Большие автобусы в Челны будут «вползать»

Власти автограда в конце концов надеются перевозки маломобильных пассажиров наладить.
Власти автограда в конце концов надеются перевозки маломобильных пассажиров
наладить.

В Набережные Челны прибыли три новых пассажирских автобуса большой вместимости. Прибыли (через Смоленск и Самару, то есть через таможню) из Минска. Это «МАЗы». Для автограда, оставшегося в феврале с одними «газельками» на городских маршрутах (КАМАЗ отобрал свои «НефАЗы» потому, что муниципалитет не смог за них расплатиться), прибытие даже трех «МАЗов» — большое событие. 

Власти города устроили что-то вроде презентации. Представителям СМИ автобусы показали генеральный директор и совладелец ООО «Пассажирские перевозки» (основной перевозчик на микроавтобусах) Николай Тятюшкин и руководитель исполкома города Фарид Салахов. Они же рассказывали о том, как развивается ситуация с пополнением парка общественного транспорта. Увы, если говорить о пополнении, то хвастаться особо нечем. Сейчас по городу бегает два больших автобуса, вот пришли еще три, буквально через три-четыре дня (обещание Тятюшкина) они тоже выйдут на линию. В декабре ожидается еще одно поступление больших автобусов (обещание Салахова), сколько их поступит — осталось тайной. Но вот если говорить о развитии ситуации в целом, то появляется надежда, что задачу надежно организовать в Челнах перевозки пассажиров специалистам уже удается выполнить.

— Новые «МАЗы» будут ездить без кондукторов, но водителей на них мы будем отбирать. Потому что если микроавтобус стоит до двух миллионов рублей, то вот эти «МАЗы» по 6 миллионов 350 тысяч рублей каждый. Мы их купили через компанию «Восток-Лизинг» по контракту на пять лет. Заплатили пока только 10 процентов от стоимости, — дал расклад Тятюшкин.  

Большие автобусы в Челны будут «вползать»

При таких расходах и условиях по нынешним временам автобусы нельзя терять даже на длительный ремонт. Поэтому водители здесь должны быть суперпрофессиональные и настолько же ответственные. Автобусы должны хорошо зарабатывать. Пассажиры-«зайцы» или опять же водители, нечистые на руку (кто прикарманивает деньги на билеты), мягко говоря, нежелательны. Чем их меньше, тем лучше.

— «МАЗы» будут работать без кондукторов, но в салоне будет установлено видеонаблюдение и за водителем, и за пассажирами. Видео за пассажирами — это еще и видеосчетчик. Будет считать, сколько пассажиров вошло, сколько вышло, — сообщил Тятюшкин. 

Кроме того, помимо традиционной кассы на выходе рядом с водителем, расчетные аппараты установят в салоне на поручнях. Как в Москве. Расплатиться за проезд можно будет безналом, с помощью банковской карты. 

— Кончились времена, когда мы возили школьников бесплатно. Были валидаторы, которые карты школьников не считывали. Сейчас мы установили кассовые аппараты, которые все на свете считывают, — добавил совладелец компании «Пассажирские перевозки».  

И поделился планами создать службу контролеров. Чтобы «зайцев» (безбилетников) ловили. Хотите верьте, хотите нет, но когда в Челнах людей возили большие муниципальные «НефАЗы», никаких контролеров не было. Деньги за проезд воровали водители, оставляли при себе «зайчики». А в муниципалитете и в Горсовете сетовали на то, что большие автобусы никак не выйдут на безубыточность.

— Нет закона, чтобы привлечь безбилетника к ответственности, — сетует шеф транспортного предприятия. 

Большие автобусы в Челны будут «вползать»

Но вот опыт такой в стране есть. Николай Иванович рассказал, что и в Москве, и в Белгороде, например, «зайцев» штрафуют. Потому что там есть необходимые решения местных советов депутатов. Челнинский Горсовет тоже вполне может принять решение и узаконить штрафы за безбилетный проезд в общественном автобусном транспорте. Не заплатил 25 рублей за поездку, заплатишь тысячу. Такую сумму штрафа предлагает Тятюшкин. ООО «Пассажирские перевозки» готовит инициативу в Горсовет по этому поводу.

— Вам на большие автобусы из бюджета будет выделяться дотация (сумма, необходимая для достижения безубыточности) или, как при «НефАЗах», компенсация за каждого льготника? — спросил журналист KazanFirst. Ради полноты картины напомним, что при «НефАЗах» компенсацию за каждого льготника перевозчику платили почему-то меньшую, чем стоил билет на проезд.

— Я уже не раз говорил вот о чем. Чтобы хорошо всем было (перевозчику, пассажирам, муниципалитету), муниципалитету нужно переходить на брутто- или нетто-контракты с перевозчиком. Брутто — это когда все, что собрано в автобусах, уходит в бюджет, а потом необходимые (для безубыточности) средства выплачиваются перевозчику. Нетто — это когда собранные деньги забирает перевозчик, а разницу (до безубыточности) выплачивает бюджет. Заказчик заказывает перевозки с 5 утра и до 12 ночи. Выполненные рейсы оплачиваются независимо от того, что возят автобусы: воздух или пассажиров, — так ответил Тятюшкин. И сделал очень и очень существенное уточнение: — Это не я предлагаю, а государство, уже принят Федеральный закон!

Салахов рассказал о том, что ситуация с пополнением парка большими автобусами в мэрии обсуждается в ежедневном режиме. Проводятся встречи с представителями кредитных организаций и лизинговых компаний. То есть закупает автобусы частный перевозчик, а чиновники стараются помочь ему найти наиболее выгодные условия.

— Будет постоянное и постепенное пополнение автобусного парка, — сказал Салахов. 

Большие автобусы в Челны будут «вползать»

Ни конкретных сроков (когда парк окончательно пополнится), ни конкретного числа (сколько будет больших автобусов, сколько маленьких) руководитель исполкома города не назвал. Сообщил, что именно «МАЗы» выбрали еще и потому, что они с коробкой-автоматом. Водители будут меньше отвлекаться и меньше уставать. Еще Салахов сказал, что с перевозчиком не будет заключаться (пока, во всяком случае) никаких брутто- или нетто-контрактов. Будут регулируемые тарифы.

— Почему вы опять применяете регулируемые тарифы, которые себя не оправдали при «НефАЗах»? — в точку спросил кто-то из журналистов. 

В ответ Салахов начал накручивать аргументы: 

— Те автобусы были большой вместимости, эти немного меньше. Мы думаем, что здесь с точки зрения рентабельности будет другая экономика, потому что… По эксплуатации будем смотреть, по маршрутам. Будем смотреть с учетом ошибок, которые были.

Сити-менеджера спросили, где и как будут ремонтироваться автобусы в случае необходимости.  

— Обслуживать будут они (ООО «Пассажирские перевозки») сами. Понятно, что автобусы гарантийные. Есть сертифицированный центр «мазовский», — ответил руководитель. 

Поинтересовались и о том, как идут переговоры с Москвой, где бензиновые автобусы заменили на камазовские электробусы. А также о том, пожертвует ли Москва для нас поставленные «на прикол» автобусы. Ответ был невнятный. В общем, переговоры идут.   

Большие автобусы в Челны будут «вползать»

Журналист KazanFirst также уточнил, сколько, с точки зрения исполкома города, на городских маршрутах должно быть больших и сколько маленьких автобусов.

— Поровну. Будем покупать, будем смотреть, — выдал Салахов «соломоново» решение. 

Стало понятно, что муниципалитет все еще надеется на то, что большие автобусы станут рентабельными, что частному перевозчику удастся этого добиться. И тогда не придется заключать брутто-нетто-контракты и тратить на перевозки бюджетные деньги.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *