Каждый третий татарстанец попадал в коррупционную сделку

Жители республики не скрывают
Жители республики не скрывают, что готовы давать взятки для оперативного решения
нужных вопросов.

В преддверии Дня борьбы с коррупцией, который отмечается 9 декабря, на площадке Минздрава Татарстана состоялось очередное заседание молодежного дискуссионного клуба на тему борьбы с мздоимством. На этот раз разговор шел о социальной сфере, в том числе системе здравоохранения. 

В начале мероприятия завотделом антикоррупционных проверок Управления президента Татарстана по антикоррупционной политике Равия Шрша отметила, что несмотря на снижение уровня коррупции в республике за последние 10 лет, в ходе опросов населения выяснилось, что факты взяточничества встречаются очень часто.

— Каждый третий респондент признался, что вступил в коррупционную сделку из-за отсутствия времени или возможности решения проблемы законным путем. Особую тревогу вызывает то, что 57,8% опрошенных готовы дать взятку, — рассказала Шрша. — Есть над чем поработать органам государственной власти, органам местного самоуправления. 

Каждый третий татарстанец попадал в коррупционную сделку

Она также перечислила наиболее распространенные проблемы в районах республики, выявленные в результате социологических исследований. К ним относятся высокие цены на товары в магазинах, проблемы трудоустройства, низкий уровень заработной платы, а также нехватка или плохое состояние больниц, поликлиник и медпунктов. Из опрошенных 8% пожаловались на взяточничество со стороны чиновников и местных органов власти. 

Много жалоб татарстанцев относится и к сфере здравоохранения.

— В системе «Народный контроль» в категории «Поликлиники и больницы» поступает более 1 000 обращений, более 50% из них от жителей Казани, — сообщила завотделом антикоррупционных проверок.

Нередко люди жалуются на то, что сотрудники муниципальных медучреждений взимают с них деньги за медпомощь по программе обязательного медицинского страхования. 

— Коррупционная ситуация в учреждениях здравоохранения не исключена на любом этапе оказания медпомощи. Ее причинами могут стать недостаточное количество врачей, очередь на прием, отсутствие свободных коек в стационарах, — добавила Шрша. 

За 10 месяцев 2020 года в республике в сфере здравоохранения выявлено 34 преступления коррупционной направленности. В 2017-м в этой сфере было зафиксировано 27 таких преступлений, в 2018 году — 49, в 2019-м — 21. 

— В разрезе статей Уголовного кодекса по линии здравоохранения выявлено 5 фактов получения взятки, 19 фактов дачи взятки и посредничества в этом, 6 фактов мошенничества, один факт злоупотребления полномочиями, один — служебный подлог, — рассказала Шрша. — Общая сумма причиненного ущерба от действий должностных лиц составила 12 млн рублей. 

Каждый третий татарстанец попадал в коррупционную сделку

Спикер привела несколько примеров. Психиатр-нарколог одной из больниц республики получил взятку в размере 20 тысяч рублей за снятие с наркологического учета пьяницы. Суд наложил на правонарушителя штраф в размере 100 тысяч рублей. Другой медик получил взятку при решении вопроса о незаконном освобождении от военной службы. 

Заместитель главного врача c помощью махинаций с начислением надбавок присвоила более 137 тысяч рублей, которые израсходовала на личные нужды. По данному факту возбуждено уголовное дело, ведется следствие. 

Нередко врачи получают денежное вознаграждение за незаконное оформление инвалидности. 

Факты коррупции встречаются и в школах. Наибольшее количество жалоб от родителей, поступающих в аппарат Уполномоченного по правам ребенка, связано с приобретением рабочих тетрадей, сообщила детский бизнес-омбудсмен Ирина Волынец. Зачастую их заставляют покупать эти тетради на собственные деньги, хотя они как учебные пособия должны предоставляться детям бесплатно. Проблема здесь заключается в том, что на них не выделяются государственные средства, потому что такие тетради не рассчитаны на повторное использование. Однако в любом случае школы должны приобретать их без привлечения денег родителей.

— Если образовательная организация включает конкретную рабочую тетрадь в рабочую программу, ее руководитель обязан изыскать возможности для приобретения этих учебных пособий исключительно через внебюджетный счет организации, не привлекая средства родителей. Вместе с тем в целях более углубленного изучения предмета обучающимся учитель может рекомендовать учебные пособия, в том числе рабочие тетради, не включенные в список учебных пособий, рабочих программ, для домашнего, самостоятельного использования. При этом указанные учебные пособия не могут быть применены в образовательном процессе при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего и среднего общего образования, — пояснила она.

Волынец считает нужным перед началом учебного года проводить разъяснительную работу по данному вопросу с руководством образовательных учреждений, педагогическими коллективами и родителями.

Каждый третий татарстанец попадал в коррупционную сделку

Помимо этого коррупционные риски содержит в себе и ограниченное территориальное закрепление многих школ, на что так же жалуются родители. Когда за тем или иным образовательным заведением числится недостаточное количество домов и в него на внеконкурсной основе принимаются дети со всего города. В этом направлении аппарат уполномоченного по правам ребенка активно ведет работу, сказала Волынец. Так, в частности, после ее обращения количество закрепленных за 7-й гимназией домов увеличилось с трех до шести, а у школы №9 — с двух до семи. Волынец предлагает внести изменения в постановление исполкома Казани №157 о закреплении муниципальных общеобразовательных организаций за конкретными территориями города. 

Проблемными зонами также остаются прием учащихся в 1-й и 10-й классы. Иногда бывает так, что родители не знают точного времени зачисления в 1-й класс, а на следующий день запись уже окончена. В связи с этим Волынец предлагает организовать прием детей в образовательные учреждения по аналогии с приемом в детсады. Она также напомнила, что все школьники имеют право на обучение в 10-х и 11-х классах. Поэтому, по ее мнению, помимо профильных, должны быть и обычные, неспециализированные старшие классы. Еще одной проблемой является то, что родители детей-инвалидов нередко получают необходимые лекарства только после обращения в разные инстанции.

На заседании затронули тему целевого обучения в вузах, в частности в КГМУ. Замминистра здравоохранения Татарстана Ильдар Фатихов объяснил, от чего зависит прием абитуриентов. Он выделил два основных критерия при решении этого вопроса. Первым и самым важным является наличие необходимого количества баллов ЕГЭ. Второй —  это потребность в медицинских специалистах в районах республики. 

— Эта процедура прозрачная. Никаких комиссий там нет, — сообщил спикер.

Замминистра также рассказал, что увеличилось количество целевых мест в ординатуру.

— Мы увеличили количество целевых мест в ординатуру. Практически 100%, весь бюджет, направленный на поступление туда, — все они идут в рамках целевого приема, — рассказал Фатихов. — И там основной критерий — это подписанное с учреждением соглашение. 

На сегодня далеко не все студенты-целевики хотят в дальнейшем работать в районах. И это является одним из проблемных вопросов.

Замминистра коснулся также вопроса о балансе между лечением больных коронавирусом и пациентов с остальными заболеваниями.

— На сегодня 5 300 коек задействованы в ковидных госпиталях — это четверть от всего коечного фонда. Вся его оставшаяся часть работает на остальные заболевания, — сообщил он.

Фатихов также отметил, что из-за опасения заразиться ковидом многие татарстанцы в последнее время стали отказываться от плановой госпитализации.

Каждый третий татарстанец попадал в коррупционную сделку

Что же касается борьбы с коррупцией в Минздраве Татарстана, она, по словам замминистра, ведется на уровне сразу трех комиссий. В министерстве есть телефон доверия и интернет-приемная по вопросам коррупции. Несмотря на это, факты подобных нарушений в подведомственных организациях имеют место, сообщил Фатихов.

Министр труда, занятости и социальной защиты Татарстана Эльмира Зарипова в свою очередь отметила, что в рамках борьбы с коррупцией была проведена автоматизация выплат и налажена четкая система межведомственного взаимодействия. 

На заседании дискуссионного клуба были рассмотрены и другие актуальные вопросы. Так, председатель Молодёжного парламента при Госсовете Татарстана Нина Шимина обратила внимание, что лекарства для лечения и профилактики ОРВИ сильно подорожали, а некоторых из них нет в аптеках. 

Координатор движения «Волонтёры-медики» в Татарстане Анна Макарова подняла тему о том, как не допустить переход через грань добровольчества в работу исключительно за дополнительные блага. Ведь волонтёры-медики получают дополнительные баллы, которые после суммируются и могут помочь при поступлении на следующие ступени обучения. 

Предприниматель Артур, участвующий в торгах в муниципальных учреждениях здравоохранения при закупках медицинского оборудования, пожаловался, что после победы звонят и предлагают отказаться от заключения договора. 

Молодой папа Александр рассказал, что не мог несколько недель подряд записать годовалую дочь на плановый медосмотр к офтальмологу. Некоторые родители бывают вынуждены ждать приема по несколько месяцев. 

— Мы в преддверии 9 декабря проводим разные мероприятия. В этом году решили провести несколько дискуссионных столов по разным сферам, — рассказала корреспонденту KazanFirst председатель Молодёжного правительства Татарстана Алла Абросимова. — В первый раз было заседание по теме образования и молодежной политики, во второй — по теме экологии с межведомственным диалогом. И в этот раз поняли, что, наверное, самыми острыми остаются вопросы социальной сферы — здравоохранения, всех мер поддержки, которые существуют, прозрачности и вообще оказания всех медицинских услуг населению, малообеспеченным и многодетным семьям и так далее. Мы поняли, что у молодых родителей очень много вопросов, которые хочется понять, актуализировать и выявить, есть ли здесь действительно коррупционные риски или это просто какие-то недоработки, какая-то халатность. Где-то это кумовство, где-то взяточничество. Поэтому сегодня постарались разобраться, где можно получить эту самую прозрачность, чтобы эти коррупционные риски минимизировать.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: