Смысл борьбы с коронавирусом в России вызывает сомнения

Исследователь Высшей школы экономики Владимир Сальников задаётся вопросом о том
Исследователь Высшей школы экономики Владимир Сальников задаётся вопросом о том,
не вложиться ли государству лучше в борьбу с алкоголизмом, табакокурением
населения и смертями от ДТП, чем прилагать усилия к сдерживанию ковида,
эффективность которых сомнительна.

Так ли необходимо бороться с коронавирусом? Насколько вообще эффективны нынешние формы и способы противостояния новой коронавирусной инфекции в России? Может, легче и эффективнее борьба с распитием алкоголя, курением и смертельными случаями при ДТП? Над этими вопросами предложил задуматься ведущий научный сотрудник Центра фундаментальных исследований «Высшей школы экономики» Владимир Сальников. Он выступил с лекцией на онлайн-мероприятии, проводимом Институтом управления, экономики и финансов Казанского федерального университета. 

Владимир Сальников посетовал, что в этом году коронавирус и вызванный им коронакризис исказили фокус восприятия экономики у аналитиков и политиков. Эксперт выразил уверенность, что вирус «достаточно скоро закончится», хотя и признался, что он утверждает это не как эпидемиолог. 

— Кризис породил трансформации в достаточно узких сегментах и весь этот шум и хайп про то, что мир никогда не будет прежним… Нет, не мир не будет прежним. Какие-то мирки — да, какие-то сегменты, сектора — да. И они довольно быстро и ускоренно преображаются. Кризис там ускорил процессы, — заявил Сальников. 

Смысл борьбы с коронавирусом в России вызывает сомнения

Он перечисляет эти сегменты экономики: онлайн-торговля, сервисы доставки, шеринговая экономика. Вместе с тем в целом экономические потери от коронавируса лектор оценивает, как «очень великие». 

— В течение ближайших трех лет мы недосчитаемся более 20 трлн рублей. Мы — как страна. Причем в этих деньгах зарплаты занимают только около трети. Вот столько наша страна заплатила за вирус. При этом всё ещё у нас есть проблемы с ростом бедности, средние показатели сдвигаются вниз, — рассуждал лектор. 

Отрасль, которая больше всего пострадала и продолжит страдать от коронавируса, — транспорт, но не весь. 

— Больше всего пострадает авиационная отрасль. Потому что больше половины авиаперевозок — это бизнес-трипы, то есть командировки. Это очень высокая доля. Даже если каждая 10-я командировка будет отменена, то это авиаперевозки почувствуют. Цены от этого на углеводороды не повысятся, — считает эксперт. 

Россия к эпохе коронакризиса подошла в невыгодной для себя конфигурации. Перед коронакризисом по всему миру развернулся виток научно-технического прогресса. Его ядром была цифровизация. Развитие технологий шло единым фронтом. 

— Россия накануне коронакризиса была с нормальной сбалансированной экономикой. Мы её строили, строили 30 лет, наконец, построили. Но из-за развития технологий у нас были очень низкие цены на первичные ресурсы. Цены на них никак не галопировали. А если технологии выстрелили, то России вообще стало бы нехорошо. Тот же пресловутый, например, электромобиль, — говорит Сальников. 

Поэтому единственный вариант выхода для нашей страны — это повышение эффективности, так как тех денег от нефти страна уже больше не увидит. 

Смысл борьбы с коронавирусом в России вызывает сомнения

Лектор предложил несколько направлений, где Россия могла бы изыскать резервы для достижения эффективности в экономике. 

Во-первых, это ремонт дорог. 

— У нас на ремонт дорог ежегодно тратится около 2 трлн рублей в год. А у нас только ВВП страны — это 100 трлн рублей. То есть в стране каждый 50-й рубль уходит на ремонт дороги. Тем временем до сих пор не снимаются претензии к качеству дорог. А в Москве даже есть вопросы: насколько вообще обоснован ремонт того или иного участка дороги, ведь нормальная же дорога?! – продолжает спикер. 

Сейчас появился универсальный измеритель качества дороги — это данные «Яндекса» по пробкам, по передвижению, по средней скорости. С помощью них можно легко определить, потратились ли эффективно средства на ремонт дорог, сделать верные управленческие выводы. Также не помешало бы создать рейтинг подрядчиков по качеству отремонтированных дорог. С помощью него сделать процесс госзакупок более эффективным. 

— Если всё это внедрить, то один вложенный рубль может принести 10 тысяч рублей позитивного эффекта. Это прямой эффект. А косвенный эффект — качество дорог будет выше, — уверен Сальников. 

Во-вторых, это строительство домов. Сегодня в России на строительство МКД уходит 1,75 трлн рублей. Ситуацию можно сделать более эффективной, проанализировав данные по спутниковым снимкам, данные сотовых операторов, чтобы узнать, где и какое жильё в России какого качества. 

В-третьих, это капремонт жилья. Расходы государства здесь исчисляются сотнями миллиардов рублей. Сальников напомнил, что Минстрой России обещал создать рейтинг работы региональных систем капремонта. Пока этого рейтинга нет. 

Смысл борьбы с коронавирусом в России вызывает сомнения

Далее спикер перешёл к теме о том, насколько эффективно в России государство распределило ресурсы на борьбу с коронавирусом. 

— На сегодня жертвами ковида стали 15-30 тысяч человек. Я не знаю, сколько смертей было предотвращено. Я не могу давать здесь какие-то оценки. Но… Мы потратили силы и ресурсы, в том числе и управленческие, на предотвращение этих смертей. А почему мы так мало ресурсов тратим для спасения жизни людей в других областях? — задался вопросом ученый из Высшей школы экономики. 

В качестве примеров он привёл следующие сведения: по данным ВОЗ, в России от респираторных заболеваний ежегодно умирает до 30 тысяч человек. От курения умирает свыше 50 тысяч человек, от алкоголя умирает не меньше. От ДТП в России в 2019 году умерло 17 тысяч человек, при этом 211 тысяч человек были травмированы и каждый 5-й человек стал инвалидом. 

— А что можно было сделать здесь, в этих областях, если мы хотим спасать жизни? Если бы малая толика антивирусных усилий была направлена на предотвращение ДТП, причем не просто на предотвращение, а на поиск оптимума в этой части, то можно было бы ускорить достижение положительной динамики, — рассуждал Сальников.    

Эксперт также обратил внимание, что на сегодня в системе здравоохранения несовершенна экспертиза выявления смерти: непонятно, человек умер «от» коронавируса или человек умер «с» коронавирусом.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *