«Ломать привычки трудно, но необходимо»: как в центре Казани меняют движение

В столичной мэрии готовы к нареканиям из-за изменений транспортных потоков. Эксперты KazanFirst советуют властям не рубить сплеча и оставить возможность вернуться к прежним схемам
В столичной мэрии готовы к нареканиям из-за изменений транспортных потоков.
Эксперты KazanFirst советуют властям не рубить сплеча и оставить возможность
вернуться к прежним схемам, как в Москве.

— Развитие города обязывает нас переосмысливать движение транспортных потоков. Мы к этому начинаем подходить с начала подготовки к Универсиаде. Не только строим и капитально ремонтируем, но постоянно со специалистами внедряем новые схемы движения, — говорил мэр Казани Ильсур Метшин

Еще в конце июня исполком столицы анонсировал некоторые изменения в схеме движения по центру города. А спустя пять месяцев заместитель главного архитектора города Тимур Кадыров объявил о финишной прямой первого этапа этой работы. 

Площадь Тысячелетия станет еще больше

Стартом для больших изменений в движении послужило поручение президента Татарстана Рустама Минниханова. В 2019 году он услышал жалобы казанцев о вечных пробках на проспекте Универсиады, а также Щербаковском переулке и велел проработать варианты решения этой проблемы специалистам из Бюро транспортного планирования. 

В первую очередь схему движения упростили на узле вблизи «Кольца». Там ликвидировали «островки» и организовали регулируемые пешеходные переходы от финансового факультета КФУ к памятнику Муллануру Вахитову и ТЦ «Кольцо». 

Далее все перекрестки на улице Профсоюзной оборудовали светофорами, работающими в режиме «зеленой волны». В месте примыкания этой улицы к площади Тысячелетия создано безопасное разделение потоков, оборудован регулируемый пешеходный переход и установлена дополнительная секция светофора для поворота на улице Ташаяк.

«Ломать привычки трудно, но необходимо»: как в центре Казани меняют движение

— В ближайшее время ожидается появление пешеходного перехода в районе перекрестка улиц Пушкина, Профсоюзной и Бутлерова. Это позволит сократить расстояние для ежедневного перехода пешеходов от основного кампуса КФУ к финансовому факультету, — сообщил Кадыров. 

Вторым этапом реализации проекта запланирована реорганизация движения на площади Тысячелетия, которая может быть увеличена за счет объединения разделительного зеленого островка с площадью перед стадионом. Это повысит рейтинг привлекательного знакового места и создаст дополнительную возможность для проведения больших культурно-массовых мероприятий. Кроме того, совершенствовать движение будут на улицах Право- и Лево-Булачной, Щербаковском проезде, Салимжанова. 

«Ломать привычки трудно, но необходимо»: как в центре Казани меняют движение

Строительство ТПУ тормозит кризис 

Вместе с реорганизацией дорожного движения в центре города Бюро ведет отдельную работу по формированию системы транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Кадыров пояснил, что ТПУ создаются и планируются рядом со станциями метрополитена, железнодорожными станциями, вокзалами для обеспечения взаимоувязанного развития всех видов пассажирского транспорта.  

Как отметил Метшин, на сегодня в Казани их нет совсем, но до 2040 года по генеральному плану ТПУ должно быть 17. 

— Мы заложили в генплан участки для этих мест. Безусловно, все будет зависеть от того, как быстро мы справимся с экономической ситуацией, с тем кризисом, который на сегодняшний день испытывает промышленность, бизнес. Но вечно это не продлится, поэтому мы готовим планы уже сейчас, — сказал градоначальник.

«Ломать привычки трудно, но необходимо»: как в центре Казани меняют движение

Что-то из планов уже воплощается в жизнь. В настоящее время разрабатывается ТПУ на улице Абжалилова, который должен стать одним из входных узлов на территорию будущего природного парка Русско-Немецкой Швейцарии.

— У посетителей парка должна быть возможность комфортно добраться до него на общественном транспорте или оставить машину на паркинге и иметь сервисы на входных узлах, чтобы не наносить природной территории антропогенные нагрузки, — говорит об этом Кадыров. 

Также в текущем году специалисты Бюро разработали 19 проектов транспортного моделирования, в том числе для территорий новых жилых комплексов, а также приняли участие в разработке первоочередных транспортных проектов, таких как БКК, Вознесенский тракт, дорога-дублер Оренбургского тракта.

Велосипедный маршрут в центре удлинят 

Еще одной важной частью городской транспортной политики является велосипедная инфраструктура. Ведь, с одной стороны, это популяризация ЗОЖ, а с другой, сокращение потребности в перемещении на автомобилях. Шагом навстречу к этому может стать велополоса по Большой Красной. Она свяжет парк Горького с существующим кольцевым веломаршрутом на площади Свободы.

— При выделении соответствующего финансирования реализация этой велосвязи возможна на следующий год, — подчеркнул спикер. 

«Ломать привычки трудно, но необходимо»: как в центре Казани меняют движение

А вот собеседник KazanFirst — специалист по предпроектным исследованиям велотранспортной инфраструктуры Фарит Ахметов считает, что если велокольцо будут делать именно по этому маршруту, то это будет лишь пустая трата денег. По его словам, поднять велодорожку по Большой Красной можно без проблем. В профиле улицы места для этого вполне достаточно. 

«Ломать привычки трудно, но необходимо»: как в центре Казани меняют движение

— Проблема возникает дальше, потому что соединить ее с парком Горького физически очень сложно без сокращения профиля дорожного полотна для автомобилей. Представьте, мы поднялись, а дальше мы либо вниз по Толстого, либо мы ищем обход справа, стараемся выйти на район напротив «Корстона». А тротуар там узкий и со столбами по центру даже для пешеходов. С противоположной стороны все так же, — высказывает он мнение. 

Ахметов предлагает сделать связку по улице Карла Маркса и Горького. 

— Лучше всего эту дорожку провести через территорию бывшего военного госпиталя. Так ребус складывается. Прямо от Карла Маркса по правой стороне до Вишневского. А там через подземку в парк Горького либо через перекресток Зинина. Все остальные решения видятся мне мало реализуемыми, — добавил эксперт. 

Мэрия готова к нареканиям

Все предложения Кадырова мэр города отметил как проработанные, выверенные решения, но добавил, что их реализация будет всецело зависеть от финансирования. Впрочем, важен сам факт признания этого. 

— Мы сумеем последовательно добиться поставленных задач в интересах нашего населения. Любые новшества в схеме движения всегда вызывают нарекания, вопросы, обсуждения. Мы и сами так устроены, что привыкли к привычному движению вокруг себя. Но изменения необходимы. Ломать привычки трудно, но необходимо, — отметил он. 

Собеседник KazanFirst – председатель Федерации автовладельцев России в Татарстане Рамиль Хайруллин тоже отмечает, что новшества в транспортном движении в Казани нужны были уже давно. Но не только в центре города, а и в других районах, более отдаленных. 

— У нас проблемных участков очень много. Я бы посоветовал им заглянуть дальше центра. Взять тот же перекресток Ершова-Гвардейская. Или Компрессорное кольцо. Оно постоянно в пробках, которые сами по себе не рассасываются, — говорит он. 

«Ломать привычки трудно, но необходимо»: как в центре Казани меняют движение

Согласен Хайруллин с мэром и в том, что всегда будут находиться те, кто будет недоволен ситуацией, однако это не повод отказываться от новых решений. Другое дело, насколько эти новые решения будут эффективны. В этом плане, считает спикер, нужно брать пример с Москвы, где изменения в схеме движения очень частые, при этом в столице всегда оставляют возможность вернуться к прежнему варианту. 

— Москвичи постоянно вносят изменения, они не ждут, пока все само пройдет. Где-то добавляют полосы, где-то светофоры. Если вдруг что-то стало хуже, они делают совсем другую схему либо возвращаются к прежней. А не так: не получилось и не надо, — заключил эксперт.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *