Site icon KazanFirst

Ozon готовит почву для биржи

Российский интернет-магазин планирует дебютировать на американской бирже. По мнению экспертов KazanFirst
Российский интернет-магазин планирует дебютировать на американской бирже. По
мнению экспертов KazanFirst, компания нуждается в инвестициях для дальнейшего
развития и готова к листингу, а два года назад выход на IPO мог обернуться
провалом.

Интернет-магазин Ozon на днях сообщил, что конфиденциально подал пакет документов в Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) США для первичного размещения акций (IPO). Количество акций и диапазон их цен еще не установлены. Предполагается, что дата проведения IPO будет известна после того, как SEC завершит процесс рассмотрения заявления. Также она зависит от состояния рынка и ряда других условий.  

Интернет-ритейлер более детальной информации не дает и воздерживается от комментариев. Не комментируют шаги конкурентов и собственные планы в Wildberries. Но ранее гендиректор и основательница интернет-магазина Татьяна Бакальчук в интервью ТАСС сообщала, что не видит смысла в выходе своей компании на IPO.

Татарстанская компания KazanExpress рассказала, что не исключает выхода на биржу. Один из основателей маркетплейса Линар Хуснуллин сообщил, что они практически каждую неделю получают различные предложения о сотрудничестве от российских и международных компаний, а также от инвесторов. Но пока у KazanExpress дилемма: сохранить компанию у основателей и двигаться самостоятельно или ускориться в развитии, прибегая к помощи инвесторов. 

— На данном этапе мы не решили, как будем дальше действовать. Мы рассматриваем все варианты, со всеми дружим и общаемся. Хотим как минимум до конца этого года поработать, потому что октябрь-декабрь — это, как правило, удвоение или утроение оборотов, то есть к следующему году козырей в руках при переговорах будет больше. Поэтому пока мы растем на своих ресурсах. К концу года, когда дойдем до своих целей, будем уже более детально смотреть, какие у нас есть предложения и варианты стратегий, — говорит Хуснуллин.

Два года назад выход на IPO мог бы оказаться провалом

Линар Хуснуллин считает, что Ozon выходит на биржу, поскольку нуждается в инвестициях для дальнейшего развития и, вероятно, для покрытия операционного убытка.

— Ozon — это компания, которая за 22 года не смогла выйти в прибыль. Я так понимаю, что возможности инвесторов самостоятельно покрывать убытки исчерпываются. Вероятно, они рассматривали варианты привлечения крупных российских компаний в качестве инвесторов и покупателей, но не смогли договориться, поэтому решили остановиться на варианте выхода на биржу как на альтернативе, — рассуждает основатель KazanExpress.

Интернет-магазин данных о выручке и чистой прибыли не раскрывает, лишь сообщает, что ежегодно увеличивает продажи. По словам Хуснуллина, компания развивается, но сохраняющиеся убытки представляют определённые риски. С одной стороны, было бы надежнее привлечь частного инвестора, но в России недооценивается такой показатель, как goodwill (деловая репутация, имидж. – Ред.). На зарубежных рынках российские интернет-ритейлеры с миллиардными оборотами и миллионами покупателей оценивались бы в несколько миллиардов долларов, но на отечественном — лишь в парочку, что сравнимо по уровню с маленькой компанией в Америке. С другой стороны, акции — это более перспективное направление на ближайшие 3-5 лет. 

— Как я понимаю, компания ставит задачу снизить издержки. Видимо, есть потенциал, поэтому речь идет о выходе на IPO. Если бы они вышли год или два назад, то это, скорее всего, было бы провалом, потому что результаты компании были убыточными, — поделился мнением Хуснуллин.

Время для дебюта акций подходящее

Новость о планах выхода Ozon на IPO-рынок воспринял положительно. По словам Константина Карпова, эксперта по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций», акции АФК «Система», которая контролирует 43% онлайн-ритейлера, выросли на 10% за пару торговых сессий. 

— Выход Ozon на IPO выгоден для ключевого акционера по двум причинам. Во-первых, это поможет раскрыть стоимость актива и самой «Системы». Во-вторых, стремительно растущему ритейлеру нужны средства для дальнейшего развития. В ближайшее время, согласно заявлению менеджмента «Системы», может потребоваться 5 млрд рублей. В зависимости от планов дополнительных инвестиций в инфраструктуру могут потребоваться дополнительные средства, — говорит Карпов.

Леонид Делицын, аналитик ГК «Финам», добавил, что Московская биржа на новость отреагировала ростом на 5,4% стоимости акций АФК «Система».

— В то время как мировой рынок электронной коммерции быстро растёт и ещё далёк от насыщения (на него приходится лишь 16% оборота товаров), а исследователи Data Insight прогнозируют рост российского рынка на 33% в год, у наших инвесторов в общем-то нет прямого способа вложиться в онлайн-торговлю. Косвенно это можно сделать, вкладываясь в Mail.Ru и «Яндекс», а также в «М.Видео», 56% продаж которого приходятся сейчас на онлайн. Теперь рынок вспомнил, что АФК «Система» – крупный акционер третьего по обороту российского маркетплейса, — замечает аналитик.

Константин Бушуев, главный инвестиционный стратег компании «Открытие Брокер», говорит, что IPO Ozon может быть весьма своевременным. АФК «Система» в отчёте за II квартал по стандарту МСФО указала на рост выручки Ozon за год почти в три раза. Это сверхвысокие темпы роста бизнеса, которые будут крайне интересны глобальным инвесторам.

Карпов так же соглашается, что время для IPO подходящее. Бизнес-модель маркетплейса сейчас очень популярна, инвесторы видят в ней перспективы. Кроме того, на рынке наблюдается избыток ликвидности, а действительно растущих историй, которые на горизонте трех лет могут удвоить выручку, не так много.

— Если бы Ozon выходил на IPO сейчас, то размещение, скорее всего, прошло бы очень успешно. Однако компания будет выходит на биржу в конце этого или в начале 2021 года, то есть уже при следующем президенте США. Пока неясно, в каком настроении рынок будет находиться тогда. Разместиться Ozon, безусловно, сможет, но необязательно по верхней границе диапазона. А разница между оценками в три и в пять миллиардов весьма существенна, — говорит Делицын.

Почему выбор пал на американскую биржу?

Стратег «Открытия Брокер» говорит, что технологичные инновационные компании традиционно стараются выходить с привлечением капитала на американскую биржу NASDAQ, так как именно на ней торгуется большинство быстрорастущих высокотехнологичных компаний. 

— В случае удачного размещения на NASDAQ Ozon может подумать и о последующем листинге в России. Именно так, например, поступил в прошлом году HeadHunter, — отмечает Бушуев.

Карпов предполагает, что у Ozon есть несколько крупных игроков на рынке или фондов, которые выражали интерес к активу и которые хотели бы поучаствовать в IPO. Возможно, наиболее удобным способом для них было бы размещение именно на американских площадках. Кроме того, у «Системы» есть опыт размещения АДР МТС (Американские депозитарные расписки. – Ред.) в США и опыт работы с SEC и американским инвестиционным сообществом.  

Аналитик «Финама» в свою очередь отмечает, что в США сейчас согласуются пакеты стимулирования экономики в объёме от 1,5 до 3 трлн долларов. Определённая часть этих средств окажется на фондовой бирже и будет вложена в компании роста, в том числе и на IPO. При этом инвесторы относительно равнодушны к тому, прибыльна компания или нет, им важнее, чтобы она лидировала на рынке. 

— Российские же инвесторы предпочитают прибыльные компании и гарантии выплаты дивидендов. Поэтому в США привлечь необходимую сумму будет значительно легче, — подытожил Делицын.

Exit mobile version