Ozon готовит почву для биржи

Российский интернет-магазин планирует дебютировать на американской бирже. По мнению экспертов KazanFirst
Российский интернет-магазин планирует дебютировать на американской бирже. По
мнению экспертов KazanFirst, компания нуждается в инвестициях для дальнейшего
развития и готова к листингу, а два года назад выход на IPO мог обернуться
провалом.

Интернет-магазин Ozon на днях сообщил, что конфиденциально подал пакет документов в Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) США для первичного размещения акций (IPO). Количество акций и диапазон их цен еще не установлены. Предполагается, что дата проведения IPO будет известна после того, как SEC завершит процесс рассмотрения заявления. Также она зависит от состояния рынка и ряда других условий.  

Интернет-ритейлер более детальной информации не дает и воздерживается от комментариев. Не комментируют шаги конкурентов и собственные планы в Wildberries. Но ранее гендиректор и основательница интернет-магазина Татьяна Бакальчук в интервью ТАСС сообщала, что не видит смысла в выходе своей компании на IPO.

Ozon готовит почву для биржи

Татарстанская компания KazanExpress рассказала, что не исключает выхода на биржу. Один из основателей маркетплейса Линар Хуснуллин сообщил, что они практически каждую неделю получают различные предложения о сотрудничестве от российских и международных компаний, а также от инвесторов. Но пока у KazanExpress дилемма: сохранить компанию у основателей и двигаться самостоятельно или ускориться в развитии, прибегая к помощи инвесторов. 

— На данном этапе мы не решили, как будем дальше действовать. Мы рассматриваем все варианты, со всеми дружим и общаемся. Хотим как минимум до конца этого года поработать, потому что октябрь-декабрь — это, как правило, удвоение или утроение оборотов, то есть к следующему году козырей в руках при переговорах будет больше. Поэтому пока мы растем на своих ресурсах. К концу года, когда дойдем до своих целей, будем уже более детально смотреть, какие у нас есть предложения и варианты стратегий, — говорит Хуснуллин.

Два года назад выход на IPO мог бы оказаться провалом

Линар Хуснуллин считает, что Ozon выходит на биржу, поскольку нуждается в инвестициях для дальнейшего развития и, вероятно, для покрытия операционного убытка.

— Ozon — это компания, которая за 22 года не смогла выйти в прибыль. Я так понимаю, что возможности инвесторов самостоятельно покрывать убытки исчерпываются. Вероятно, они рассматривали варианты привлечения крупных российских компаний в качестве инвесторов и покупателей, но не смогли договориться, поэтому решили остановиться на варианте выхода на биржу как на альтернативе, — рассуждает основатель KazanExpress.

Ozon готовит почву для биржи

Интернет-магазин данных о выручке и чистой прибыли не раскрывает, лишь сообщает, что ежегодно увеличивает продажи. По словам Хуснуллина, компания развивается, но сохраняющиеся убытки представляют определённые риски. С одной стороны, было бы надежнее привлечь частного инвестора, но в России недооценивается такой показатель, как goodwill (деловая репутация, имидж. – Ред.). На зарубежных рынках российские интернет-ритейлеры с миллиардными оборотами и миллионами покупателей оценивались бы в несколько миллиардов долларов, но на отечественном — лишь в парочку, что сравнимо по уровню с маленькой компанией в Америке. С другой стороны, акции — это более перспективное направление на ближайшие 3-5 лет. 

— Как я понимаю, компания ставит задачу снизить издержки. Видимо, есть потенциал, поэтому речь идет о выходе на IPO. Если бы они вышли год или два назад, то это, скорее всего, было бы провалом, потому что результаты компании были убыточными, — поделился мнением Хуснуллин.

Время для дебюта акций подходящее

Новость о планах выхода Ozon на IPO-рынок воспринял положительно. По словам Константина Карпова, эксперта по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций», акции АФК «Система», которая контролирует 43% онлайн-ритейлера, выросли на 10% за пару торговых сессий. 

— Выход Ozon на IPO выгоден для ключевого акционера по двум причинам. Во-первых, это поможет раскрыть стоимость актива и самой «Системы». Во-вторых, стремительно растущему ритейлеру нужны средства для дальнейшего развития. В ближайшее время, согласно заявлению менеджмента «Системы», может потребоваться 5 млрд рублей. В зависимости от планов дополнительных инвестиций в инфраструктуру могут потребоваться дополнительные средства, — говорит Карпов.

Ozon готовит почву для биржи

Леонид Делицын, аналитик ГК «Финам», добавил, что Московская биржа на новость отреагировала ростом на 5,4% стоимости акций АФК «Система».

— В то время как мировой рынок электронной коммерции быстро растёт и ещё далёк от насыщения (на него приходится лишь 16% оборота товаров), а исследователи Data Insight прогнозируют рост российского рынка на 33% в год, у наших инвесторов в общем-то нет прямого способа вложиться в онлайн-торговлю. Косвенно это можно сделать, вкладываясь в Mail.Ru и «Яндекс», а также в «М.Видео», 56% продаж которого приходятся сейчас на онлайн. Теперь рынок вспомнил, что АФК «Система» – крупный акционер третьего по обороту российского маркетплейса, — замечает аналитик.

Константин Бушуев, главный инвестиционный стратег компании «Открытие Брокер», говорит, что IPO Ozon может быть весьма своевременным. АФК «Система» в отчёте за II квартал по стандарту МСФО указала на рост выручки Ozon за год почти в три раза. Это сверхвысокие темпы роста бизнеса, которые будут крайне интересны глобальным инвесторам.

Карпов так же соглашается, что время для IPO подходящее. Бизнес-модель маркетплейса сейчас очень популярна, инвесторы видят в ней перспективы. Кроме того, на рынке наблюдается избыток ликвидности, а действительно растущих историй, которые на горизонте трех лет могут удвоить выручку, не так много.

— Если бы Ozon выходил на IPO сейчас, то размещение, скорее всего, прошло бы очень успешно. Однако компания будет выходит на биржу в конце этого или в начале 2021 года, то есть уже при следующем президенте США. Пока неясно, в каком настроении рынок будет находиться тогда. Разместиться Ozon, безусловно, сможет, но необязательно по верхней границе диапазона. А разница между оценками в три и в пять миллиардов весьма существенна, — говорит Делицын.

Почему выбор пал на американскую биржу?

Стратег «Открытия Брокер» говорит, что технологичные инновационные компании традиционно стараются выходить с привлечением капитала на американскую биржу NASDAQ, так как именно на ней торгуется большинство быстрорастущих высокотехнологичных компаний. 

— В случае удачного размещения на NASDAQ Ozon может подумать и о последующем листинге в России. Именно так, например, поступил в прошлом году HeadHunter, — отмечает Бушуев.

Ozon готовит почву для биржи

Карпов предполагает, что у Ozon есть несколько крупных игроков на рынке или фондов, которые выражали интерес к активу и которые хотели бы поучаствовать в IPO. Возможно, наиболее удобным способом для них было бы размещение именно на американских площадках. Кроме того, у «Системы» есть опыт размещения АДР МТС (Американские депозитарные расписки. – Ред.) в США и опыт работы с SEC и американским инвестиционным сообществом.  

Аналитик «Финама» в свою очередь отмечает, что в США сейчас согласуются пакеты стимулирования экономики в объёме от 1,5 до 3 трлн долларов. Определённая часть этих средств окажется на фондовой бирже и будет вложена в компании роста, в том числе и на IPO. При этом инвесторы относительно равнодушны к тому, прибыльна компания или нет, им важнее, чтобы она лидировала на рынке. 

— Российские же инвесторы предпочитают прибыльные компании и гарантии выплаты дивидендов. Поэтому в США привлечь необходимую сумму будет значительно легче, — подытожил Делицын.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *