Трасса М-12 Москва-Казань: от строительства дороги выиграют все — люди, экономика, регионы

Публичные слушания по федеральному проекту не требуются
Публичные слушания по федеральному проекту не требуются, хотя проектировщики все
же встречаются с жителями районов Татарстана и обсуждают детали возведения
будущей супер-магистрали. Тем не менее, среди людей все ещё остаются
недовольные.

Проектирование скоростной платной трассы M-12 Москва-Казань планируется завершить весной 2021 года. На данный момент продолжается готовится проект планировки территорий, который определит трассировку. Как сообщил председатель правительства России Михаил Мишустин, эту работу должны закончить к 1 ноября. Саму трассу хотят построить к 2024 году – таково поручение президента России Владимира Путина

Сам проект планируется подготовить и отправить на экспертизу в мае 2021 года, причем предправления государственной компании «Автодор» Вячеслав Петушенко пообещал, что магистраль не будет разделять населенные пункты пополам. Впрочем, жителей близких к будущей трассе территорий это все равно не устраивает. Так, жители Лаишево недовольны, что трасса может пройти в непосредственной близости от их домов и требуют ее перенести. Протесты продолжаются, несмотря на все усилия проектировщиков их успокоить. Журналист KazanFirst Альберт Муртазин попытался выяснить, что сейчас происходит с проектом трассы М-12.

От проектировщиков ситуацию нам прокомментировал комплексный главный инженер АО «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург» Андрей Резвяков.

– Вся трасса от Москвы до Казани состоит из 8 этапов. Мы сейчас готовим проект планировки территории по 8 этапу в районе Казани и надеюсь, что он будет утвержден. Речь идет не об основных проектных решениях по всей дороге, а только о том, как должна пройти дорога, – рассказал собеседник. 

По его словам, проектная документация будет разрабатываться чуть позднее. После этого она пройдет обязательную экспертизу, в том числе и по экологическим мероприятиям. 

Трасса М-12 Москва-Казань: от строительства дороги выиграют все - люди, экономика, регионы

– Проведение публичных слушаний для федеральных объектов по законодательству не требуется. Тем не менее, мы встречаемся с местными жителями и обсуждаем все их вопросы по трассировке, приводим доводы, говорим, что будет предусмотрено в рамках дальнейшей разработки проекта, – сообщил Резвяков. – Мы подробно рассказываем какие экологические мероприятия предусмотрены в том или ином месте трассы, как будут организованы местные связи, какие искусственные сооружения и так далее. Показывали, где предусматриваются шумозащитные экраны, специальные ландшафтные экодуки на линиях миграции животных и т.п. На стадии проектной документации эти расчеты будут еще более детализированы.

Резвяков признал, что изначально реакция у людей была негативная, но разъяснительная работа продолжается. 

– Коридор трассы выбран, в том числе и с учетом экологических требований и мероприятий, – добавил он.

Впрочем, нельзя не отметить, что для проектировщиков главное – экономическая эффективность. Все остальное – на втором месте. Причем, как мы выяснили, вопрос уместности и целесообразности реализации такого масштабного и супер-затратного проекта в период пандемии и экономического кризиса вообще не стоит. Об этом сообщила, в частности, руководитель пресс-службы ГК «Автодор» Татьяна Шадрина, которая заявила, что дано поручение правительства и одобрены сроки – значит, его будут выполнять, не отвлекаясь на рассуждения. 

Кстати, по ее словам, сроки согласования проектной документации по трассе не очерчены. Заниматься этим вопросом будет минстроевское ФАУ «Главгосэкспертиза России», и только от них зависят сроки, хотя сомнительно, что они нарушат одобренные правительством временные рамки. 

Отдельно Шадрина подчеркивает, что требования к строительству таких дорог у нас строже, чем в Европе. 

Трасса М-12 Москва-Казань: от строительства дороги выиграют все - люди, экономика, регионы

– Мы сейчас только провели конкурсные процедуры и определили подрядчика на каждый из этапов, в том числе и на восьмой этап, который проходит по территории Казани. Подрядчик, который подписал с нами договор, должен провести все необходимые исследования, в том числе вариантов прохождения. После этого сделать проект, согласовать его с региональными властями. Потом уже начнется активная работа по проекту, и потом это пойдет в «Главгосэкспертизу». Естественно, там будут смотреть все плюсы и все минусы этого проекта. У «Главгосэкспертизы» главная цель – чтобы бюджетные средства не расходовались неэффективно. И если есть более эффективный экономический вариант прохождения маршрута, то он должен быть в приоритете, – рассказала Татьяна Шадрина. 

Например, если для кратчайшего маршрута нужно перенести нефтепровод, то стоимость переноса будет выше. Соответственно, трассу могут удлинить так, чтобы этот нефтепровод не трогать – примерно таковы приоритеты. Так что, если экономически выгоднее будет вырубить участок леса, стесняться никто не станет. Хотя нельзя не признать, что регламенты потребуют минимизировать вырубки и организовать компенсационные посадки. 

– Трасса ведь идет не в пустыне. Я знаю, что уже есть ряд участков, которые зарезервированы. Там сейчас лес, и люди вырубки не хотят. Но если там не пойдет дорога, его вырубят чтобы построить дома, коттеджные поселки. Вопрос – вы за сохранения леса или за недвижимость, которая там будет строиться? – задает риторический вопрос собеседница. 

Шадрина рассказала, что ни одно обращение гражданина по закону не может быть проигнорировано, так что, если местные жители выступают против определенного варианта трассировки и подали соответствующую претензию к «Автодору», то она отрабатывается. 

О трассе мы побеседовали также с доктором технических наук, профессором, директором Института транспортных сооружений КГАСУ с 2001 по 2011 Александром Брехманом, который считает, что реализация проекта даст серьезный импульс к развитию экономики Татарстана. 

Трасса М-12 Москва-Казань: от строительства дороги выиграют все - люди, экономика, регионы

– Часть дороги пройдет по территории республики, а это значит, будут развиваться районы, различные производства – это в первую очередь. Дорога всегда способствует развитию экономики того региона, где она строится – это общеизвестный факт. Что Татарстан получит? Мы сократим проезд из Москвы до Казани на 3 часа как минимум – это экономия бензина, времени и других ресурсов, – утверждает Брехман.

Эксперт подчеркивает, что необходимость в строительстве М-12, безусловно, есть. 

– Трасса скоростная, число автомобилей с каждым годом растет. Вы представьте себе, что будет через 10 лет. Мы обычно считаем перспективу на 20-летний период. Дорога же строится не за один год. Ее хотят через 4 года построить. Хотя я, честно говоря, мало в это верю, потому что там огромное количество различных переходов, виадуков, мостов. Только по территории Татарстана, насколько мне известно, проходит 37 мостов и виадуков, включая мост через Волгу. Огромная работа, – признает собеседник. – Экономический эффект будет колоссальный. А потом эта дорога стратегическая – это ведь часть дороги, связывающей Москву с Пекином. И развитие получит экономика не только нашей республики. Развиваться будут все регионы и страны, через которые она пройдет. Так что целесообразность вложения средств есть.

Александр Брехман отметил, что по трассе нужно осуществлять множество проектных решений, не только по Лаишево. Впрочем, Брехман выразил абсолютную уверенность, что проект реализуют, прежде всего, из-за его экономической целесообразности. Кроме того, в строительстве при любом раскладе будут участвовать татарстанские подрядчики, а это развитие самих организаций, дополнительные рабочие места и зарплата.

– Деньги там огромные, так что люди хорошо заработают. Правда, пока непонятно, кто от Татарстана будет участвовать в реализации этого проекта, – заключил эксперт. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *