Хафиз Миргалимов о запрете алкомаркетов: Мы столько обсуждаем, даже выпить захотелось

Госсовет Татарстана вернулся к проблеме продажи алкоголя в жилых домах. Вопрос с «наливайками» депутаты решили
Госсовет Татарстана вернулся к проблеме продажи алкоголя в жилых домах. Вопрос с
«наливайками» депутаты решили, теперь идет борьба с алкомаркетами.

На очередном заседании Госсовета депутат Ильдар Шамилов выступил с законопроектом, который он лоббирует уже на протяжении долгого времени. Парламентарий предлагает ввести полный запрет на продажу алкоголя в жилых домах. Он подчеркивает, что это наказы его избирателей.

— Мои избиратели и люди видят иначе правовое регулирование в республике в этой части, чем профильный комитет, а именно выступают за полный запрет продажи алкоголя в многоквартирных домах, потому что от этого просто захламляются наши дворы, — говорит Шамилов.

Хафиз Миргалимов о запрете алкомаркетов: Мы столько обсуждаем, даже выпить захотелось

Шамилов отметил, что Комитет по экономике, инвестициям и предпринимательству отклонил его предложения, ссылаясь на то, что поведение людей от запретов не изменится, бюджет потеряет доходы от акцизов, вырастет безработица и нелегальная продажа алкоголя.

— Что, кстати, не подтверждается ни данными общественных обсуждений законопроекта, ни экономическими расчетами, которые были представлены, — замечает депутат. — Так, в общественных обсуждениях не проводился реальный опрос субъектов малого и среднего бизнеса, работающих именно в жилых домах, и не исследовалась фактическая структура реализации ими продуктовой линейки, равно как и сам бизнес не проявил никакого интереса к предлагаемым заменам регулирования. Какие-либо аналитические материалы и аргументы представлены не были, хотя профильный комитет я об этом просил.

Алкогольный бизнес растет как грибы

Парламентарий согласился с Комитетом, что в этом вопросе необходимо соблюсти баланс между интересами бизнеса и граждан. Но когда речь идет о благополучии граждан и защите их прав на улучшение качества жизни, то приоритет должны отдавать им, считает он. 

— Увы, при необходимости сохранения баланса интересов во главу угла ставится только один вопрос – вопрос недополучения доходов бюджета от акцизных поступлений, которые сделаны из расчета общего объема реализованной алкогольной продукции без учета реализованного алкоголя именно в многоквартирных домах, — вновь акцентирует депутат.

Шамилов подчеркнул, что противоречит данным самого Госсовета. Он вспомнил слова Рафиса Бурганова, сказанные в интервью в октябре 2017 года, когда тот был председателем Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству. Бурганов сказал, что после того как убрали всего 230 точек продажи алкоголя из 7 тысяч, произошло снижение правонарушений в состоянии алкогольного опьянения. В то же время поступление акцизов на алкоголь не уменьшилось, а даже выросло.

Депутат также озвучил, что в среднем в республике приходится по 7,5 л алкоголя на человека, а Татарстан занимает 17-е место в рейтинге пьющих регионов.

Хафиз Миргалимов о запрете алкомаркетов: Мы столько обсуждаем, даже выпить захотелось

— Любые потери должны компенсироваться за счет сбалансированной акцизной политики, а не за счет здоровья и благополучия наших граждан, — заметил он.

Шамилов попросил депутатов взвешенно рассмотреть его законопроект и принять в первом чтении. Он отметил, что в случае принятия будет дана отсрочка на 180 дней, то есть за это время алкомаркеты смогут наладить свой бизнес исходя из новых правил. Депутат также добавил, что готов доработать законопроект, но даже если он не будет принят, он продолжит работу.

— Если у нас не будет смелости прекратить этот домовой алкогольный бизнес, давайте его хотя бы остановим. Ведь растут они как грибы, только, увы, поганки, — подытожил он.

Бизнес же испугается

Как и прежде с наливайками, законопроект вызвал большую дискуссию.

Депутат от «Справедливой России» Альмир Михеев поддержал проблему, которую поднял Шамилов, но заметил, что города и ситуации в них разные. Маленькие магазины в панельных домах в Челнах и респектабельные магазины в центре Казани, торгующие дорогим алкоголем, – это разные вещи. Нельзя применять к ним одни и те же правила.

Хафиз Миргалимов о запрете алкомаркетов: Мы столько обсуждаем, даже выпить захотелось

— Может быть, мы дополним ваш законопроект тем, что спустим эту проблему на уровень горсовета? Пускай каждый горсовет решает, вводить это ограничение по торговле или нет, — предложил Михеев.

Шамилов согласился и вновь отметил, что готов к любому сотрудничеству с депутатами. 

Другой парламентарий от КПРФ Михаил Атласов так же поддержал законопроект и предложил, как по опыту с наливайками, создать рабочую группу, чтобы каждый муниципалитет высказал свою позицию. 

Председатель Комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию  Александр Тыгин в свою очередь заметил, что, работая с проблемами по ЖКХ, к удивлению, не сталкивался с нареканиями по магазинам в жилых домах. Он считает, что население, наоборот, очень нуждается в них. 

— Сейчас мы говорим о рабочей группе — начнем запугивать бизнес, который туда инвестировался, вложился. А вы предлагаете выйти им из домов, купить землю, построить магазин. Нет ли необходимости вообще этот вопрос снять с повестки? — спрашивает Тыгин.

Шамилов ответил, что с радостью перешлет все обращения избирателей, которые уже показывал, например, прокуратуре. А что касается покупки земельных участков, то, по его словам, в Челнах и Казани много площадей сдается в аренду. Он предложил коллеге проехаться не только по главным улицам на депутатском авто, но и заглянуть в закоулки. Есть объекты, которые месяцами сдаются в аренду, но бизнес в них не заселяется. 

Хафиз Миргалимов о запрете алкомаркетов: Мы столько обсуждаем, даже выпить захотелось

Также поддержал законопроект депутат от партии «Роста» Олег Коробченко, к которому тоже поступали обращения от избирателей. Он отметил, что есть магазины хорошие, а есть те, что торгуют только алкоголем, вокруг которых и собираются те самые «граждане». Но в случае полного запрета бизнес сильно пострадает. Коробченко отметил, что готов войти в состав рабочей группы от лица бизнеса, и предложил рассмотреть разные варианты решения проблемы.

Депутат Фадбир Сафин коснулся отсрочки, которую дадут бизнесу в случае принятия закона.

— Смогут ли люди за 180 дней найти новое помещение или построить и начать работу? Ваша идея хорошая, но если она коснется конкретного человека, как быть? — спрашивает он.

Шамилов ответил, что если будет создана рабочая группа, вопрос можно будет решить.

— Да, я могу ошибиться и имею право на ошибку. Но еще раз говорю, что это вопрос, который постоянно поднимают мои избиратели. Поэтому давайте определимся: если нужен год бизнесу, то будет год. Или, например, просто остановим машину и больше не будет разрешений по открытию магазинов на первых этажах жилых домов, — вновь предложил он.

Бюджет может потерять 2 млрд рублей за три года

После Шамилова выступил заместитель председателя Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Ринат Гайзатуллин, который объяснил позицию Комитета. Он отметил, что в республике 1 650 объектов, которые по лицензии продают алкоголь в жилых домах.

— Запрет может повлечь снижение предпринимательской активности и сокращение торговых объектов более чем на 25%, как следствие — налоговых поступлений в бюджет, — говорит он. – В случае принятия законопроекта снижение поступлений в бюджет за три года составит более 2 млрд рублей.

Хафиз Миргалимов о запрете алкомаркетов: Мы столько обсуждаем, даже выпить захотелось

Кроме того, закрытие алкомаркетов приведет к увеличению безработицы. По данным Гайзатуллина, порядка 24 тысяч человек могут лишиться работы. 

Шамилов в законопроекте отметил, что доходную часть бюджета можно увеличить за счет взимания земельного налога. 

— Считаем, что вопросы налогообложения торговых объектов, расположенных в многоквартирных домах, необходимо решать путем внесения изменений в Налоговый кодекс России, а не путем ограничений отдельных видов предпринимательской деятельности, — говорит зампредседателя.

Комитет также слабо верит, что бизнес продолжит работу в случае переезда в другое здание: в Казани, например, очень мало подходящих земельных участков, а строительство – это очередные затраты.

— Алкогольная продукция магазинов у дома дороже примерно на 10%, чем в сетевых магазинах, что позволяет удерживать рентабельность торговых предприятий и минимизировать наценку на социально значимые товары (хлеб, молоко, крупы и другие). Именно шаговая доступность магазинов, расположенных в жилых домах, выполняет, в том числе, социальную функцию, позволяя обеспечить прежде всего людей пожилого возраста, а также лиц с ограниченными возможностями передвижения продовольственными товарами, — выдвигает еще один аргумент Гайзатуллин.

Комитет считает, что вопрос нужно решать поэтапно, особенно в текущих экономических условиях. Поэтому введение полного запрета на продажу алкоголя в жилых домах он посчитал преждевременным и отклонил законопроект.

«Мы же не за то, чтобы спаивать народ в подъездах»

Руководитель фракции КПРФ Хафиз Миргалимов отметил, что обсуждаемый вопрос имеет несколько аспектов, в том числе социальный и организационный. Если он поступил именно от избирателей, то их мнение нужно учитывать. 

— Испокон веков люди пили. Между прочим, хочу сказать, мы столько обсуждаем, что даже пить «охота» стало, — улыбается депутат. – Этот вопрос же и нас касается – от этого никуда не денешься.

Хафиз Миргалимов о запрете алкомаркетов: Мы столько обсуждаем, даже выпить захотелось

Миргалимов предложил провести социсследование, создать рабочую группу, в которую должен войти и бизнес, и представители районов, а после детальной проработки вернуться к вопросу в январе-феврале. 

Председатель Госсовета Фарид Мухаметшин отметил, что вопрос продажи алкоголя в жилых домах обсуждается не первый раз и не первый год, а тема интересная, вот только интересы стороны не стыкуются.

— Одним запретом эту задачу не решить, на мой взгляд. У меня есть информация от Торгово-промышленной палаты, от представителей малого и среднего бизнеса о том, что где-то нашли такую нишу: что-то пекут, но при этом продают на разлив какие-то вина, еще что-то, водку и этим живут. Получается, что большое количество населения зарабатывает вот этой предпринимательской деятельностью. Как нам в этой части поступить? Думаю, что представленный законопроект, который Комитет предлагает к отклонению, на самом деле этих целей не достигает. Надо изучать дальше, — высказал свое мнение председатель.

Мухаметшин отметил, что прозвучали хорошие предложения в части создания рабочей группы, проведения исследований, и предложил более глобально подойти к вопросу.

Хафиз Миргалимов о запрете алкомаркетов: Мы столько обсуждаем, даже выпить захотелось

— Мы же не за то, чтобы спаивать народ в подъездах. Абсолютно нет. Но в то время, когда мы примем такой жесткий запретный закон, тысячу людей, которые этим бизнесом занимаются, вгоним в еще более тяжелое положение: оставим семьи без заработка, тем более в сегодняшних тяжелых экономических условиях. Поэтому, я думаю, надо поддержать мнение Комитета — отклонить представленный законопроект. Без обиды, — обратился он к Шамилову.

В завершение Мухаметшин попросил Комитет создать рабочую группу и заняться аналитикой. По-другому вопрос не решить, считает председатель. И депутаты в большинстве его поддержали.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *