По пути раздора: что активистов не устраивает в проекте трассы М-12

Заказчики и проектировщики навязывают свой маршрут трассы по экономическим причинам, а жители коттеджных поселков, рядом с которыми пройдет новая магистраль, предлагают альтернативные варианты трассировки – дальше от их территорий и с меньшей вырубкой лесов. 

В Татарстане продолжается обсуждение проекта будущей трассы М-12, несмотря на то, что до объявленной российским премьером Михаилом Мишустиным даты окончания разработки маршрута автобана (1 ноября) уже фактически не осталось времени. На днях вышло постановление Кабмина РТ со списком резервируемых под строительство трассы земель. 

Во время первого (и пока последнего) рабочего стола в Госсовете РТ, где чиновники и проектировщики встретились с активистами, люди задавали резонные вопросы по поводу земель, которые тогда еще только планировалось зарезервировать под строительство трассы. Однако несмотря на то, что ответов у чиновников не нашлось, постановление вышло. 

Следует отметить, что пока у нас этот проект, по большому счету, не двигается с места, становится все более вероятным сценарий, когда международный транспортный маршрут «Европа - Западный Китай», частью которого и является М-12, вообще может обойти Россию стороной. В Китае на данный момент уже построили 3 тысячи км пути, а в Казахстане – 2,5 тысячи км. Если продолжить тянуть резину, трассу могут протянуть по Казахстану до порта Актау, устроить переправу через Каспий и напрямую вывести её в Европу. 

Все стороны понимают важность магистрали для экономического развития страны и, в частности, Татарстана, который окажется в ее центре, но к окончательному решению прийти не могут. Заказчик и проектировщики во главу угла ставят экономическую целесообразность, не желая увеличивать расходы, в том числе на проработку нового маршрута, который предлагают активисты. Те же, в свою очередь, отстаивают права и интересы жителей коттеджных поселков Лаишевского района Татарстана, которые будут вынуждены жить в непосредственной близости от трассы, предлагая альтернативные варианты. 

Верхи не хотят

Журналист KazanFirst Альберт Муртазин поговорил с активистами, которые вошли в рабочую группу по сопровождению проектирования и строительства трассы М-12. В частности, с председателем инициативной протестной группы жителем деревни Орел Дмитрием Дементьевым, который стал заместителем руководителя рабочей группы. По его словам, основная претензия активистов – тот факт, что рассматривается только один вариант трассировки. 

– Очень настораживает то, что нет никаких альтернативных вариантов. На встрече я задавал вопрос разработчикам: что, если они упрутся в какие-либо непреодолимые препятствия при проектировании, которые не дадут прокладывать трассу по этому маршруту? Получится, что все полтора года, в течение которых они занимались разработкой этого проекта, псу под хвост. И что дальше? Проект остановится еще на полтора-два года? – спрашивает Дементьев. 

По его словам, представитель проектанта автотрассы - главный инженер АО «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург» Андрей Резвяков в ходе круглого стола сослался на некое постановление, согласно которому они могут при непреодолимых препятствиях при реализации этого маршрута приостановить работу и начать ее заново. 

– Вы представляете, сколько стоит приостановить разработку проекта и начать все заново? Сколько стоят изыскательные работы полутора лет? Бесплатно же никто ничего не делает. Когда реализуется масштабный проект, всегда прорабатывается запасной вариант. А в нашем случае речь идет о Волге - огромной реке с большой прилегающей территорией. И, учитывая, что они взяли маршрут, который будет идти по заселенной местности, нужно было лучше страховаться, – настаивает активист. 

Еще он обратил внимание, что в слайдах, продемонстрированных на круглом столе, на карте был показан всего один вариант от активистов. Несмотря на то, что только вариант мостового перехода в этом маршруте один, по суше получалось до пяти обходов с минимальным влиянием на экологию района и с максимальным удалением от населенных пунктов. 

По предположению Дементьева, может быть несколько причин, почему заказчик не стремится брать в работу предложенный активистами «фиолетовый» вариант трассировки. 

– Им не хочется начинать заново изыскания, снова запускать сбор документации и все это оплачивать. Наверно, это один из самых основных моментов. Хотя может быть действительно еще много дополнительных подводных камней, почему им не хочется этого делать, - утверждает собеседник. 

Еще одна активистка - жительница деревни Кзыл-Иль (коттеджный поселок Тургай) Карина Нигматуллина полагает, что нежелание принять этот вариант упирается только в деньги. Она напомнила, что на прошлом круглом столе проектировщик говорил только об экономической целесообразности.

– У них на повестке стоит лишь цена вопроса. Хотя в сравнении у меня есть письмо от «Автодора», что наша трассировка, которая идет в обход Егорьевского поселения, требует 0% изъятия ИЖС. А ведь земли ИЖС – самые дорогие по изъятию, – добавила Нигматуллина. 

По ее словам, проектировщики ссылаются на то, что на этом маршруте много путепроводов, хотя, по расчетам активистов, это не так – они принимали во внимание и сети, и коммуникации, и дороги.

Официально же озвучиваемая причина заключается в «конфликте» с нефтепроводом, потому что мостовые переходы должны быть расположены выше по течению на случай, если произойдет авария, разлив и мост станет помехой. 

– Но, на мой взгляд, там достаточно расстояния, чтобы во все эти нормы уложиться. Может быть, согласования какие-то дополнительные требуются, чтобы в этом месте прокладывать трассу, и эти согласования займут дополнительное время. Они просто сейчас уперлись в эти даты, которые озвучены на всю Россию, что в начале ноября у них все будет согласовано и дальше должен уже идти следующий этап, – отметил Дементьев. 

Касательно опасений

– Что вызывает опасение – во-первых, то, что трасса «Европа - Западный Китай» – это платный автобан, это не уровень М-7. На мой взгляд, с которым согласны и другие специалисты, в том числе градостроители, это слишком близко к городу. Дороги, связывающие города, а тем более страны, необходимы, но не рядом с населенными пунктами. Какой поток машин будет на этой магистрали? Проектировщики приводят расчетное количество в 20 тысяч легковых автомобилей в прогнозе на 20 лет. Но, судя по практике таких магистралей, там могут быть и все 100 тысяч машин, – отметила Карина Нигматуллина. – Какой поток, какие машины будут ездить, на каком топливе? В итоге местным жителям придется мириться со светом, шумом и экологическим ущербом. 

– От нашего участка 200 метров до трассы, причем до ее оси, а нужно учитывать еще ширину на четыре полосы и придорожные коммуникации. Для такой трассы нужно отступать от жилых массивов хотя бы на километр, – убеждена собеседница. 

К тому же рядом рубится лес, которым, в частности, жители поселка Тургай активно пользуются: гуляют, катаются зимой на лыжах и летом на велосипедах, собирают грибы и ягоды. У жителей поселка Орел и вовсе есть проездная дорога и ее намерены перекрыть, оставив только пешеходную эстакаду. В поселке Сараево вообще блокируется один из проездов со ссылкой на то, что есть второй, хотя, согласно действующим нормам, пожарный проезд в коттеджных поселках должен быть сквозным. Проектировщики не объясняют, как будут решаться эти проблемы. 

– Об экологии они вообще, по-моему, не думают, о том, что они лес вырубают, – сетует Нигматуллина. 

Трудности перевода

Дементьев рассказал, что уже озвучивал главе района два основных вопроса, на которые активисты хотят получить ответ. 

– Первый – вышел перечень земель, на которые накладывается ограничение в связи с будущим строительством трассы М-12. Мы хотим услышать по участкам, почему именно на них наложено обременение, что там будет находиться, потому что некоторые участки достаточно далеко находятся от предполагаемой трассы. И второй вопрос – назначайте дату, когда мы будем встречаться с проектантами и начнем конструктивную работу, чтобы мы понимали, что можно, что нельзя и почему нельзя, в конце концов, – призывает активист. 

– Мы представляем примерно, для каких целей они хотят изъять эти земли, – под городки, в которых рабочие будут жить, площадки под хранение сыпучих материалов вроде песка или щебня, подпорки для строительной техники, основания временных объектов, – предположил Дементьев. – Но по некоторым площадкам есть большие вопросы. Там есть даже участки со строениями, зарегистрированными домами. И мы не понимаем, зачем это вообще нужно. 

Карину Нигматуллину вышедшее постановление о резервировании земель тоже привело в недоумение. 

– Это изъятие идет только до Меши. Как в нашем Егорьевском поселении идет изъятие, мы не имеем представления. Трассировка совпадает. Но есть земли ИЖС с капитальными объектами поселения, например, на территории Габишево, Вороновки или Новые поляны – это поселки, которые вообще не относятся к трассировке. Вот этому мы хотели получить объяснения, но не получили, – сетует она. 

По словам Дементьева, формат круглого стола предполагает, что у двух сторон уже имеется какая-то информация и на нем подводятся некие итоги. По факту же на предварительной встрече в Госсовете активисты только передали перечень вопросов, на которые хотят получить ответы.

– Нам сказали – да, так и будет, за несколько дней до круглого стола мы вам предоставим таблицы, вы с ними сможете ознакомиться, чтобы было понимание, насколько они были правильно просчитаны и с материально-экономической точки зрения, и с социальной. Потому что на сравнительной таблице, которую они показывали, вообще не было ничего по социалке. В частности, по количеству людей в населенных пунктах, которые оказываются в непосредственной близости от прохождения трассы. Там были метражи, но о людях не было ни слова, – заметил Дементьев.

Примерно о том же в отношении прошедшей встречи говорит и Карина Нигматуллина. Она рассказала, что, по планам активистов, все должно было пройти так: они заранее присылают чиновникам все вопросы, по которым хотят получить комментарии, а те, в свою очередь, готовят ответы и перед встречей присылают их активистам. А затем должно было состояться обсуждение. В итоге случились какие-то нестыковки, да еще и в рабочую группу добавили только трех человек из двух поселков, хотя просили включить в нее представителей всех территорий. При этом на самой встрече присутствовало 8 активистов. Пока ни ответов на заданные на круглом столе вопросы, ни даты проведения следующего нет.

В целом в общении с чиновниками относительно проекта трассы было много сложностей и недопонимания. Карина Нигматуллина рассказала, что в последнее время нет вообще никаких подвижек в обсуждении всех этих вопросов с активистами. Сама она начала задавать вопросы и отправлять обращения еще в 2018 году, когда выяснилось, что трасса будет резать несколько поселков в районе. Тогда исполком муниципалитета заявил, что вообще не уполномочен рассматривать такие вопросы, а Миндортранс РТ заверял, что все нормально, трассировка не принята и в любом случае будут действовать согласно нормам.

– Я подумала, что если по нормам, то навряд ли пойдут по центру поселка, по землям ИЖС. Но оказывается, у нас нормы так устроены, что у людей могут для государственных нужд все изъять, можно даже природоохранные территории перевести в другую категорию, – негодует собеседница. – Потом, уже на уровне исполкома Лаишево я узнала, что трассировка есть и они над ней работают. 

Там активистку «успокоили», что написали ходатайство переместить трассы ниже. Оказалось, что такой маршрут еще ближе к домам людей. В итоге в Лаишевском районе очень много новых поселков, которые попадают под трассу  – Никольские Луга, Урмай, Зеленый берег, Красная поляна, Тургай, Любимово. 

Собеседница обращает внимание, что в администрации района занимаются межеванием земли под новые коттеджные поселки, и недоумевает, почему нельзя ходатайствовать о том, чтобы трасса полностью обходила жилые территории. При этом ниже есть участок с сельскохозяйственной землей, по которой активисты и предлагают пустить трассу, тем более что это позволит сократить вырубку леса. 

– Трасса проходит в непосредственной близости от жилых домов в населенных пунктах. Она идет, в том числе, по землям ИЖС, по будущим поселкам Никольские Луга, Урмай, которые сейчас застраиваются. Я сама – жительница поселка Тургай, он тоже достаточно новый, правда, уже застроен больше чем на 80%. Мы купили землю, даже не думая, что там будет дорога. Там есть, конечно, дорога на Оренбург, но на момент покупки мы были согласны с этой дорогой и ее дальнейшим расширением. Когда мы узнали о проекте этой трассы, мы говорили с застройщиком. Оказалось, что они тоже ничего не знают. Хотя, по словам проектировщиков, они ведут разъяснительную работу с новыми застройщиками, – сообщила Нигматуллина. 

Кстати, Дементьев рассказал, что замглавы Миндортранса РТ Артем Чукин пообещал организовать отдельную встречу активистов с проектантом, чтобы они могли сесть за картой и вместе проработать различные варианты. 

– При этом еще месяц назад я был на встрече в администрации Лаишевского района, где были глава Лаишевского района Ильдус Зарипов, Артем Чукин, проектант Андрей Резвяков и другие чиновники, которых непосредственно затрагивает этот вопрос. Еще тогда я предлагал организовать работу в подобном формате для того, чтобы наши встречи не были бесплодными. Что мы предлагаем альтернативные варианты, каждые две недели проектант возвращается из Питера в Казань и говорит, можно ли так сделать и почему нет. Цель – чтобы трасса пролегала максимально далеко от населенных пунктов. Чукин сказал, что рационально, глава района подтвердил, Резвяков тоже мотнул головой. Вечером созвонились с Резвяковым и он сказал, что не сможет, потому что начальство не отпускает, – утверждает собеседник. – И сейчас мы пришли к той точке, где должны были быть месяц назад. И, возможно, не было бы никаких дополнительных волнений, если бы мы просто сели, просмотрели и пришли к чему-то рациональному, что устраивает и нас, и руководство республики.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
ПОДРОБНЕЕ В СЮЖЕТЕ: 34 материала в сюжете

Строительство трассы М-12: главное

В Татарстане построят скоростную автомобильную дорогу Москва - Нижний Новгород - Казань. Эксперты считают, что она даст мощный импульс развитию экономики, но местные жители выступают против. 

36 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Марат
Как бы печально не было, если такой генплан публикуют, то его уже не поменять, как бы там общественность не возмущалась. Тк они по факту уже говорят: вот, смотрите как мы строим
2
3
Ответить

Прохожий
@Марат Так речь же не о генплане
0
0
Ответить

Гульназ С.
Неужели не нашлось места получше?! У нас страна бескрайних полей, ничего страшного бы не произошло если бы она проходила пару километров выше
22
1
Ответить

Раис
Дорога это всегда шум, грязь, аварии итд. Может там люди специально переехали подальше от города, а теперь будет трасса.
28
1
Ответить

Тимур
Вот все возмущаются как обычно, а как дорогу построят, сами же по ней и будут ездить каждый день и радоваться
2
38
Ответить

Лиля
@Тимур Вот посмотрим на вас, когда около вашего дома воткнут трассу такую. А то у нас всегда "моя хата с краю"
24
1
Ответить

Тимур
@Тимур Местные жители не будут за Деньги ездить по ней каждый день
20
1
Ответить

Анархия
@Тимур По М4 местные гоняют даже не останавливаются у шлагбаумов просто пролетают и пофиг им на оплату
1
4
Ответить

Умелец
@Тимур Ага, по платной дороге без заездов. Телепортироваться будут и каждый день ездить в Москву за продуктами
15
0
Ответить

Аркадий
Наверняка все документы уже утверждены и подписаны это просто бесполезная трата времени и сил.
2
6
Ответить

Роза
@Аркадий Давно все уже порешали и поделили Коммерческий проект!Плевать на людей! На природу.!
10
0
Ответить

Игорь
Ладно бы просто для народа построили дорогу да и все, а тут еще и платить надо
3
2
Ответить

Артур
@Игорь Вы бы видели ценники на платных дорогах в Европе. Конечно там будут хорошие дороги, например в Германии, и скоростной режим под 180 км в час. Хочешь ездить с комфортом - плати. А у нас люди никак не дойдут до этого
1
10
Ответить

Инна
@Артур В Европе уровень жизни и зарплаты такие, что позволяют спокойно платить и за дороги и за что угодно, у нас ситуация другая
15
2
Ответить

Рустам
Полным полно полей, пустых незасеяных полей. Пускай по ним не хочу. А эти даже а простые вопросы отвечать не могут.
22
2
Ответить

Девелопер
@Рустам Вот смешной человек где ты видел бесхозные земли в современной россии все уже разделено и перепродано тысячу раз, и если там ничего не высаживают это не о чем не говорит
7
0
Ответить

Александр
Везде люди живут и отодвигать трассу от себя равнозначно приближать ее к другим поселкам. Деменьтьев сам, в одном из интервью сообщил, что по их альтернативному варианту расстояние от трассы до поселков 640 метров. То есть активисты из Орла хотят отодвинуть трассу от себя на несколько километров, а другим придвинуть на 640 метров. Это разве нормально?
9
18
Ответить

Любовь
Власти не хотят вести диалог с народом. Дорога платная. Кто то будет получать деньги за каждую машину , а мы за собственные деньги получим большой Геморой нетолько для себя но и для детей и внуков. Зачем гнобить собственное население. Деньги в глазах застилают разумные решения. Все под богом ходим и всем придётся отвечать если не перед людьми так перед богом за свои деяния. Плохое обязательно бумерангом вернётся ко всем к каждому ставившему свою закорючку под этими документами
22
1
Ответить

Дмитрий
Нужен конструктивный диалог , почему чиновникам не поездить по планируемой трассировке и не поговорить с жителями ?
18
0
Ответить

Ты кто такой
@Дмитрий Федеральный чиновник не приедет к тебе и не будет с тобой общаться
3
5
Ответить

Ильдус
Руководство всех уровней говорит с трибун об основных ценностях: люди и экология, почему в данном коммерческом проекте это уходит на второй план не понятно. Любую дорогу наверно можно за 4 года построить, но лес за 4 года при всем желании не вырастить. А вырубка по данному варианту масштабная и все вблизи поселков.
16
1
Ответить

Сергей
@Ильдус Поселки Орел Гарден, Орловская усадьба и т.д. также построены в лесу. Сейчас жители этих поселков возмущаются, вспомнили про лес и экологию. Почему же вы не думали про лес, когда его вырубали под свои фундаменты, внутрипоселковые дороги, при прокладке коммуникаций и т.д.? Кроме того, другим вариантам трассы также нужно вырубать лес и не мало!
9
16
Ответить

Марат Бакиров
@Сергей О! Голубой залив проснулся))), ты сам то в береговой линии не гадишь, реку не заморяешь?))) Поражаюсь вашей вшивой "правде"!
7
5
Ответить

Марат Бакиров
@Марат Бакиров *засоряешь*
1
2
Ответить

Неравнодушный
@Сергей Это где это вы нашли поселки Орловский и Гарден? В вашем воображении? Не существует таких поселков. Есть деревня Орел, которая делится пополам этой адской трассой
8
4
Ответить

из Казани
@Сергей Согласен в том что понаехавшие уже испортили местность и чистоту природы и не считались с мнением корееных жителей, которым их появление тоже было как снег нв голову.
1
2
Ответить

Раис
В Казани нет ни одного экологически здорового района , дышать нечем . Со строительством м-12 мы лишимся экологической безопасности и с южной стороны . Читаю и диву даюсь этим московским и питерским менеджерам . Они собрались строить не изучив , не подготовившись . А нам впоследствии достанутся выхлопы китайских тягачей , раковые болезни , ухудшение экологической безопасности . Почему молчат экологи Татарстана? Задумайтесь , вам и вашим детям здесь жить .
18
2
Ответить

Рифат
@Раис Какие китайские тягачи, вы о чем? Это трасса Москва - Нижний Новгород - Казань, которую затем продлят до Екатеринбурга. Для китайских фур строят мост в Климовке, рядом с Тольятти. Из Китая, через Казахстан, Оренбургскую и Самарскую область китайцы будут уходить на Канаш и далее в Москву, зачем им заезжать в Казань. Мост в Гребенях и дорога, как раз таки строятся для татарстанцев, прежде всего для жителей юго-запада республики, которые значительно сократят путь до Казани. Для заезда на трассу в Татарстане построят 4 развязки. Кроме того, мост в Гребенях, как Южный обход Казани существенно разгрузит Горьковское шоссе да весь город, поскольку транзитный транспорт движущийся по М7 сможет объезжать Казань с га и дальше возвращаться на М7 в районе Шали. Да дорога будет платной, но цена более чем доступна, 2,5 рубля за км, а Южный обход Казани составит от силы 20-25 км. Потраченные деньги будут компенсированы экономией топлива
3
13
Ответить

Марат Бакиров
@Рифат Вы зацепилиль за фразу о китайских грузовиках, но не в этом суть, суть в том, что грузовики с самого дальнего востока по этой трассе в последствии будут ездить, т.к. в программе "Автодора" к 35-му году протянуть дорогу до Владивостока, посмотрите план развития на их сайте, там всё есть.
7
3
Ответить

Роза
Это коммерческий проект!Люди не глупые !Все понятно!Нам от этой доро́ги только шум,грязь ,отравление всех и всего!Не надо говорить о всеобщей выгоде!
14
0
Ответить

Дачник
Протестует только Татарстан.А то,что трассу в Петушинском районе нарисовали прямо под окнами дачников,хотя вокруг леса чуть боль,чем до фига.А их это не волнует- не их дачи и ни их дети живут на этих дачах.Обещали экраны поставить.Пусть поставят себе перед домом.Господи! Ну что за страна в которой плевать на людей.
17
0
Ответить

Россиянин
Почему всё в Татарстан пытаются засунуть. Надо развивать другие регионы. Трасса будет короче, экономичнее если пройдёт по Самарской и Пензенской областям.
4
0
Ответить

из Казани
Почему все говорят только о поселках расположенных вдоль Волги? Меня вот больше беспокоит то что трасса может раззрезать лес между Бимой и Пелево, не говоря уже о том что между Зимней горкой и Каипами вообще места не останется если трассу протянут так как на схеме. Еще раз повторю мост через Волгу должен выходить на левый берег Камы.
4
0
Ответить

За трассу
Что вы против ? Трасса даст развитие
1
3
Ответить

Динара
Как с уважением можно относиться к власть имущих если на протяжении более двух месяцев декларировали то что по мосту и трассе нет решения. А работа на берегу шла и идёт.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite