«Гад же ты!»: как родители теряют детей в виртуальном мире

Всемирная паутина с различными привлекательными функциями оккупирует руки
Всемирная паутина с различными привлекательными функциями оккупирует руки, глаза
и умы подростков.

Гаджеты — явление неумолимого технического прогресса цивилизации. И проводники этого прогресса. Гаджеты с их интернетом и различными привлекательными функциями оккупируют руки, глаза и умы родителей и детей. От этого не уйти. Этого не избежать. 

— Но уже появился термин «гаджето-зависимость», — напоминает семейный и клинический психолог, кандидат психологических наук Алексей Коваленко

А зависимость — это вред. Это разновидность наркомании. Со всеми вытекающими последствиями. С той разницей, что привычное нам пьянство и алкоголизм наступают уже у более-менее взрослых людей, а гаджеты могут «съесть», вобрать в себя совсем детей. И тогда родителям приходится тяжко. 

— Но есть зависимость, а есть увлечение, это разные состояния. Увлечение, как правило, полезно. Человек с помощью гаджетов познает мир, что-то изучает, приобретает какие-то навыки, — опять-таки напоминает специалист. 

«Гад же ты!»: как родители теряют детей в виртуальном мире

А зависимость — это потеря собственной судьбы. Потери не нужны. Коваленко называет четкие критерии, с помощью которых родители могут распознать увлекается их ребенок гаджетами или уже зависит от них. 

— Без устройства ребенок грустный и хмурый, с ним — спокойный, веселый, — обращает внимание психолог. 

Пожалуй, это первое, что должно насторожить родителей. Следующая стадия — увлечение гаджетами сказывается на физическом здоровье и социальной жизни. У ребенка руки все время тянутся к устройству, он поздно ложится спать, страдает бессонницей, появляются синяки под глазами, бледный худеть стал. Учеба, друзья, полезные увлечения (кружки, секции), все это ушло на задний план, весь мир свелся к гаджету. А когда кто-то пытается отвлечь от устройства отобрать хотя бы на время смартфон, планшет или компьютер, то становится злым, агрессивным. Ущерб здоровью и социальной жизни — это красный звоночек, предупреждающий о большой беде. Родителям нужно действовать, спасать ребенка. Но как родители действуют?

— Нередко родители ищут причину не в семье, а на стороне. «Может его «подсадили»? Дурная компания? Компьютеры, которые засовывают уже везде?! — рассказывает Коваленко. 

И объясняет, что искать причину на стороне это все равно, что искать черную кошку в темной комнате, когда ее там нет. Причины гаджето-зависимости детей всегда кроются в семье, зависимость возникает тогда, когда у родителей теряется контакт с их детьми. Психолог привел конкретный пример как может быть потерян контакт с ребенком.

«Гад же ты!»: как родители теряют детей в виртуальном мире

— Спрашиваю у одного подростка как получилось, что он стал таким зависимым от своего планшета? Он отвечает, мол, у нас дома все как при Сталине! Почти все под запретом, а то, что можно — это только с разрешения отца. Шаг — вправо, шаг влево — побег, прыжок на месте — провокация! А в интернете, в играх — свобода! Мол, отец с запретами не лезет, делаю что хочу, — показал Коваленко. 

Появились «дистантные» родители. Это те, кто постоянно на работе или в разъездах, а ребенка куда-нибудь «сплавляют». Он в лучшем случае живет у родственников, а в худшем предоставлен сам себе. И ощущает себя никому не нужным.

Если родители будут действовать правильно, то они вытащат сына или дочь из любой зависимости. Даже такой, когда на просьбу отвлечься от интернета или игрушки, чтобы покушать чадо бросается на мать или отца с кулаками. На такой случай у Коваленко заготовлен неожиданный рецепт:

— Садитесь рядом с ребенком и окунайтесь в его мир в гаджете. Играйте с ним, обсуждайте игру. 

Зачем это? Вы на какое-то время уступаете ребенку, играете в его игру, а почувствовав доверительный контакт, начинаете его из его игры постепенно вытаскивать. Вы предлагаете ему попробовать какую-то свою игру — футбол, рыбалка, коллекционирование, изучение родословной и т.д. Из зависимости человек вытаскивается привязанностями к какому-то интересному сообществу или занятию. Создавайте ребенку привязанности. Чем больше привязанностей, тем лучше. Некоторые родители сетуют, мол, ребенок ничего не хочет, ему ничего не нравится! Но это не так. Это не ребенок «ничего не хочет», а родителям не хватает терпения и настойчивости в поиске полезных увлечений. Или же дело еще хуже, то есть дело в том, что мамы-папы навязывают ребенку то, что ему самому не нужно.

«Гад же ты!»: как родители теряют детей в виртуальном мире

— Представьте себе в автобусе я случайно услышал очень интересный, показательный разговор двух женщин. Одна дама говорит другой: «Слушай, сын у меня такой чувствительный, такой нежный! Только музыку услышит — сразу в пляс! Так я его в военную школу отдала, чтобы из него там человека сделали!». Вот и думай после этого, что будет с этим мальчишкой и почему мамаша не отдала его в какую-нибудь танцевальную школу или студию, — рассказал психолог.

Не пытайтесь идти против природы, против истинного призвания своих детей, добра от этого не будет. Внимательно наблюдайте за своими детьми, замечайте к чему они склонны, чем им больше всего нравится заниматься. Создавайте все условия, привязывайте его именно к этим занятиям. А если сталкиваетесь с серьезными трудностями, то помните, что педагоги и психологи всегда готовы прийти к вам на помощь.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *