декабря распродажах машин уходящего года выпуска. Тем не менее, желающим
обновить автомобиль откладывать покупку все равно не стоит.
Планы, бонусы и скидки
Как известно, многие автомобилисты откладывают смену машины на конец года, когда дилеры предлагают автомобили уходящего года выпуска с хорошим дисконтом. С предпраздничным настроением щедрость продавцов, разумеется, никак не связана, а имеет вполне прозаические обоснования. Дело в том, что дистрибьюторам предстоит отчитаться в штаб-квартиры о выполнении годового плана продаж, и ради этого они стимулируют дилеров бонусами (3-10% от стоимости автомобиля в зависимости от марки).
Для дилеров, в свою очередь, это является существенной статьей формирования бюджета, поэтому под конец финансового года они стремятся максимально расчистить склады, чтобы показать выполнение или перевыполнение плана продаж. Лучшие скидки обычно можно найти в автосалонах крупных холдингов, ведь бонус производителя в большинстве случаев зависит от объема продаж. Кроме того, дилеров подталкивают к распродаже складов условия госпрограмм стимулирования спроса, которые, как правило, распространяются на автомобили с ПТС текущего года, так что продать машины с «просроченным» паспортом становится намного сложнее.
Для покупателей же год выпуска автомобиля не имеет почти никакого практического значения, поскольку гарантия на него начинает действовать с момента передачи клиенту, а не с даты производства. Таким образом, покупка прошлогодней машины в сезон распродаж действительно может быть очень выгодна, особенно если учесть, что автомобили нового модельного года непременно подорожают, а скидок на них дилеры обычно не предоставляют. В то же время необходимо иметь в виду, что год выпуска влияет на стоимость автомобиля при его дальнейшей перепродаже, косвенно давая информацию о дате окончания гарантии, пробеге и модельной линейке.
Как говорит генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский, можно рассматривать «выгоду» от покупки нового автомобиля по-разному, и именно выбранная позиция будет влиять на принятие решения. Если клиент хочет максимально сэкономить на покупке автомобиля, то самое выгодное — покупка автомобиля предыдущего года выпуска в период с января по март. На такие автомобили производители предоставляют дополнительные программы поддержки, и клиенты могут получить максимальную выгоду.
— Если клиент хочет сохранить инвестиции, то правильнее покупать автомобиль в период с марта по май, когда в продажу начинают поступать модели текущего года. Их стоимость будет чуть выше, чем у автомобилей предыдущего года выпуска, но по прошествии нескольких лет автомобиль будет иметь большую остаточную стоимость, чем модель предыдущего года, и разница в цене будет существеннее, чем скидка при покупке, — констатирует Андрей Ольховский.
Вопреки традициям
Впрочем, несмотря на то, период предновогодних распродаж на авторынке обычно приходится на декабрь, возникший недавно дефицит у дилеров внес коррективы в эту традицию, и о больших скидках на машины уходящего года выпуска сегодня мечтать не приходится. Напомним, нехватка автомобилей в наличии вызвана перебоями с производством из-за пандемии коронавируса, а также ажиотажным спросом на фоне очередного падения рубля в последние месяцы. Кроме того, в ноябре продажи новых автомобилей подстегнуло завершение госпрограмм льготного автокредитования, по которым заемщики могут приобрести популярные модели российского производства с 10-процентной скидкой от государства. И хотя в условиях сохраняющегося дефицита на авторынке воспользоваться ей успели далеко не все желающие, они смогут сделать это в следующем году, когда действие госпрограмм возобновится.
В сложившейся ситуации автопроизводители отказались от прямых скидок на свои модели и предлагают дисконты исключительно в рамках схемы трейд-ин или фирменных программ автокредитования. В последнем случае выгода для покупателей становится особенно неочевидной, учитывая дальнейшую переплату по банковским процентам и каско.
— Если говорить о том, что уже сейчас активно продаются автомобили, которые приедут в дилерские центры только в феврале, то каких-то определенных распродаж в этом году не предвидится. Дефицит продолжается, а с учетом экономической ситуации, сложности поставок запчастей и с учетом того, что эпидемиологическая обстановка оставляет желать лучшего, – дополнительных скидок в конце текущего года и в начале следующего ожидать не стоит. Кстати, вероятнее всего, дилерские центры поддержат новогоднее настроение клиентов дополнительными подарками в декабре на автомобили в наличии, — рассуждает руководитель отдела продаж «Сигма Сервис» Георгий Коновалов.
По его мнению, в текущих рыночных условиях сейчас наиболее удачное время для покупки нового автомобиля 2020 года выпуска с наибольшей выгодой, поскольку при приобретении машины в наличии ее цена известна и остается неизменной с того момента, как покупатель сделал выбор. В то время как стоимость автомобилей, которые только едут к дилерам (находятся в производстве или в пути), будет зависеть от дополнительных факторов (например, от курса рубля) и может измениться — как правило, в большую сторону.
Время покупать
Действительно, декабрь-январь станут удачным временем для покупки нового автомобиля, ведь машины 2021 года выпуска изначально будут дороже. Как показывает практика, автомобили нового модельного года начинают поступать дилерам уже в декабре, причем первыми приходят модели, выпускаемые в России. Сроки появления импортных иномарок различаются в зависимости от места производства — например, из Японии и США они прибывают только в марте-апреле. При этом участники рынка ожидают, что дефицит на российском авторынке будет сохраняться вплоть до весны будущего года.
Как считает Андрей Ольховский, если в текущий момент нет острой необходимости в покупке автомобиля, лучше выдержать паузу. После окончания пандемии рынок стабилизируется, и поставки автомобилей станут регулярными. В комплексе это даст возможность получить более привлекательные условия покупки у дилеров. А если клиент планировал приобрести машину в начале текущего года, но по тем или иным причинам не купил, то лучше сделать это сейчас и не ждать, что будет в 2021-м. С точки зрения финансов — цены на автомобили в следующем году будут существенно выше даже с учетом возможных скидок.
Что касается цен на автомобили 2021 года выпуска, помимо традиционных валютных и инфляционных рисков автопроизводители будут закладывать в их стоимость очередную индексацию утилизационного сбора, который со следующего года должен увеличиться порядка на 30%. Кроме того, давление на цены окажет окончание режима «промсборки» у российских поставщиков автокомпонентов, что в основном отразится на наиболее локализованных игроках.
По оценкам Георгия Коновалова, в начале 2021 года новые автомобили могут подорожать в среднем на 2-3%. А на машины, которые уже находились в категории «акционных», могут отменить дополнительные выгоды.
В свою очередь, Андрей Ольховский отмечает, что цены на машины очень четко коррелируют с курсом валют, так как автокомпоненты покупаются за евро или доллары. Поэтому глядя на валютные котировки, можно предположить, что будет с ценами. Конечно, импортеры и автопроизводители не поднимают цены на автомобили единоразово соразмерно курсу рубля по отношению к доллару, но каскадированные подъемы цен будут безусловно.
— Если в начале 2020 года курс доллара был чуть выше 60 рублей, а сегодня 76 рублей — разница составляет около 25% — это таргет для увеличения стоимости автомобилей при условии, что ситуация с курсом не изменится. Помимо валютных колебаний существует ежегодное повышение стоимости автомобилей с учетом инфляции и других факторов, таких как утилизационный сбор, размер НДС и пр. Эти факторы отражаются на стоимости автомобилей на следующий год. У каждого бренда рост цен может составлять порядка 2-4% дополнительно к курсовым разницам, — резюмирует Андрей Ольховский.
Comment section