Дамир Фаттахов: Нужны площадки для столкновения позиций, а не людей

не вписывающейся в стандарт. Эксперты
Министр заявил о нехватке открытых мест для общения с молодежью, не
вписывающейся в стандарт. Эксперты, опрошенные KazanFirst, уверены: чтобы
получился диалог, ведомство в первую очередь должно отказаться от бюрократизации
своих процессов.

— Когда мне было 15 лет, за мелкую кражу меня поставили на учет в ПДН. Были еще и драки, и избиения. Мой парень был из АУЕ. Меня хотели отправить в колонию для несовершеннолетних. Я думала, это все круто. Но сейчас понимаю, что это не так, — рассказывает 18-летняя Диляра Кабирова.

Своей историей девушка делится не в кругу близких людей, а перед большой аудиторией на итоговой коллегии министерства по делам молодежи Татарстана. 

Сейчас Диляра ведет совсем другую жизнь и о том, что было, рассказывает с сожалением. Она работает, готовится к экзаменам, планирует поступить в вуз. Для нее изменения в лучшую сторону начались после того, как она попала в один из лагерей, смену в которой организовали активисты молодежного движения «Форпост». Диляра нашла для себя новые увлечения и вскоре сама стала организатором подобных мероприятий.

— Я хочу сказать огромное спасибо «Форпосту». Именно эта организация поставила меня на верный путь. Я понимаю, что если бы они не встретились мне, то я бы делала что-то еще хуже и, возможно, сейчас не стояла перед вами, а была бы осуждена, — не успела Диляра договорить, а зал в знак поддержки отметил ее откровенный монолог аплодисментами.

Дамир Фаттахов: Нужны площадки для столкновения позиций, а не людей

Для Минмола Татарстана работа с подростками никогда не теряла своей актуальности. И центр «Форпост» — не единственный, действующий в этом направлении. Есть новый проект «Свои», а также многочисленные подростковые клубы, о которых мы расскажем отдельно. В 2021 году все они получат особое внимание, ведь, как заявил глава ведомства Дамир Фаттахов, подростки станут главным приоритетом для деятельности министерства на ближайшее время.

— Именно в подростковом возрасте приобретается опыт, который во многом формирует систему ценностей и взгляды на жизнь, гражданскую позицию, отношение к государству и обществу, определяет профессиональную траекторию. Это возраст, когда ребенок становится молодежью и перестает искать ответы на интересующие вопросы только в семье, а значит, роль государства имеет принципиальное значение, — говорит об этом министр.

На сегодня разработана даже специальная коцепция MinMolteens, в которой подробно описан принцип работы с подростками и сквозные требования к любому проекту, связанному с этой категорией.

В рамках концепции есть уже и конкретный проект — «Цифровая гигиена». По сути, это ролики, аудио- и видеоподкасты, наборы мемов, интерактивные мероприятия, разработанные с участием психологов и с привлечением самих подростков. Их важной задачей является сформировать критическое мышление по отношению ко всему, что есть в интернете. Ведь вызовы в Сети каждый день становятся все более серьезными, считают в ведомстве.

Дамир Фаттахов: Нужны площадки для столкновения позиций, а не людей

— Это связано как с целенаправленной работой представителей АУЕ и других запрещенных течений, которые четко, целенаправленно и методично вербуют подростков в сетевых сообществах, так и с кибербуллингом, троллингом и кибермошенничеством, которым подростки подвержены больше других и с которыми зачастую остаются один на один, — рассказывает Фаттахов.

Хорошим подспорьем в профилактике считается еще и институт наставничества, на основе которого в Казани стартовал проект «Свои». В столице идея показала свою успешность, теперь в Минмолодежи предлагают тиражировать ее на всю республику.

— Это тренеры, педагоги, которые каждый в своем микрорайоне могут, скажем так, заинтересовать трудных подростков, привести их в подростковый клуб, стать для них авторитетным наставником, который вовремя подскажет правильный путь в жизни. Подобных проектов, как мне кажется, долгое время не хватало, — замечает министр.

Например, в Зеленодольске из-за отсутствия инфраструктуры и недостатка профилактики социально-негативных явлений случился настоящий кризис в молодежной политике. Но уже совсем скоро там откроется современный центр «Порт», в создании которого непосредственное участие принимали сами молодые люди.

К слову, о подростковых клубах, всего в Татарстане их 224 в 28 муниципальных образованиях республики. И министра очень волнует то, что на сегодня большинство из них эксплуатируются не по прямому предназначению.

Дамир Фаттахов: Нужны площадки для столкновения позиций, а не людей

— Обращаюсь к руководству муниципалитетов, напоминаю, что подростковые клубы, как учреждения молодежной политики, должны работать именно с подростковой аудиторией — от 14 до 18 лет. А сейчас они составляют в муниципалитетах лишь 36% от общей численности. И это место не для занятий дошкольников или учеников младших классов, даже если они обеспечивают хорошие поступления во внебюджет. Мы должны всецело посвятить работу подростковых клубов занятиям, которые в первую очередь интересны современным подросткам, — высказался на этот счет Фаттахов.

Хорошим примером с правильной концепцией стал подростковый клуб «Остаз», открытый в Московском районе Казани, вблизи всем небезызвестной Жилплощадки. В здании клуба функционируют: лекторий, а также швейно-кожевенная, столярная, гончарная мастерские, пользующиеся огромным спросом. Именно такими и должны быть современные подростковые клубы, уверены в министерстве.

Проблема не заканчивается только на этом. Нужно еще и привести в клубы молодежь, поэтому задача подросткового клуба — быть во дворах, понимать, что интересно подросткам конкретного микрорайона, быть с ними в диалоге.

— Уверен, что правильная организация работы молодежного центра в соответствии со стандартом и сетевое взаимодействие с имеющейся инфраструктурой, а это 23 подростковых клуба, обеспечат ощутимые изменения в молодежной среде, — заявил руководитель ведомства.

Кроме профилактики отдельной темой министр обозначил и необходимость постоянной коммуникации с подростками и молодежью как в офлайн-, так и в онлайн-режиме. Причем общение должно проходить в формате диалога. И если его не будет, то случается то, что наблюдали по всей стране 23 и 31 января — протестные митинги. 

В этом Фаттахов убедился лично, когда после первой несанкционированной акции устроил встречу с молодыми участниками шествия, а на второй митинг и вовсе вышел на улицу вместе с другими. Но не для того, чтобы поддержать массу, а лишь для того, чтобы предупредить о незаконности участия в подобных мероприятиях.

— Диалог должен быть открытый и честный. Когда можно высказывать свою точку зрения. Когда стороны могут услышать друг друга. Об этом говорили молодые люди, выходившие на митинг 23-го числа, во время нашей встречи в министерстве и вчера, когда мы общались на улице, — добавляет министр.

В противном случае возникает вакуум, который быстро заполняется альтернативными взглядами, повесткой и людьми. Для этого используются каналы коммуникации, где Минмол недостаточно эффективен. Отличным доказательством тому может послужить, например, то, как за пару дней до начала незаконных акций некоторые пользователи Инстаграма и Тик-Тока призывали к участию в несогласованных митингах своих подписчиков, которые в большинстве своем несовершеннолетние.

— Востребованная инфраструктура и актуальные молодежные проекты делают нашу республику привлекательной для молодежи. Но не всех это останавливает от выхода с протестом по волнующим вопросам. Запрос, с которым молодежь вышла, имеет другую природу. Запрос на публичный диалог по любым вопросам, — рассуждал Фаттахов.

Он убежден, что события последних двух недель оголили проблему дефицита площадок для открытого разговора по общественно-политическим темам, а также нехватки молодых людей, готовых аргументированно отстаивать альтернативную точку зрения. Именно поэтому одной из приоритетных задач для ведомства станет работа над тем, чтобы сделать имеющиеся площадки более доступными, гласными и открытыми для любого молодого человека.

— Чтобы они становились местом столкновения позиций, но никак не людей, — подчеркнул министр.

Дамир Фаттахов: Нужны площадки для столкновения позиций, а не людей

За все время работы министерства молодежи его команде однозначно удалось развить тот успех, который был достигнут республикой ранее.

— Но в последний период большой проблемой ведомства стала организация диалога с молодёжью, которая не включена ни в какие проекты, — считает управляющий партнер коммуникационного агентства «К9», медиатехнолог Ярослав Муравьев. — У министерства пока нет никаких предложений для этого круга. Сейчас сама политическая ситуация заставляет задуматься о взаимодействии с неформальными структурами. Однако у ведомства нет ни технической, ни идеологической возможности взаимодействия с такими объединениями и их лидерами, которые не зависят от государства.

Помочь разрешить этот вопрос может изучение международного опыта и дебюрократизация, иначе говоря, отказ от формальных процессов.

— В первую очередь нужно отказаться от превосходства сотрудников министерства над молодёжью, над людьми, которые находятся вне формального поля. Сотрудники Минмола должны понять, что их заинтересованность во взаимодействии с подобными институтами намного выше, чем у неформалов с министерством. Нужно искать новые кейсы, — добавляет собеседник.

Дамир Фаттахов: Нужны площадки для столкновения позиций, а не людей

В свою очередь главный редактор молодежного интернет-издания Enter Данил Губайдуллин считает, что, несмотря на пандемию, в ведомстве сумели добиться многого и ответить на важные запросы целевой аудитории. Одним из достижений стало открытие экстрим-парка «Урам».

— Проект получился действительно классным, — говорит он об этом.

Давая оценку встрече и беседе Фаттахова с участниками последних протестных акций, спикер отмечает, что это был небольшой, но нужный ответ со стороны ведомства.  

— Несмотря на сложное время и все эти митинги, министерство и, в частности, сам министр попытались выстроить диалог с молодежью на волнующие их темы. Я лично был на той встрече с участниками акции, сейчас мы следим за другими. Заметно, что для части из них диалог с Фаттаховым произвел большое впечатление и положительно отразился на них, — высказал мнение Губайдуллин.

Наслышан собеседник KazanFirst и о проекте «Цифровая гигиена», однако прогнозировать то, насколько эффективным он получится, пока сложно.

— Не могу однозначно сказать, как это будет работать. Но это будет определенный опыт для подростков о том, какие есть риски публикаций в интернете. Если смогут заинтересовать молодежь, то получится классно, — подытожил Данил Губайдуллин.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *