Налетай, пока не подорожало: почему выгодно покупать машину в декабре

Сохраняющийся дефицит на авторынке фактически поставил крест на традиционных для декабря распродажах машин уходящего года выпуска. Тем не менее
Сохраняющийся дефицит на авторынке фактически поставил крест на традиционных для
декабря распродажах машин уходящего года выпуска. Тем не менее, желающим
обновить автомобиль откладывать покупку все равно не стоит.

Планы, бонусы и скидки

Как известно, многие автомобилисты откладывают смену машины на конец года, когда дилеры предлагают автомобили уходящего года выпуска с хорошим дисконтом. С предпраздничным настроением щедрость продавцов, разумеется, никак не связана, а имеет вполне прозаические обоснования. Дело в том, что дистрибьюторам предстоит отчитаться в штаб-квартиры о выполнении годового плана продаж, и ради этого они стимулируют дилеров бонусами (3-10% от стоимости автомобиля в зависимости от марки). 

Для дилеров, в свою очередь, это является существенной статьей формирования бюджета, поэтому под конец финансового года они стремятся максимально расчистить склады, чтобы показать выполнение или перевыполнение плана продаж. Лучшие скидки обычно можно найти в автосалонах крупных холдингов, ведь бонус производителя в большинстве случаев зависит от объема продаж. Кроме того, дилеров подталкивают к распродаже складов условия госпрограмм стимулирования спроса, которые, как правило, распространяются на автомобили с ПТС текущего года, так что продать машины с «просроченным» паспортом становится намного сложнее.

Для покупателей же год выпуска автомобиля не имеет почти никакого практического значения, поскольку гарантия на него начинает действовать с момента передачи клиенту, а не с даты производства. Таким образом, покупка прошлогодней машины в сезон распродаж действительно может быть очень выгодна, особенно если учесть, что автомобили нового модельного года непременно подорожают, а скидок на них дилеры обычно не предоставляют. В то же время необходимо иметь в виду, что год выпуска влияет на стоимость автомобиля при его дальнейшей перепродаже, косвенно давая информацию о дате окончания гарантии, пробеге и модельной линейке.

Налетай, пока не подорожало: почему выгодно покупать машину в декабре

Как говорит генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский, можно рассматривать «выгоду» от покупки нового автомобиля по-разному, и именно выбранная позиция будет влиять на принятие решения. Если клиент хочет максимально сэкономить на покупке автомобиля, то самое выгодное — покупка автомобиля предыдущего года выпуска в период с января по март. На такие автомобили производители предоставляют дополнительные программы поддержки, и клиенты могут получить максимальную выгоду. 

— Если клиент хочет сохранить инвестиции, то правильнее покупать автомобиль в период с марта по май, когда в продажу начинают поступать модели текущего года. Их стоимость будет чуть выше, чем у автомобилей предыдущего года выпуска, но по прошествии нескольких лет автомобиль будет иметь большую остаточную стоимость, чем модель предыдущего года, и разница в цене будет существеннее, чем скидка при покупке, — констатирует Андрей Ольховский.

Вопреки традициям

Впрочем, несмотря на то, период предновогодних распродаж на авторынке обычно приходится на декабрь, возникший недавно дефицит у дилеров внес коррективы в эту традицию, и о больших скидках на машины уходящего года выпуска сегодня мечтать не приходится. Напомним, нехватка автомобилей в наличии вызвана перебоями с производством из-за пандемии коронавируса, а также ажиотажным спросом на фоне очередного падения рубля в последние месяцы. Кроме того, в ноябре продажи новых автомобилей подстегнуло завершение госпрограмм льготного автокредитования, по которым заемщики могут приобрести популярные модели российского производства с 10-процентной скидкой от государства. И хотя в условиях сохраняющегося дефицита на авторынке воспользоваться ей успели далеко не все желающие, они смогут сделать это в следующем году, когда действие госпрограмм возобновится.

В сложившейся ситуации автопроизводители отказались от прямых скидок на свои модели и предлагают дисконты исключительно в рамках схемы трейд-ин или фирменных программ автокредитования. В последнем случае выгода для покупателей становится особенно неочевидной, учитывая дальнейшую переплату по банковским процентам и каско. 

— Если говорить о том, что уже сейчас активно продаются автомобили, которые приедут в дилерские центры только в феврале, то каких-то определенных распродаж в этом году не предвидится. Дефицит продолжается, а с учетом экономической ситуации, сложности поставок запчастей и с учетом того, что эпидемиологическая обстановка оставляет желать лучшего, – дополнительных скидок в конце текущего года и в начале следующего ожидать не стоит. Кстати, вероятнее всего, дилерские центры поддержат новогоднее настроение клиентов дополнительными подарками в декабре на автомобили в наличии, — рассуждает руководитель отдела продаж «Сигма Сервис» Георгий Коновалов.

Налетай, пока не подорожало: почему выгодно покупать машину в декабре

По его мнению, в текущих рыночных условиях сейчас наиболее удачное время для покупки нового автомобиля 2020 года выпуска с наибольшей выгодой, поскольку при приобретении машины в наличии ее цена известна и остается неизменной с того момента, как покупатель сделал выбор. В то время как стоимость автомобилей, которые только едут к дилерам (находятся в производстве или в пути), будет зависеть от дополнительных факторов (например, от курса рубля) и может измениться — как правило, в большую сторону.

Время покупать

Действительно, декабрь-январь станут удачным временем для покупки нового автомобиля, ведь машины 2021 года выпуска изначально будут дороже. Как показывает практика, автомобили нового модельного года начинают поступать дилерам уже в декабре, причем первыми приходят модели, выпускаемые в России. Сроки появления импортных иномарок различаются в зависимости от места производства — например, из Японии и США они прибывают только в марте-апреле. При этом участники рынка ожидают, что дефицит на российском авторынке будет сохраняться вплоть до весны будущего года.

Как считает Андрей Ольховский, если в текущий момент нет острой необходимости в покупке автомобиля, лучше выдержать паузу. После окончания пандемии рынок стабилизируется, и поставки автомобилей станут регулярными. В комплексе это даст возможность получить более привлекательные условия покупки у дилеров. А если клиент планировал приобрести машину в начале текущего года, но по тем или иным причинам не купил, то лучше сделать это сейчас и не ждать, что будет в 2021-м. С точки зрения финансов — цены на автомобили в следующем году будут существенно выше даже с учетом возможных скидок.

Что касается цен на автомобили 2021 года выпуска, помимо традиционных валютных и инфляционных рисков автопроизводители будут закладывать в их стоимость очередную индексацию утилизационного сбора, который со следующего года должен увеличиться порядка на 30%. Кроме того, давление на цены окажет окончание режима «промсборки» у российских поставщиков автокомпонентов, что в основном отразится на наиболее локализованных игроках.

По оценкам Георгия Коновалова, в начале 2021 года новые автомобили могут подорожать в среднем на 2-3%. А на машины, которые уже находились в категории «акционных», могут отменить дополнительные выгоды.

Налетай, пока не подорожало: почему выгодно покупать машину в декабре

В свою очередь, Андрей Ольховский отмечает, что цены на машины очень четко коррелируют с курсом валют, так как автокомпоненты покупаются за евро или доллары. Поэтому глядя на валютные котировки, можно предположить, что будет с ценами. Конечно, импортеры и автопроизводители не поднимают цены на автомобили единоразово соразмерно курсу рубля по отношению к доллару, но каскадированные подъемы цен будут безусловно.

— Если в начале 2020 года курс доллара был чуть выше 60 рублей, а сегодня 76 рублей — разница составляет около 25% — это таргет для увеличения стоимости автомобилей при условии, что ситуация с курсом не изменится. Помимо валютных колебаний существует ежегодное повышение стоимости автомобилей с учетом инфляции и других факторов, таких как утилизационный сбор, размер НДС и пр. Эти факторы отражаются на стоимости автомобилей на следующий год. У каждого бренда рост цен может составлять порядка 2-4% дополнительно к курсовым разницам, — резюмирует Андрей Ольховский.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *