«Ломать привычки трудно, но необходимо»: как в центре Казани меняют движение

В столичной мэрии готовы к нареканиям из-за изменений транспортных потоков. Эксперты KazanFirst советуют властям не рубить сплеча и оставить возможность вернуться к прежним схемам, как в Москве. 

- Развитие города обязывает нас переосмысливать движение транспортных потоков. Мы к этому начинаем подходить с начала подготовки к Универсиаде. Не только строим и капитально ремонтируем, но постоянно со специалистами внедряем новые схемы движения, - говорил мэр Казани Ильсур Метшин

Еще в конце июня исполком столицы анонсировал некоторые изменения в схеме движения по центру города. А спустя пять месяцев заместитель главного архитектора города Тимур Кадыров объявил о финишной прямой первого этапа этой работы. 

Площадь Тысячелетия станет еще больше

Стартом для больших изменений в движении послужило поручение президента Татарстана Рустама Минниханова. В 2019 году он услышал жалобы казанцев о вечных пробках на проспекте Универсиады, а также Щербаковском переулке и велел проработать варианты решения этой проблемы специалистам из Бюро транспортного планирования. 

В первую очередь схему движения упростили на узле вблизи «Кольца». Там ликвидировали «островки» и организовали регулируемые пешеходные переходы от финансового факультета КФУ к памятнику Муллануру Вахитову и ТЦ «Кольцо». 

Далее все перекрестки на улице Профсоюзной оборудовали светофорами, работающими в режиме «зеленой волны». В месте примыкания этой улицы к площади Тысячелетия создано безопасное разделение потоков, оборудован регулируемый пешеходный переход и установлена дополнительная секция светофора для поворота на улице Ташаяк.

- В ближайшее время ожидается появление пешеходного перехода в районе перекрестка улиц Пушкина, Профсоюзной и Бутлерова. Это позволит сократить расстояние для ежедневного перехода пешеходов от основного кампуса КФУ к финансовому факультету, - сообщил Кадыров. 

Вторым этапом реализации проекта запланирована реорганизация движения на площади Тысячелетия, которая может быть увеличена за счет объединения разделительного зеленого островка с площадью перед стадионом. Это повысит рейтинг привлекательного знакового места и создаст дополнительную возможность для проведения больших культурно-массовых мероприятий. Кроме того, совершенствовать движение будут на улицах Право- и Лево-Булачной, Щербаковском проезде, Салимжанова. 

Строительство ТПУ тормозит кризис 

Вместе с реорганизацией дорожного движения в центре города Бюро ведет отдельную работу по формированию системы транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Кадыров пояснил, что ТПУ создаются и планируются рядом со станциями метрополитена, железнодорожными станциями, вокзалами для обеспечения взаимоувязанного развития всех видов пассажирского транспорта.  

Как отметил Метшин, на сегодня в Казани их нет совсем, но до 2040 года по генеральному плану ТПУ должно быть 17. 

- Мы заложили в генплан участки для этих мест. Безусловно, все будет зависеть от того, как быстро мы справимся с экономической ситуацией, с тем кризисом, который на сегодняшний день испытывает промышленность, бизнес. Но вечно это не продлится, поэтому мы готовим планы уже сейчас, - сказал градоначальник.

Что-то из планов уже воплощается в жизнь. В настоящее время разрабатывается ТПУ на улице Абжалилова, который должен стать одним из входных узлов на территорию будущего природного парка Русско-Немецкой Швейцарии.

- У посетителей парка должна быть возможность комфортно добраться до него на общественном транспорте или оставить машину на паркинге и иметь сервисы на входных узлах, чтобы не наносить природной территории антропогенные нагрузки, - говорит об этом Кадыров. 

Также в текущем году специалисты Бюро разработали 19 проектов транспортного моделирования, в том числе для территорий новых жилых комплексов, а также приняли участие в разработке первоочередных транспортных проектов, таких как БКК, Вознесенский тракт, дорога-дублер Оренбургского тракта.

Велосипедный маршрут в центре удлинят 

Еще одной важной частью городской транспортной политики является велосипедная инфраструктура. Ведь, с одной стороны, это популяризация ЗОЖ, а с другой, сокращение потребности в перемещении на автомобилях. Шагом навстречу к этому может стать велополоса по Большой Красной. Она свяжет парк Горького с существующим кольцевым веломаршрутом на площади Свободы.

- При выделении соответствующего финансирования реализация этой велосвязи возможна на следующий год, - подчеркнул спикер. 

А вот собеседник KazanFirst - специалист по предпроектным исследованиям велотранспортной инфраструктуры Фарит Ахметов считает, что если велокольцо будут делать именно по этому маршруту, то это будет лишь пустая трата денег. По его словам, поднять велодорожку по Большой Красной можно без проблем. В профиле улицы места для этого вполне достаточно. 

- Проблема возникает дальше, потому что соединить ее с парком Горького физически очень сложно без сокращения профиля дорожного полотна для автомобилей. Представьте, мы поднялись, а дальше мы либо вниз по Толстого, либо мы ищем обход справа, стараемся выйти на район напротив "Корстона". А тротуар там узкий и со столбами по центру даже для пешеходов. С противоположной стороны все так же, - высказывает он мнение. 

Ахметов предлагает сделать связку по улице Карла Маркса и Горького. 

- Лучше всего эту дорожку провести через территорию бывшего военного госпиталя. Так ребус складывается. Прямо от Карла Маркса по правой стороне до Вишневского. А там через подземку в парк Горького либо через перекресток Зинина. Все остальные решения видятся мне мало реализуемыми, - добавил эксперт. 

Мэрия готова к нареканиям

Все предложения Кадырова мэр города отметил как проработанные, выверенные решения, но добавил, что их реализация будет всецело зависеть от финансирования. Впрочем, важен сам факт признания этого. 

- Мы сумеем последовательно добиться поставленных задач в интересах нашего населения. Любые новшества в схеме движения всегда вызывают нарекания, вопросы, обсуждения. Мы и сами так устроены, что привыкли к привычному движению вокруг себя. Но изменения необходимы. Ломать привычки трудно, но необходимо, - отметил он. 

Собеседник KazanFirst – председатель Федерации автовладельцев России в Татарстане Рамиль Хайруллин тоже отмечает, что новшества в транспортном движении в Казани нужны были уже давно. Но не только в центре города, а и в других районах, более отдаленных. 

- У нас проблемных участков очень много. Я бы посоветовал им заглянуть дальше центра. Взять тот же перекресток Ершова-Гвардейская. Или Компрессорное кольцо. Оно постоянно в пробках, которые сами по себе не рассасываются, - говорит он. 

Согласен Хайруллин с мэром и в том, что всегда будут находиться те, кто будет недоволен ситуацией, однако это не повод отказываться от новых решений. Другое дело, насколько эти новые решения будут эффективны. В этом плане, считает спикер, нужно брать пример с Москвы, где изменения в схеме движения очень частые, при этом в столице всегда оставляют возможность вернуться к прежнему варианту. 

- Москвичи постоянно вносят изменения, они не ждут, пока все само пройдет. Где-то добавляют полосы, где-то светофоры. Если вдруг что-то стало хуже, они делают совсем другую схему либо возвращаются к прежней. А не так: не получилось и не надо, - заключил эксперт.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
14 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Пешеход
Для чего нужны эти велосипедные дорожки в регионе где 9 месяцев зима, просто ненужная трата денег на их организацию, лучше уж заняться тротуарами которые есть только в центре, немного стоит отъехать от центра так пешком пройти невозможно
15
9
Ответить

Альфред
@Пешеход Насмотрятся там на европейские города и думают, а почему бы не сделать так как в Голландии
8
5
Ответить

Водятел
@Пешеход Взглянул в окно. Через три недели начинается зима. Ни одной снежинки не вижу. Вы там из Воркуты пишете чтоль?
8
8
Ответить

Даня
@Водятел Полностью согласен. С чисел 20 апреля снега нет. И вплоть до конца октября. А это 6 мес.
5
1
Ответить

Ездок
@Пешеход А вы знаете за что лондонцы-автомобилисты терпеть не могут Бориса Джонсона?))) почитайте на досуге))
1
2
Ответить

???
А за чей счет весь это праздник дорожного движения?
1
1
Ответить

Ильяс
Мдаааа... что за обман , пробки по сравнению даже с прошлым годом резко увеличились с 5-6 баллов в час пик до 7-9 баллов , что заметно в яндекс пробках .
3
0
Ответить

Александр
@Ильяс Видимо передовые технологии созданные учеными из иннополиса не работают)))
4
0
Ответить

Женя
Чтоб разгрузить движения внутри города надо построить скоростную трёх полосную дорогу обход города типа автобана
3
1
Ответить

Михаил
Главное побольше камер поставьте чтобы всякие шумахеры поменьше гоняли
1
1
Ответить

Дмитрий
Обратите внимание.очень все просят.на выезд с ул.Восход дом3 на перекресток Восход Серова там нет пешеходного тротуара и люди идут вдоль дома номер 3 по ул. Восход по проезжей части.в час пик вообще там очень опасно.Во дрове находится школа и дет сады и школьники и мамы с детьми идут прямо по проезжей части.
2
1
Ответить

Данил
@Дмитрий Вы там совсем уже с ума посходили? Переходы есть и выше и ниже в 50-100 метрах. Может через каждый дом по переходу поставить и на спуске желательно? Машин там мало, светофоры дают по полчаса чтоб перейти не напрягаясь. Голову надо включать, а не писать везде про переходы. Ну или ноги хотя бы включать, может жиром не заплывете пройти сотню метров
3
4
Ответить

Житель
В этих ваших голлондиях мэр на личном велосипеде ездит на работу, но не на вертолете бюджетном.
3
0
Ответить

цион
перекресток Ершова-Гвардейская. Или Компрессорное кольцо. - там перманентное нагромождение идет - натолкали в Городок домов, в овраги у Новаторов, на другой стороне реки, еще и мост спланировали. Заживем! По головам друг друга ездить будем. Пора эстакады в три этажа там строить
1
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite