные руководители общественных организаций и татарские активисты.  

— На съезд «Милләт Җыены» съехались руководители татарских общественных организаций старой закалки. Это те, кто уже всё понимает и несет ответственность за происходящее. Когда мы едем в Казань, то все татары себя чувствуют одной семьёй. А это чувство проистекает от Конституции Татарстана, где прописано, что республика берёт на себя ответственность за весь татарский народ в России, — говорит Шамсутдинова. 

В то же время у татарских активистов, возвращающихся домой после съездов Всемирного конгресса татар, появляется ощущение, что они остаются одни со своими проектами. Шамсутдинова считает, что Василь Шайхразиев во время своего выступления и презентации Стратегии переоценивает семью как фактор сохранения татарского языка. 

— А семья что делает? Вот, например, моя семья утром просыпается, старшие бегут на работу, чтобы заработать деньги. А потом бежим на строящийся историко-мемориальный комплекс «Искер». Мы проверяем ход работ, какие строительные материалы нужны и так далее. А дети с родителями чай попили, мы немного в это время на татарском поговорили. Потом кто-то идёт в детсад, кто-то в школу. А потом они идут на разные досуговые секции (спортивные секции, кружки), где общение только на русском языке. Возвращаются домой, гуляют, а на улице опять только русский язык. Потом родители возвращаются домой, все ужинают, опять что-то на татарском сказали. И всё, вот где применение татарского языка в семье. Поэтому у татар должна быть татарская среда, — высказывает мнение собеседница. 

«Если мы Стратегию татар приняли большинством, то это должно быть основой, ради которой надо жить»

В то же время некоторые подвижки в сохранении родного языка у татар Сибири есть. 

— Например, у нас в Тобольском университете 20-30 лет назад открыли татарскую кафедру, но лет пять назад закрыли, как и в Тюменском госуниверситете, так как в школах города Тобольска не было преподавания татарского языка и татарских школ. Сейчас в 15-й школе есть два часа с этнокомпонентом. Благодаря нам и поддержке родителей 17-я школа включила в программу два часа в неделю татарского языка и литературы, — говорит Шамсутдинова. 

Также она делится тем, чего лично ей не хватило в Стратегии. 

— Совместно с руководителями общественных организаций в регионах проработать надо рычаги и механизмы решения поставленных задач и расширить штат сотрудников на местах во Всемирном конгрессе татар и в министерствах Татарстана или создать комплексные центры. Вот мы в Сибири боремся за то, чтобы не устанавливали памятники Ермаку или поклонные кресты в честь него. Но Всемирный конгресс татар ни разу за последнее время не высказался, не поддержал нас. Нам хотелось, чтобы в Стратегии была прописана необходимость оперативных решений по таким вопросам, — подчеркивает собеседница. 

Отметим, что документ «Татары: Стратегия действий» — это на самом деле документ-призыв. Он призван побудить к осознанию себя как татарина. А нюансы и механизмы реализации — это уже тактика. Именно о нюансах тактических решений говорит, например, Шамсутдинова. Но все нюансы не вместить в документ. Для Стратегии важнее сохранить мировоззренческие основы, которые позволяли бы татарам идти в ногу со временем.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *